Современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать генезис адвокатуры, как института, проследить динамику развитие законодательства об адвокатуре в России;
-рассмотреть современную организацию структуры адвокатуры Российской Федерации;
-исследовать дискуссионные аспекты законодательства и организации работы адвокатуры.

Оглавление

Введение
1. Возникновение и развитие адвокатуры
Зарождение и развитие адвокатуры в России до реформы 1864 года
Русская адвокатура 1864-1917 гг.
Адвокатура в период революций 1917 г.
Адвокатура при СССР
2. Становление и формирование института адвокатуры в современной России
Разработка и принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Правовой статус адвокатов
3. Принципы организации и деятельности адвокатуры
Заключение

Файлы: 1 файл

адвокатура.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

Говоря о целесообразности законов, следует сказать, что все они должны отвечать потребностям и степени развития общества.

Реальность закона состоит  в том, что при его неисполнении неизбежна ответственность, т. е. наказание. Таким образом, принцип законности является общеправовым принципом и применительно к организации и деятельности адвокатуры содержит следующие положения:

- адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;

- адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение; за нарушение положений действующего законодательства адвокаты несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Принцип самоуправления

Принцип самоуправления адвокатуры заключается в том, что  адвокатура, в том числе адвокатские  образования, не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами.88 Всеми делами создания, деятельности адвокатуры ведают сами адвокаты непосредственно или путем избрания органов управления, которые действуют на основе принимаемых только адвокатами внутренних нормативных актов (уставов, положений, договоров и проч.).

Адвокатура управляется  органами, выбранными на общих собраниях  адвокатов. Выбранные собранием  органы могут быть различны по своему статусу (президент, руководители форм и т.п.), но их задача - осуществлять оперативное управление структурами адвокатов в сфере организации деятельности (подбор помещений, средств связи и д.р.). В осуществлении адвокатской практики каждый адвокат независим и подчиняется только закону.

Принцип самоуправления организации и деятельности адвокатуры -- это совокупность правил, обеспечивающих самостоятельное регулирование  отношений, возникающих в адвокатских  сообществах. Адвокатское сообщество не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, однако самоуправление в системе органов адвокатуры является необходимым условием функционирования адвокатуры.

Признаком принципа самоуправления является то, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений органов адвокатской палаты.

Высшим органом адвокатской  палаты субъекта Российской Федерации  является собрание адвокатов.

Принцип корпоративности

Под корпорацией принято  понимать общество, союз, группу лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов.

Принцип корпоративности  заключается в объединении и  деятельности адвокатов через свою организацию (корпорацию адвокатов), которая  устанавливает свои корпоративные  правила поведения и другие нормы, решает вопросы ответственности адвокатов, регулирует другие вопросы адвокатской деятельности в соответствии с нормами права и пожеланиями адвокатов. Адвокаты, даже не действующие в составе коллегий или бюро, обязаны подчиняться корпоративным правилам.89 В свою очередь корпорация стоит на страже прав и законных интересов своих членов, выступая их представителем в любых государственных или иных органах и организациях.

 Одна основных задач адвокатуры как корпорации состоит в защите интересов и целостности адвокатского сообщества. Для обеспечения выполнения данной задачи органы управления адвокатурой наделены функцией представления и защиты адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Они осуществляют контроль за профессиональной подготовкой адвокатов и при необходимости ведут дисциплинарное производство.

Для поддержания корпоративной  сплоченности Кодекс профессиональной этики адвокатов предписывают адвокатам  строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав. Адвокат должен воздерживаться от употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, а также от критики правильности действий и консультаций своих коллег.

Корпоративность адвокатской деятельности - это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию.

Принцип равноправия  адвокатов.

Принцип равноправия  адвокатов заключается в отсутствии кастовости в адвокатуре, деления  адвокатов на начальников и подчиненных, старших и младших по чину, работодателей и работников. При решении своих внутренних корпоративных задач каждый адвокат пользуется правом только «одного голоса», независимо ни от стажа его работы, ни от возраста, ни от количества зарабатываемых тили вносимых в «общую кассу» средств. К адвокатам не могут быть применены «правила внутреннего трудового распорядка», требования трудовой дисциплины и иные категории трудового права, так как их деятельность не носит характера работы по трудовому договору или иного характера, регулируемого трудовым законодательством.

Принцип равноправия  адвокатской деятельности. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равноправие - это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества.

Принцип гуманизма

Гуманизм- основополагающий принцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для служения человеку, - защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политических прав. Адвокат, как и врач, - представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий.

Принцип гласности и  открытости

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в этой профессиональной организации, участвуя в общих собраниях (конференциях) коллегии адвокатов, присутствуя на заседаниях ее президиума, выполняя функции члена ревизионной или квалифицированной коллегии.

Принцип добровольности вступления в адвокатуру

Добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней  связана с тем, что адвокатура - не государственный орган, а добровольное объединение юристов-профессионалов, оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Постановление об отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Адвокат вправе в любой момент выйти из коллегии.

 

 

 

Заключение.

Таким образом, следует  признать, что адвокатура является институтом гражданского общества и  главная цель, ради которой она  создается - это защищать частных  лиц в правовом споре с государством.

Наличие в государстве  лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом гармоничного существования общества в целом. Конечно, в нашей стране еще далеко до института адвокатуры западных стран и во многом это проблема не только кадрового состава адвокатуры, но и ее финансирования. Надеемся, что со вступлением в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» эти и многие другие вопросы найдут наиболее верное решение, а адвокатура, в свою очередь, не только не потеряет свой государственно-значимый статус, но и поднимает его на более высокий уровень.

Институт адвокатуры, имеющий непростую судьбу в российской истории дореволюционного, и особенно советского периода, на современном  этапе переживает новый этап развития. Именно сейчас с появлением Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» у адвокатского сообщества появился шанс на практике реализовать пожелание законодателя, выраженное в ст. 3 Закона и превратить совокупность адвокатов в профессиональное сообщество. В свою очередь это профессиональное сообщество со временем получит шанс поистине стать институтом гражданского общества.

Подчеркнем, что на наш  взгляд, адвокатура, как и любой  другой институт гражданского общества, не может являться таковым только на основании законоположения. Так, ни предлагаемая Президентом России Общественная палата, ни уже созданный Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека90  не смогут создать гражданское общество. Максимум чего можно ожидать - это появление во власти «свежей струи», т.е. новых, ранее не участвовавших в политических процессах людей.

Вообще государство  как партнер и оппонент гражданского общества не может создавать ни институты гражданского общества, ни, разумеется, само гражданское общество. В этой связи трудно согласиться с мнением коллеги А. Кучерены, что для строительства гражданского общества «нужна политическая воля и активная позиция государства, прежде всего, разумеется, президента».91 Нам представляется, что государство может лишь создавать условия для развития гражданского общества или только внешнюю видимость существования его институтов. Истинное же гражданское общество может появиться в результате активной деятельности самого общества и отдельных его членов.

Я считаю, что адвокатская  деятельность должна основываться на особых, доверительных, скрытых от постороннего глаза отношениях адвоката и клиента, которые бы охранялись не только законом, но и нормами профессиональной морали. Хотя зачастую эти отношения обладают повышенной уязвимостью для злоупотреблений как со стороны недобросовестных адвокатов, так и со стороны недобросовестных клиентов. И именно поэтому, а также помня все сложности через которые прошла адвокатура, принятие закона становится просто необходимостью на пути создания истинно правового государства. И поэтому представляется достаточно очевидным, что государство как гарант конституционного права на получение каждым квалифицированной юридической помощи не может стоять в стороне от решения вопроса о том, кто такую помощь оказывает.

Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи  от общества к государству. В связи  с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой существенно ограничена. Исключены полномочия отчислять и исключать адвокатов из коллегии, отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, отменять решения Общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др. Однако наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию.

Необходимо констатировать, что в настоящий момент степень доверия и уважения населения к адвокатскому сословию находится на довольно низком уровне и в этом смысле сопоставимо с уровнем доверия к государственным институтам.

Также хотелось бы сказать несколько слов о реализации и развитии принципов самоуправления и корпоративности адвокатуры. Для этого необходимо рассмотреть возможность применения по отношению к адвокатуре института саморегулирования, который в последнее время оживленно обсуждается как законодательной, так и исполнительной властью в рамках проводимой административной реформы и ликвидации административных барьеров. Безусловно, при этом необходимо учитывать исторический опыт и национальную специфику нашей страны, которые могут свести на нет новые институциональные образования, чуждые отечественному правопорядку.

Примером организации  саморегулирования может служить, например, организация адвокатуры в  Англии, где согласно Акту об Адвокатах  от 1974 г. каждый выполняющий определенные юридические функции должен являться членом Юридического общества. Это организация зарегистрирована королевской грамотой. Для вступления в организацию необходимо иметь соответствующее образование и соблюдать устав Общества. Общество действует на основе Руководства по профессиональному поведению, в нем создается компенсационный фонд, в который всеми участниками вносятся пожертвования, используемые для компенсации потерь клиентов, ставших жертвами мошенничества адвокатов. Однако возможные формы саморегулирования адвокатов, а также его цели и задачи требуют дальнейшего изучения и обсуждения.

Чтобы пройти этот длинный  и непростой путь, адвокатскому сообществу надо приложить немало усилий, направленных на повышение собственного профессионализма и уровня морально-этических представлений. В результате этой работы над собой и своими ошибками адвокатура сможет заслужить доверие широких масс населения, а вместе с ним - и высокое право именовать себя институтом гражданского общества.

Назрела необходимость  передать коллегиям адвокатов право  самим определять свою численность по праву самоуправления. Регулирование сверху численности адвокатов, часто без учета действительного положения дел на местах, приводит к тому, что президиумы коллегий не могут принимать новых членов, т.е. пополнять коллегию, а, следовательно, обеспечить все юридические консультации адвокатами.

Спрос на юридические  услуги резко возрос, особенно со стороны  предпринимателей, но специалистов-адвокатов  в сфере рыночной экономики явно недостаточно. Свободные места стали  занимать разного рода юридические фирмы, компетентность которых не всегда отвечает современным требованиям.

Информация о работе Современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации