Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, практическая работа

Краткое описание

Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:
1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).
2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Файлы: 1 файл

ПРАК ЗАДАНИЕ.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

 

2. Депутат Государственной Думы А.А. Петров был вызван к следова­телю прокуратуры в качестве свидетеля по делу Грачнева А.С, зани­мавшего должность главы районной администрации, где находился ок­руг Петрова. Грачневу вменялись в вину злоупотребления должностным положением, получение взяток и ряд других нарушений, в том числе и нецелевое использование средств, выделявшихся для обеспечения рабо­ты приемной депутата Петрова. Следователь предложил Петрову дать показания о некоторых обстоятельствах, связанных с расходованием этих средств и существенных для расследуемого дела. Против допроса Петрова категорически возражает обвиняемый.

Обязан и вправе ли депутат дать показания по делу в качестве свидетеля?

Депутат Государственной Думы Петров А.А. не обязан давать показания по делу о нецелевом расходованию Грачевым А.С. средств, выделявшихся  для обеспечения работы приемной депутата.

Основанием для этого является ст.  21 Федерального закона от 08.05.1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ», в соответствии с которой  «депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий».

Таким образом, участие депутата Петрова в качестве свидетеля в деле зависит только от его желания, а категорические возражения обвиняемого, в данном случае, никакой роли не играют.

 

Тема №19. Федеральный законодательный процесс

 

1. Решите задачи:

1. После рассмотрения Государственной Думой ФС РФ в первом
чтении проекта Земельного кодекса он был направлен в субъекты РФ.
Большинство субъектов РФ высказалось против принятия кодекса в
данной редакции, и предложили свои поправки. Однако Государственная Дума приняла Земельный кодекс без учета мнения субъектов РФ.

Проанализируйте ситуацию.

В соответствии со ст.119 Регламента Государственной Думы  Федерального собрания РФ «Постановление Государственной Думы о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляются субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации, при этом в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – по вопросам их ведения, а в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации». По условиям задачи Дума выполнила данное  требование, при этом субъекты предложили свои поправки. В соответствии с гл. 13 Регламента Государственной Думы  Федерального собрания РФ поправки к законопроекту обобщаются ответственным комитетом. Таблицы поправок вместе с законопроектом ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы, который, в свою очередь, принимает решение о дате рассмотрения во втором чтении Государственной Думой подготовленных документов. Решение о принятии поправок к проекту ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государствеенной Думы. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов, они считаются отклоненными. Таким образом, поправки, предложенные субъектами, могли быть отклонены при голосовании в Государственной Думе.

 

2. В Совет Федерации поступил принятый Государственной Думой Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации его не рассмотрел, Председатель Совета Федерации принял решение направить его как одобренный Советом Федерации в пассивной форме Президенту РФ. Президент РФ отказался подписать данный за­кон.

Оцените правомерность действий всех субъектов.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Таким образом, Председатель Совета Федерации, отправивший данный закон Президенту как одобренный в пассивной форме поступил неправомерно, а Президент РФ, отказавшийся подписать данный законопроект, - правомерно.

 

2. Каково соотношение законодательного процесса и законодательных процедур?

«Законодательный процесс» и «законодательная процедура» являются достаточно близкими понятиями, однако между ними можно провести различие. Термин «процесс» – это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, а «процедура» – порядок рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных действий. Таким образом, понятие «законодательный процесс» отражает последовательное совершение ряда действий, постадийный характер развития деятельности компетентных органов по внесению и обсуждению законопроектов, принятию, подписанию и обнародованию законов.

Категория же «процедура» фиксирует упорядоченность последовательных действий, составляющих содержание процесса. В частности, понятие «законодательная процедура» акцентирует внимание на нормативной упорядоченности указанной деятельности, ее организационно-процедурных формах, которые выражаются в регламентированном правовом порядке совершения правотворческих операций.

 

Тема №20. Правовой статус парламентария

 

1. Решите задачи:

1. Депутат Государственной Думы неоднократно не являлся на засе­дания законодательного органа. Председатель Государственной Думы вынес предупреждение указанному депутату о том, что в случае сле­дующей неявки на заседание он поставит вопрос о досрочном прекра­щении полномочий данного депутата. Проанализируйте ситуацию со ссылками на соответствующие законы и Регламент Государственной Думы.

В соответствии с ст. 44 Регламента Государственной Думы  Федерального собрания РФ «Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты по уважительной причине депутат Государственной Думы обязан информировать Председателя Государственной Думы и руководителя соответствующей фракции. Уважительными причинами отсутствия депутата Государственной Думы на заседании Государственной Думы являются направление в командировку по распоряжению Председателя Государственной Думы или Первого заместителя Председателя Государственной Думы, участие в выполнении поручений Государственной Думы и Совета Государственной Думы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы». Т.е. со стороны депутата налицо нарушение Регламента. Но Председатель, тем не менее, поступает не правомерно, предупреждая о том, что будет поставлен вопрос о  досрочном прекращении полномочий депутата. Т.к. в Федерального закона от 08.05.1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ» перечислены случаи, при которых возможно досрочное прекращение полномочий, а нарушение Регламента в данный перечень не входит.

 

2. К депутату Государственной Думы обратился один из избирате­лей с просьбой провести депутатское расследование по факту невыпла­ты данному избирателю заработной платы по месту работы в установ­ленные сроки. Депутат обратился с письменным предложением включить указанный вопрос в повестке очередного заседания Государ­ственной Думы. Однако председатель Государственной Думы отказал ему. Правомерен ли его отказ?

Отказ Председателя Государственной Думы правомерен.

Депутатские расследования могут проводиться в случаях:

                   выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших человеческие жертвы и (или) нанесших значительный материальный ущерб;

                   выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость.

Невыплата избирателю заработной платы по месту работы не является событием, имеющим особую общественную значимость, следовательно,  депутатское расследование по данному вопросу не могло быть проведено.

Депутат  должен был сообщить о факте невыплаты заработной платы в Государственную инспекцию труда.

 

2. В чем состоит отличие свободного мандата депутата от императивного? Свободен ли депутат, избиравшийся по партийным спискам, в голосовании по вопросам повестки дня пленарных заседаний Государственной Думы?

Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе соей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям. Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должны быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя их своих убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.

 

Тема 21. Правительство Российской Федерации

1.

Наименование государственного органа

Характеристика функций и полномочий

Ссылка на Конституцию или Федеральный закон

Президент

Полномочия:

В области международных отношений осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

В области выборов и референдумов: назначает выборы Государственной думы; назначает всероссийские референдумы.

В области безопасности и обороны: является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; утверждает военную доктрину России; назначает и освобождает высшее командование ВС; формирует и возглавляет Совет Безопасности.

В области правосудия и прокурорского надзора представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, а также судей других федеральных судов, кандидатуру Генерального прокурора РФ.

Полномочия Президента РФ как фактического главы исполнительной власти заключается в том, что он назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, направлять и контролировать его деятельность.

Ст. 80 Конституции РФ гласит:

1.        Президент РФ является главой государства.

2.        Президент РФ является гарантом Конституции РФ.

Правительство

Согласно гл. 6 Конституции РФ, исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой, так же как и две другие ветви власти – законодательная и судебная.

Основной функцией исполнительной власти является организационная, управленческая деятельность, направленная на исполнение нормативно-правовых актов, принятых законодательной ветвью власти.

Правительство РФ является органом государственной власти.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ, и состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Правительства РФ и федеральных министров.

Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и  органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ,

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве РФ»,

Федеральное собрание

Федеральное Собрание состоит из 2 палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания, а Государственная Дума – «нижней».

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Законодательная работа в Совете Федерации ведется по 2 основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

К ведению Совета Федерации кроме того относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведении. Совета Федерации.

Существуют 3 основные группы полномочий Государственной Думы: относящиеся к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности палаты; по принятию федеральных законов.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решении вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РПФ для отрешения от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ведению Конституцией РФ.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственная Дума принимает свой регламент, который содержит общие положения, определяющие принципы деятельности палат, их структуру и правовую основу Государственная Дума принимает также главы и статьи, закрепляющие статус и полномочия руководящих органов палат, комитетов и комиссий, порядок формирования повестки дня, проведения заседаний, принятия решений по вопросам компетенции палат.

Государственная Дума принимает федеральные запконы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или Президента; одобряет федеральные конституционные законы о поправках к Конституции.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. 101-103, 105 Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как вы думаете, дублирует ли Администрация Президента Правительство РФ? Сошлитесь на нормативно-правовые акты.

 

Тема 22. Конституционные основы судебной власти в РФ.

 

1.       Составьте логическую схему: «Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти».

2.        

Суды РФ

Порядок формирования

Состав

Полномочия

Конституционный суд

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).

Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз — не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.

Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет.

19 судей. Может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

между высшими государственными органами субъектов РФ.

По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

По запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный суд

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховно­го Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собра­ния по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда и народ­ные заседатели. По Закону о статусе судей срок полномочий профес­сиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей – 5 лет.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо­ты по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям.

Судья, впер­вые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

 

Верховный Суд РФ действует в составе:

Пленума Верховного Суда

Президиума Верховного Суда

Судебной коллегии по гражданским делам

Военной коллегии.

Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда.

Президиум состоит из 13 судей.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В качестве первой инстанции рассматривает гражданские дела:

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

о приостановлении деятельности или ликвидации политический партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

об обжаловании решений ЦИК РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий референдума;

по решению споров между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ.

Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального Прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ.

Президиум Верховного Суда:

в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с МЮ РФ;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную практику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Военным судам подсудны:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военный службы, военных сборов;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Арбитражный суд

Высший Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Председатель назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется представление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Систему арбитражных судов в РФ составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные кассационные суды;

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ.

Высший  Арбитражный Суд РФ действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президиум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, экономические споры между РФ и субъектами РФ, между Субъектами РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров. Среди полномочий Пленума утверждение членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, утверждение судей арбитражного суда субъекта РФ, входящих в состав Президиума арбитражного суда данного субъекта РФ и др.

Президиум рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ, а также отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.

Судебные коллегии и составы рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Уставной суд субъектов РФ

 

Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:

1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех до девяти судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.

2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов - высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.

3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом:

а) по представлению Президента (Главы) республики;

б) по предложению судей Суда.

Конституционные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства республик Северного Кавказа позволяет утверждать, правда, с некоторыми оговорками, что они не вправе рассматривать политические вопросы, а также все, что связано с компетенцией других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать и дела, относящиеся к компетенции КС РФ, хотя на это прямо и не указывается в большинстве законов республик о конституционных судах. С учетом уже предложенных в научной и специальной литературе моделей классификации предметной компетенции Конституционного суда можно выделить следующие полномочия:

контроль за конституционностью правовых актов республики, ее договора с РФ и другими субъектами Федерации, а также международных договоров;

официальное толкование Конституции республики;

разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики; между ними и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;

защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

контроль за решением Парламента о назначении;

контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений; разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

защита Конституции республики от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях - другими должностными лицами и судьями; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции;

защита Конституции от нарушения ее Парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске Парламента;

дача заключений о соответствии Конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров республики, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления;

участие в законодательном процессе республики (осуществление права на законодательную инициативу);

иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами субъектов РФ (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом республики, право направлять послания законодательному органу, принимать регламент).

 

Тема 23. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

 

1. В чем вы видите особенности деятельности прокуратуры РФ по обеспечению конституционной законности в сфере миграции.

2. Объясните порядок обращения прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов.

 

Тема 24. Конституционный контроль и надзор

 

1. Конституция Российской Федерации гласит, что Президент РФ – гарант Конституции. Как в таком случае он осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов, их конституционностью. Насколько, с вашей точки зрения, Конституция 1993г. оговаривает этот процесс? Сошлитесь на статьи действующей Конституции.

2. Составьте логическую схему «Полномочия неспециализированных органов конституционного контроля в Российской Федерации».

 

Тема 25. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

 

1. Как вы полагаете, дублируют ли органы государственной власти субъектов федеральные органы власти?

2. Самостоятельны ли органы власти субъектов Российской Федерации? Сошлитесь на статьи Конституции.



Информация о работе Конституционное право