Конституционное право Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

цель данной работы заключается в изучении индийской Конституции, рассмотрении государственного устройства этой страны, правового статуса личности, законодательной, исполнительной и судебной властей, их взаимодействия, положения политических партий в стране.
Задачи работы является рассмотрение:
- характерных черт Конституции Индии;
- конституционного государственного устройства Индии;
- судебной системы Индии;
- внесения поправок в Конституцию Индии.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………...3
2.Характерные черты конституции Индии………………………………..4
3.Основы правового статуса личности…………………………………….6
4.Индийский федерализм……………………………………………...........9
5.Органы власти……………………………………………………………12
6.Местное самоуправление…………………………………………….….21
7.Изменение конституции ………………………………………………...24
8.Заключение…………………………………………………………….…25
9.Список использованной литературы …………………………………..26

Файлы: 1 файл

конституционное право Индии.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………...3

2.Характерные черты конституции Индии………………………………..4

3.Основы правового  статуса личности…………………………………….6

4.Индийский  федерализм……………………………………………...........9

5.Органы власти……………………………………………………………12

6.Местное самоуправление…………………………………………….….21

7.Изменение конституции ………………………………………………...24

8.Заключение…………………………………………………………….…25

9.Список использованной литературы …………………………………..26  

 

Введение

В качестве темы для своего реферата я решил выбрать конституцию Индии, так как данная тема показалась мне наиболее интересной. Меня заинтересовал тот факт, что Основной закон Индии является самым большим в мире (включает в себя 395 статей), а также то, что создавался он после многовековой колониальной экспансии Великобритании, которая завершилась за два года до вступления в силу Конституции Индии.

Тема данной работы является весьма актуальной, поскольку позволяет  рассмотреть основные характерные  черты Конституции Индии, ее государственное устройство. Это позволяет не только оценить зарубежный правовой опыт, но и сравнить Конституцию Индии с Конституцией России, сравнить эффективность государственного устройства, управления, обеспечения избирательного права и т.д.

 Таким образом,  цель данной работы заключается  в изучении индийской Конституции, рассмотрении государственного устройства этой страны, правового статуса личности, законодательной, исполнительной и судебной властей, их взаимодействия, положения политических партий в стране.

 Задачи работы является  рассмотрение:

-   характерных черт  Конституции Индии;

-  конституционного  государственного устройства Индии;

-  судебной системы  Индии;

-  внесения поправок  в Конституцию Индии.

 Для написания работы  были использованы следующие  источники литературы: Батыр К.И. «Всеобщая история государства и права»; Корнев С.А. «Конституционное право зарубежных стран»; Кучер Н.М. «История государства и права зарубежных стран»; Томсинов В.А. «Конституционное право зарубежных стран»; Хлебницкий Л.К. «Конституционное право зарубежных стран».

Характерные черты  Конституции Индии

Конституция Индии была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года, вступила в силу в 26 января 1950 года и продолжает действовать в настоящее время.

Конституция Индии  1950 г. – по сути, единственный в своем роде конституционный документ, так как в мировой конституционной практике таких больше нигде не существует. Конституция Индии:

  1. Является самой большой по объему конституцией в мире, включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки, и состоит из 117 369 слов в версии на английском языке.
  2. Является одной из самых подробных и детальных;
  3. Авторы Конституции Индии стремились соединить в ней все конституционные достижения развитых демократических государств. В частности, индийская конституция заимствовала несколько положений из основного закона США, а также конституций СССР, Великобритании, Канады, Японии и Австралии.
  4. Предусматривает гибкий порядок внесения поправок ( то есть очень простой), в результате чего в течении 60 лет действия данного акта было принято сотни поправок к конституции. Благодаря такой форме внесения поправок в конституцию, страна может «приспосабливаться» к существующей ситуации, то есть закреплять положения, которые признаются мировым сообществом как обязательные в демократическом современном государстве или же наоборот отменять конституционные нормы, которые признаются недемократичными и т.д.

Несмотря на большой объем и сложную конструкцию индийской конституции, можно выделить характерные ее черты:

  1. Провозглашение весьма обширного (с учетом индийской специфики)  круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А), служащего одной из основ либерального политического режима в стране;
  2. Установление парламентской республики (ч.5);
  3. Закрепление федеративной формы государственного устройства;
  4. Ограничение  прав пребывающих в Индии граждан « государств-врагов». Сюда входит упрощение порядка ареста, слежки и т.д., а также граждан Индии, добровольно проживающих в этих государствах и поддерживающих с ними различные связи («государством-врагом» для Индии, например, является Пакистан);
  5. гарантия прав национальных меньшинств;
  6. Закрепление «неприкасаемости» и отмена различных видов дискриминации по мотивам религии, расы, места рождения, касты и др.;
  7. Закрепление светского характера государства;
  8. Гарантия льгот и дополнительной защиты представителям отсталых групп населения;
  9. Провозглашение конституционных принципов-целей: поднятие уровня жизни населения, проведение реформ в экономике, преодоление пережитков прошлых лет, решение демократическим путем национального вопроса, повышение уровня грамотности населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы правового  статуса личности

Правовой статус граждан  в Конституции Индии характеризуется  усложненной структурой, которая  отличается от аналогичных институтов в «классических» западных конституциях и в основных законах ряда освободившихся стран. В части 3 Конституции Индии перечислены «основные права», к которым относятся, в первую очередь, политические права, а также личные, в том числе отдельные положения о праве собственности. В статье 13 Конституции Индии указано, что запрещается издавать нормативно-правовые акты, ограничивающие права и свободы граждан, а в случае нарушения прав и свобод, граждане могут обратиться в Верховный суд Индии для восстановления нарушенных прав и свобод в принудительном порядке. Социально-экономические права отделены от «основных» прав, они перечислены в части 4 Конституции Индии. Эти права формулируются, как правило, в качестве руководящих принципов политики, в случае противоречия их с основными правами приоритет отдается принципам. Однако, слабой стороной руководящих принципов является то, что они не подлежат судебной защите.

Права на всей территории страны реализуются неодинаково, сказывается  наличие пережитков кастовой системы.

«Основные» права, согласно устоявшейся доктрине, гарантируются конституцией: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.

 Конституция устанавливает  равноправие граждан перед законом,  запрещает дискриминацию по мотивам  религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

К социально-экономическим  правам относятся: право на защиту от эксплуатации, к основополагающим принципам экономической политики: право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение и др1.

К политическим правам относятся  свобода слова, печати, право на объединение и др.

Личные права и свободы включают в себя неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др2.

Конституция Индии предусматривает  и основные обязанности граждан, введенные 42-ой поправкой. К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Исходя из вышеперечисленных обязанностей, можно сделать вывод, что они носят моральный характер, нежели правовой.

Особые ограничения  предусмотрены для так называемых «враждебных иностранцев», которые лишены предусмотренных в п. 1-2 ст. 22 процессуальных гарантий, связанных с арестом и задержанием. К таковым относятся граждане государств, находящихся в состоянии войны с Индией, а также индийские граждане, добровольно проживающие в таких странах или поддерживающие с этими государствами коммерческие отношения3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индийский федерализм

Индия является федеративной страной. Это обусловлено целым  рядом фактором, основными из которых  является следующие:

    1. Индия занимает очень большую территорию и управление ею из одного центра не представляется возможным.
    2. Страна имеет огромное по численности население, второе в мире.
    3. Это многонациональная страна, в которой проживает десятки крупных народов.
    4. Многоязычная страна, в каждой местности используется свой язык.
    5. Страна состоит из различных территорий, каждая из которых имеет свою историческую судьбу.

Созданная Конституцией и существовавшая до 1956 года федерация  воспроизводила с небольшими изменениями  то административно-территориальное  и полуфеодальное деление, которое  сложилось еще во времена британского  господства. Она закрепляла структуру федерации в качестве союза трех различных по своему правовому положению групп штатов, без учета национальной специфики и языка.

В результате принятия  Закона о реорганизации штатов 1956 г.  и последующих изменений  Конституции прошла реформа федерации, в результате которой:

- Штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном языке (иногда на двух);

- Всем штатам были предоставлены равные права;

- Образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.

В настоящее время  в состав индийской федерации  входят: 27 штатов и 7 союзных территорий, не пользующихся правами штата.

Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между Индийским союзом, с одной  стороны, и штатами и союзными территориями - с другой. Основной объем  полномочий принадлежит союзному центру, и лишь некоторые полномочия - субъектам федерации. К сфере исключительной компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги и др. Совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство и др. Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.

По вопросам федеральной  компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем  вмешиваться в эту сферу. В  области конкурирующей компетенции  закон штата действует только в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2 / 3 голосов, может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в сферу исключительного законодательства штатов4.

Индийский штат имеет  гораздо меньше прав, чем штат в  США:

·Индийские штаты не имеют своей конституции (Джамму и Кашмир имели ранее);

·Не имеют гражданства;

·Имеют незначительные полномочия;

·Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.

Губернатором может  быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата.

Помимо губернатора  в каждом штате имеются законодательное  собрание (легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство  штата. Губернатор обязан назначать  лидера партии, имеющей большинство в легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии.

Информация о работе Конституционное право Индии