Конституционное право РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Источники конституционного права – это внешние формы выражения (проявления) конституционного права, основными из которых являются различные нормативно-правовые акты.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (5, ст. 1).

Оглавление

1. В чем специфика источников конституционного права? (с. 3)
2. Личные права граждан (понятие и содержание). (с. 5)
3. Законодательный процесс в Национальном собрании. (с. 7)
4. Укажите, как может определяться гражданство детей: не достигших
возраста 14 лет, в возрасте от 14 до 18 лет? (с. 15)
5. Администрация населенного пункта, в котором проживает 1.5 тыс. жителей, в том числе около 50% из них составляют рабочие и служащие, обратилась в соответствующие государственные органы с просьбой придать данному населенному пункту статус городского поселка.
Какое решение и почему будет принято по данной просьбе? (с. 18)
6. Список использованных источников (с. 19)

Файлы: 1 файл

Конст. право РБ - некоторые вопросы.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

План 

  1. В чем специфика  источников конституционного права? (с. 3)
  2. Личные права граждан (понятие и содержание). (с. 5)
  3. Законодательный процесс в Национальном собрании. (с. 7)
  4. Укажите, как может определяться гражданство детей: не достигших 
    возраста 14 лет, в возрасте от 14 до 18 лет? (с. 15)
  5. Администрация населенного пункта, в котором проживает 1.5 тыс. жителей, в том числе около 50% из них составляют рабочие и служащие, обратилась в соответствующие государственные органы с просьбой придать данному населенному пункту статус городского поселка.

      Какое решение и почему будет принято  по данной просьбе? (с. 18)

6. Список использованных источников (с. 19)

 

1. В чем специфика  источников конституционного  права? 

Источники конституционного права – это  внешние формы выражения (проявления) конституционного права, основными  из которых являются различные нормативно-правовые акты.

Нормативный правовой акт – это официальный  документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции  уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем  референдума с соблюдением установленной  законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное  применение (5, ст. 1).

В нашей  стране конституционное право проявляется  в различных правовых источниках:

1. Конституция  Республики Беларусь;

2. Международные  договоры Республики Беларусь, действующие  на территории страны;

3. Законы  Республики Беларусь;

4. Декреты  и указы Президента Республики  Беларусь;

5. Заключения  Конституционного Суда Республики  Беларусь;

6. Постановления  Палат Национального собрания  Республики Беларусь;

7. Постановления  Правительства Республики Беларусь;

8. Нормативные  акты министерств и иных республиканских  органов государственного управления;

9. Решения  местных Советов депутатов и  исполнительных комитетов (администраций). [6, с. 7].

Основным  источником конституционного права  является Конституция Республики Беларусь, в ней содержатся его важнейшие  нормы и институты. Конституция  Республики Беларусь обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения, это Основной Закон государства. Отсюда вытекает специфика источников конституционного права: все нормативно-правовые акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и не могут противоречить ей. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются в соответствии с процедурой, закрепленной в законодательстве. Конституция Республики Беларусь задает тон всему текущему законодательству нашего государства. 

 

2. Личные права граждан (понятие и содержание). 

Существуют  разные классификации прав и свобод в зависимости от различных оснований. В Конституции Республики Беларусь сохранена классификация основных прав и свобод граждан, закрепленная ранее в гл. 5 и ст. 37 Конституции  БССР 1978 г., но последовательность их изложения  была изменена [6, с. 87]. Основанием для этой классификации является содержание прав и свобод:

1) личные  права и свободы граждан;

2) политические  права и свободы граждан;

3) социально-экономические  и культурные права и свободы  граждан.

Такая классификация позволяет охватить всю широту прав и свобод граждан, а выдвижение на первое место личных прав и свобод подчеркивает применение концепции естественных прав человека в деятельности государства.

Задачей данной контрольной работы является рассмотрение личных прав и свобод граждан. Итак, под личными правами и свободами понимаются такие права и свободы, которые принадлежат всем лицам, независимо от гражданства. К ним относятся:

а) право ни жизнь (7, ст. 24);

б) право  на свободу, неприкосновенность и достоинство  личности (7, ст. 25);

в) право  на защиту от незаконного вмешательства  в личную жизнь (7, ст. 28);

г) право  на неприкосновенность жилища и иных законных владений (7, ст. 29);

д) право  на свободное передвижение и выбор  места жительства (7, ст. 30);

е) право  на определение отношения к религии (7, ст. 31);

ж) свобода  мнений, убеждений и их свободное  выражение (7, ст. 33);

з) право  на национальную принадлежность, на пользование  родным языком (7, ст. 50);

и) право  на судебную защиту (7, ст.ст. 25, 60, 115);

к) право  на обращение в международные  организации с целью защиты своих  прав и свобод (7, ст. 61);

л) право  на юридическую помощь (7, ст. 62).

Таким образом, мы видим, что Конституция  Республики Беларусь охватывает все  многообразие личных, естественных прав и свобод гражданина, на первое место  поставив право на жизнь, так как  именно это право является основным, неотчуждаемым правом человека, которое  принадлежит ему от рождения. Оно  является стержнем конституционных  прав человека, и многие другие своей  конечной целью имеют реализацию именно права на жизнь (например, право  на личную неприкосновенность, на охрану здоровья и др.).

«Обеспечение  прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства» (7, ст. 21). 

 

3. Законодательный процесс в Национальном собрании. 

Законодательный процесс можно определить как  установленный законом порядок  разработки, принятия и вступления в силу законов.

Законодательный процесс составляет важнейшую часть  деятельности любого парламента. Как отмечает профессор Василевич Г.А.: «Законодательный процесс - важнейшая сторона функционирования парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс - это основа всего процесса правотворчества» [1, с. 673].

Одним из существенных признаков законодательного процесса является его стадийность. Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно  сменяющих друг друга стадий, каждая из которых обладает своими особенностями, задачами, субъектами и направлена на решение конкретных целей, успешное достижение которых является необходимым  условием и обязательной предпосылкой для принятия закона.

Вопрос  о количестве стадий является в юридической литературе дискуссионным. Василевич Г.А. выделяет всего семь стадий:

1) прогнозирование  и планирование развития законодательства; 2) законодательная инициатива; 3) предварительное рассмотрение проектов; 4) рассмотрение проекта на заседании Палаты представителей; 5) принятие закона; 6) рассмотрение и одобрение (отклонение) Советом Республики принятых проектов законов; 7) подписание и обнародование закона [1, с. 676 - 704]. Но, другие авторы, как правило, (например, Масловская Т.С.) выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта в Палате представителей; 3) рассмотрение законопроекта в Совете Республики; 4) подписание и обнародование закона [8, с. 154-159]. Каждая из указанных стадий обладает своей спецификой, но вместе они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий путь проекта закона с момента его зарождения и до вступления в силу. Все стадии законодательного процесса вместе направлены на достижение общей цели - введения в силу нового закона.

Прежде  чем мы рассмотрим все стадии законодательного процесса, хотелось бы отметить, что  порядок разработки, принятия и вступления в силу законов в Республике Беларусь регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Для нас в контексте  данного вопроса контрольной  работы интерес представляют следующие  из них: Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) – раздел IV, глава 4; Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. N 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь», Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 г., Регламент Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г.

Итак, рассмотрим подробнее основные стадии законодательного процесса в парламенте – Национальном собрании Республики Беларусь.

1) Законодательная инициатива.

В соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь «право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам  Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в  количестве не менее 50 тысяч человек  и реализуется в Палате представителей».

Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь рассматриваются палатами Национального  собрания по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным  правом [7, ст. 138].

Законопроекты, следствием принятия которых может  быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства [7, ст. 99, ч. 2].

Право законодательной инициативы может  быть реализовано несколькими субъектами права законодательной инициативы совместно [4, ст. 41].

2) Рассмотрение законопроектов в Палате представителей.

Любой проект закона, если иное не предусмотрено  Конституцией Республики Беларусь, вначале  рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики [4, ст. 43].

Рассмотрение  проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено  Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» и Регламентом Палаты представителей Национального собрания [4, ст. 51].

Председатель  Палаты представителей (или в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей) из числа постоянных комиссий назначает головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении [9, ст. 128].

Проект  закона в первом чтении рассматривается  Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия. По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его. Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом. Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей [4, ст. 53].

При рассмотрении проекта закона во втором чтении обсуждаются  структурные элементы проекта закона и поправки к нему. Голосование по проекту закона может проводиться по структурным элементам проекта закона. Затем проводится голосование по проекту закона в целом. Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном рассмотрении его в первом чтении. По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия - Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь. После проведения голосования по структурным элементам проекта закона, а также по всем внесенным поправкам проводится голосование по проекту закона в целом. Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» [4, ст. 55].

Информация о работе Конституционное право РБ