Конституционное право РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Источники конституционного права – это внешние формы выражения (проявления) конституционного права, основными из которых являются различные нормативно-правовые акты.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (5, ст. 1).

Оглавление

1. В чем специфика источников конституционного права? (с. 3)
2. Личные права граждан (понятие и содержание). (с. 5)
3. Законодательный процесс в Национальном собрании. (с. 7)
4. Укажите, как может определяться гражданство детей: не достигших
возраста 14 лет, в возрасте от 14 до 18 лет? (с. 15)
5. Администрация населенного пункта, в котором проживает 1.5 тыс. жителей, в том числе около 50% из них составляют рабочие и служащие, обратилась в соответствующие государственные органы с просьбой придать данному населенному пункту статус городского поселка.
Какое решение и почему будет принято по данной просьбе? (с. 18)
6. Список использованных источников (с. 19)

Файлы: 1 файл

Конст. право РБ - некоторые вопросы.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

Президент либо по его поручению Правительство  имеют право вносить предложения  в Палату представителей и Совет  Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в  течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение [7, ст. 99].

Принятые  Палатой представителей проекты  законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики [4, ст. 57].

3) Рассмотрение законопроектов в Совете Республики.

Принятые  Палатой представителей проекты  законов могут рассматриваться  в Совете Республики не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. В случае поступления проекта закона в Совет Республики менее чем за двадцать дней до окончания сессии течение срока для рассмотрения проекта закона, как правило, продолжается со дня открытия следующей очередной сессии Совета Республики, за исключением проектов законов, объявленных срочными, которые рассматриваются на текущей сессии. Если в течение двадцати дней, а при объявлении проекта закона срочным - десяти дней со дня внесения проект закона не был рассмотрен Советом Республики, он считается одобренным Советом Республики [4, ст. 58].

Проект  закона, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой  представителей и одобрения Советом  Республики. Проект закона считается одобренным Советом Республики, если за такое решение проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь». Если решение об одобрении не принято, проект закона считается отклоненным. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись. Если проект закона не был рассмотрен Советом Республики в установленные Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» сроки, он считается одобренным и представляется Президенту Республики Беларусь на подпись [4, ст. 60].

В случае отклонения проекта закона Советом  Республики палаты Национального собрания для преодоления возникших разногласий  могут создать согласительную комиссию, которая формируется на паритетной основе. Решение о создании согласительной комиссии принимается большинством голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания. Если согласительная комиссия не создавалась, подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей осуществляется соответствующей постоянной комиссией  Палаты представителей. В этом случае проект закона рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения. [4, ст. 61].

Решение согласительной комиссии принимается  открытым раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и  Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство  ее членов соответственно от Палаты представителей и Совета Республики [4, ст. 63]. Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией и завизированный сопредседателями согласительной комиссии, представляется на одобрение обеих палат Национального собрания. К тексту проекта закона прилагается протокол заседания согласительной комиссии. При повторном рассмотрении проекта закона Палатой представителей на голосование ставится проект закона в целом в редакции, выработанной согласительной комиссией. Принятый Палатой представителей проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Республики, где рассматривается в соответствии с Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» и Регламентом Совета Республики Национального собрания. В случае отклонения проекта закона Совет Республики может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Советом Республики [4, ст. 64].

Если  согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта  закона, Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство  Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла  окончательное решение. Закон считается  принятым Палатой представителей при  условии, что за него проголосовало  не менее двух третей от полного  состава Палаты представителей [4, ст. 65].

4) Подписание и обнародование закона.

Закон, принятый Палатой представителей и  одобренный Советом Республики представляется в 10-дневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись [4, ст. 60]. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей. Палата представителей должна рассмотреть  закон с возражениями Президента Республики Беларусь в срок не позднее  тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей. Если Президент  Республики Беларусь возвращает текст  закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей [4, ст. 66].

Если  закон будет принят Палатой представителей повторно в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от полного  состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет  Республики, который должен рассмотреть  его повторно не позднее 20 дней. Закон  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее 2/3 от полного  состава Совета Республики. Закон  после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом  в 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом  в этот срок [4, ст. 66].

В таком  же порядке рассматриваются возражения Президента на отдельные положения  закона, которые возвращаются для  повторного голосования [4, ст. 67].

Законы  подлежат немедленному и обязательному  официальному опубликованию [5, ст. 63] и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок [5, ст. 65].

Следует также добавить, что Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» отдельно в статьях 68, 69 и 70 регулируются вопросы об особенностях рассмотрения Национальным собранием Республики Беларусь проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь [4, ст. 68], о рассмотрении проектов законов о республиканском бюджете и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета [4, ст. 69] и об особенностях рассмотрения проектов законов, подготовленных в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь [4, ст. 70].

 

4. Укажите, как может определяться гражданство детей: не достигших возраста 14 лет, в возрасте от 14 до 18 лет? 

Дети  в возрасте до 18 лет могут приобрести гражданство Республики Беларусь по рождению либо в порядке регистрации. В первом случае ребенок считается белорусским гражданином со дня его рождения, во втором случае - со дня принятия соответствующего решения органами внутренних дел [3, ст. 35].

В соответствии со статьей 13 Закона «О гражданстве  Республики Беларусь» ребенок по рождению является гражданином Республики Беларусь, если на день его рождения: 1) хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка; 2) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь; 3) родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства; 4) ребенок находится на территории Республики Беларусь, а родители его неизвестны.

Согласно  ст. 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» в порядке регистрации  белорусское гражданство дети могут  приобрести в следующих случаях. Во-первых, по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, гражданство в порядке регистрации предоставляется детям, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь. Во-вторых, по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства, приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими.

Разница между детьми в возрасте до 14 лет  и от 14 до 18 лет состоит в правилах изменения гражданства ребенка  при изменении гражданства его  родителями. Эти изменения определяются статьями 23 - 26 Закона «О гражданстве Республики Беларусь».

В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет. Однако изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей, допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

По желанию  родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства  Республики Беларусь за ребенком может  сохраняться гражданство Республики Беларусь.

Если  родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым  установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят  из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство  Республики Беларусь.

Если  гражданство Республики Беларусь приобретает  один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или  лицом без гражданства, ребенок  может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению  родителей или родителя, который  приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого  родителя неизвестно.

Если  гражданство Республики Беларусь приобретает  один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином  Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если  один из родителей выходит из гражданства  Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином  Республики Беларусь, ребенок сохраняет  гражданство Республики Беларусь.

Условия сохранения или изменения гражданства  ребенка в случае его усыновления  определены ст. 27 Закона «О гражданстве Республики Беларусь». Законодателем установлено, что ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство  Республики Беларусь при его усыновлении: 1) супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином; 2) супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; 3) супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства.

 

5. Администрация населенного пункта, в котором проживает 1.5 тыс. жителей, в том числе около 50% из них составляют рабочие и служащие, обратилась в соответствующие государственные органы с просьбой придать данному населенному пункту статус городского поселка.

Какое решение и почему будет принято  по данной просьбе? 

Для решения  данного вопроса следует руководствоваться  Законом «Об административно-территориальном  делении и порядке решения  вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».

В соответствии со статьей 5 вышеназванного Закона все  населенные пункты Республики Беларусь в зависимости от численности  проживающего населения, уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры и государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории, относятся  к определенным категориям. Городской  поселок относится к категории  поселков городского типа и характеризуется  численностью населения свыше 2 тысяч человек, наличием промышленных и коммунальных организаций, социально-культурных организаций, организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Информация о работе Конституционное право РБ