Современная финансовая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Файлы: 1 файл

Экономическое положение наше время(2).docx

— 22.39 Кб (Скачать)

Современная финансовая политика Российской Федерации

 

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов  управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

К федеральным органам  исполнительной власти, определяющим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

• Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• Министерство финансов РФ, одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. В составе Министерства финансов есть специальные департаменты бюджетной политики и налоговой политики;

• Министерство экономического развития и торговли РФ принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ;

• Министерство РФ по налогам и сборам вырабатывает и осуществляет налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;

• Государственный таможенный комитет РФ участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.

Следует отметить, что государственную  тайну составляют сведения о финансовой политике в отношении иностранных  государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной  деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства

Государственная финансовая политика включает: бюджетную политику; налоговую политику; ценовую политику; таможенную политику.

Бюджетная политикаопределяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное  послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной  финансовый год.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:

• инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные  целевые программы;

• четкое разграничение расходных  и налоговых полномочий между  бюджетами всех уровней, формирование новой системы финансовой поддержки  регионов;

• урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета;

• проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным  долгом;

• совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

Впервые основные положения  в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный  его труд – книга «О богатстве  народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля  – труд – капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать  налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.

В дальнейшем финансовая наука  обосновала много весьма полезных выводов  для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы  налогообложения, наиболее удобной  для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию  основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров  и услуг, т.е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления  при разных уровнях дохода.

Однако не все принципы и выводы науки находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую  политику в частности оказывают  сильное влияние интересы различных  государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей  государства.

Современная налоговая политика в России связана с проведением  налоговой реформы, целью которой  является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:

• во-первых, совершенствование  налогового законодательства;

• во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

• в-третьих, совершенствование  норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и  гражданского законодательства.

В ходе проведения налоговой  реформы предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на:

• сокращение числа налогов  и сборов, отмену неэффективных и  оказывающих негативное влияние  на экономическую деятельность хозяйствующих  субъектов налогов, а также ряда мелких региональных и местных целевых  сборов;

• повышение значения налогов, связанных с использованием природных  ресурсов;

• переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество  и земельного налога);

• введение системы экологических  платежей, охватывающей все виды негативного  воздействия на окружающую среду;

• расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

• унификация ставок налогов  и принципов налогообложения  в отношении инструментов финансового  рынка и рынка ценных бумаг  и профессиональных участников рынка;

• изменение организационной  структуры налоговых органов  – создание региональных налоговых  инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие организации, ведущие хозяйственную деятельность на территории России;

• ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование центров обработки  данных, где предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о  хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных  и негосударственных структур).

Реализация указанных  мер должна позволить привести налоговую  систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно  повысить собираемость налогов.

Ценовая политикагосударства выражается в регулировании цен и тарифов на ограниченный перечень товаров, работ и услуг – в основном только на продукцию естественных монополий.

В России со 2 января 1992 г. применяются  на внутреннем рынке по большинству  товаров (работ, услуг)свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

 

 

 

На налоговые органы возложена  обязанность при осуществлении  контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен:

• по сделкам между взаимозависимыми лицами;

• по товарообменным (бартерным) операциям;

• при совершении внешнеторговых сделок;

• при отклонении более  чем на 20% в сторону повышения  или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Регулируемые  государством цены и тарифы установлены лишь на ограниченный перечень товаров, утверждаемый Правительством РФ либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Административное регулирование цен и тарифов на товары, не включенные в указанный перечень, запрещено.

Минэкономразвития России определяет порядок установления регулируемых тарифов; изменяет по мере необходимости  номенклатуру и уровень цен и  тарифов; определяет перечень товаров, дотируемых из федерального бюджета, и  порядок их дотирования.

Минфин России (по согласованию с Минэкономразвития России) устанавливает: расчетные и отпускные цены на драгметаллы; цены на алмазы и драгоценные  камни в сырье, принимаемые в  Госфонд и выдаваемые из него для промышленности и на экспорт; цены на предварительно обработанные алмазы и технические изделия из них.

К основным методам государственного регулирования цен относятся: установление фиксированных цен; установление предельных цен; установление предельного размера  снабженческо-сбытовой и торговой надбавок; установление предельного коэффициента изменения цен; установление предельного  уровня рентабельности к себестоимости  продукции (работ, услуг); введение обязательного  предварительного декларирования цен.

Таможенная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

Политика свободной  торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются:

• таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование);

• процедура таможенного  оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной  частью внутренней и внешней политики РФ.

         Цели таможенной политики определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным кодексом и другими источниками таможенного права.Целями таможенной политики РФ являются:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки  и других задач экономической  политики РФ. Основные направления таможенной политики:

• совершенствование механизма  таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

• совершенствование таможенного  дела с учетом перспектив вступления РФ во Всемирную торговую организацию;

• применение мер защиты российского рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, от импорта недоброкачественных  и опасных товаров;

• содействие привлечению  иностранных капиталовложений;

• совершенствование валютного  контроля;

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.

Российская Федерация  стремится к активному участию  в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В  целом таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении  гармонизации и унификации с общепринятыми  международными нормами и практикой.

Наряду с государственной  политикой существует и финансовая политика предприятий,представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.

Целями финансовой политики предприятия могут быть: максимизация рыночной стоимости предприятия; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его  собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности  предприятия; максимизация доходов  собственников капитала в долгосрочной перспективе; возможность получения  сверхприбыли как отдельного события; максимизация собственного капитала; наращивание объемов производства и др.

Информация о работе Современная финансовая политика Российской Федерации