Российская Федерация – правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре. Поэтому важность раскрытия этой глобальной темы несомненна как с теоретической, так и с практической стороны 2.
В связи с этим, я определила следующие цели своей курсовой работы:
1. Изучить понятие «правовое государство» в теоретическом (концепции, определения и т.д.) и практическом (какие признаки правового государства прослеживаются в российском законодательстве и судебной практике) смыслах.
2. Определить на каком этапе становления правового государства находится современная Россия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………
Глава 1. Общая характеристика конституционного принципа правого государства…………………………………….……………………….…
§ 1. Понятие правового государства………………………………….…
§ 2. Содержание конституционного принципа правового государства в Российской Федерации………………………………………………….
Глава 2. Проблемы реализации конституционного принципа правового государства в Российской Федерации……………………….
1. Конкретизация конституционного принципа правового государства в федеральном законодательстве…………………………..
2. Становление правового государства в России через призму судебной практики………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………...
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОНОМУ ПРАВУ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Конституционное право»

 

Российская Федерация  – правовое государство.

 

Кафедра

конституционного права

студентки 1 курса

очной формы обучения

Лученковой Светланы Олеговны

 

 

Научный руководитель:

Кандидат юридических  наук,

доцент кафедры

Кряжкова Ольга Николаевна

13 января 2012г.

 

 

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………

 

Глава 1. Общая характеристика конституционного принципа правого государства…………………………………….……………………….…

§ 1. Понятие правового государства………………………………….…

§ 2. Содержание конституционного принципа правового государства в Российской Федерации………………………………………………….

 

Глава 2. Проблемы реализации конституционного принципа правового  государства в Российской Федерации……………………….

1. Конкретизация конституционного  принципа правового государства  в федеральном законодательстве…………………………..

2. Становление правового государства в России через призму судебной практики………………………………………………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

Библиография……………………………………………………………...

 

Приложения……………………………………………………………….

 

 

 

2 стр.

 

 

 

4 стр.

 

7 стр.

 

 

 

 

17 стр.

 

19 стр.

 

25 стр.

 

27 стр.

 

30стр.

 


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире, особенно в Российской Федерации, достаточно остро стоит вопрос о «правовом государстве», точнее, о понимании данного термина.

В Конституции Российской Федерации утверждено, что Россия является правовым государством. Что же на самом деле означает данное понятие? Каковы его основные признаки? На самом ли деле в Российской Федерации существует правовое государство? Если «да», то на какой стадии развития оно находится, и что необходимо для его дальнейшего совершенствования? Если «нет», то каковы проблемы и перспективы становления в Российской Федерации правового государства?

По-моему мнению, данные вопросы являются на сегодняшний день одними из самых актуальных в современных правовых и политологических науках. Именно поэтому тема моей курсовой работы «Российская Федерация - правовое государство».

Сам термин «правовое государство» (Rechtsstaat) возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети ΧΙΧ в. (в трудах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение 1.

Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической  доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной  из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства. «Россия - это абсолютно новое государство, новое хотя бы потому, что здесь с нуля зарождаются абсолютно новые для этого политического поля институты», - констатировал в одном из своих интервью Президент (ныне Премьер министр) Российской Федерации В.Путин.

«Естественно, - продолжал он, - что они рождаются в муках, тяжело. И


 

 

ничего удивительного  нет в том, что многие институты  гражданского общества, которые и  в Японии сегодня, и в Западной Европе, и в Северной Америке являются чем-то само собой разумеющимися, у нас находятся в процессе становления». Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре. Поэтому важность раскрытия этой глобальной темы несомненна как с теоретической, так и с практической стороны 2.

В связи с этим, я определила следующие цели своей курсовой работы:

1. Изучить понятие «правовое государство» в теоретическом (концепции, определения и т.д.) и практическом (какие признаки правового государства прослеживаются в российском законодательстве и судебной практике) смыслах.

2. Определить на каком  этапе становления правового  государства находится современная  Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Глава 1. Общая характеристика конституционного принципа правого государства.

1. Понятие правового государства.

Правовое государство - такое, в котором созданы все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина путем верховенства и господства права во всех областях жизни и деятельности государства и общества3.

Конституция Российской Федерации, определяя современное государство  правовым, не раскрывает содержания этого  понятия. Единого понятия правового  государства в науке конституционного права нет 4.

Приведу примеры нескольких определений понятия «правовое государство».

Так профессор В.Н. Хропанюк пишет: «Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права» 5.

Я считаю данное определение  верным, но не совсем полным, так как в нем не отражен основополагающий принцип правового государства - высшее назначение права состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому более верным можно считать определение Козловой и Кутафина: «Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу.

Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав


 

 

 

государственной властью  и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением» 6.

Хотя данное определение  ничего не говорит по поводу верховенства закона. На мой взгляд, самое полное и точное определение правового государства должно звучать так: «Правовое государство – это характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая, безусловное подчинение государства следующим принципам: народному суверенитету, нерушимости прав и свобод человека, связанности государства конституционным строем, верховенству конституции по отношению ко всем другим законам, разделению властей и институту независимости судей, приоритету норм международного права над нормами национального права» 7.

Для лучшего уяснения понятия «правового государства» необходимо обратиться к истокам идеи правового государства.

Основы учения о правовом государстве были созданы И. Кантом в конце ΧVΙΙΙ в., а зачатки  этого учения в виде отдельных  положений-принципов можно найти  у мыслителей Древней Греции и  Древнего Рима.

Так Платон в своих «Диалогах», посвященных проблемам устройства государства и роли права в жизни общества, неоднократно высказывал мысль о том. Что неукоснительное исполнение законов государством является необходимым условием его сохранения и длительного существования 8.

Спасение государства  и все блага, которые могут даровать государствам боги, полагал Платон, имеют место там, где закон  является владыкой над правителями, а они его рабами. и наоборот, там где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, гибель государства становится неизбежной.

Развивая идеи своего учителя, Аристотель считал, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление


 

 

же к насильственному  подчинению, конечно, противоречит идеи права». Поэтому страна, в которой  закон не имеет власти, не имеет и какой-либо формы государственного устройства 9.

Римские стоики пропагандировали правомерный, законопослушный характер действий граждан и отношения  его к миру, обществу всем людям. Н.Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в защите прав и свобод граждан.

Ш.Л. Монтескье полагал, что в государстве, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего не должно хотеть. Свобода по его мнению, есть право делать все, что дозволено законом 10.

Если бы гражданин мог  делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане 11.

Великий немецкий философ  Иммануил Кант считал, что суть правового  государства состоит в связанности государства правом, законом.

Он многократно указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

Государство, по Канту, выступает в  качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов. То оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности 12.


 

 

 

 

Одним из самых знаменитых ученых нового времени, заинтересовавшимся проблемой правового государства является В.С. Нерсесянц, который не ограничиваясь анализом различных концепций, пытается определить правовое государство с позиции разработанной им либерально-юридической концепции и дает следующее определение правового государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО  – как специальная конструкция (модель) правовой организации публично-политической (государственной) власти и особая форма  правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством – означает официальное признание, закрепление и соблюдение как минимум следующих трех положений: 1) прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина); 2) верховенства правового закона; 3) правовой организации самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную 13.

Обобщая все вышесказанное  можно сделать вывод, что одной  из главных задач в создании правового  государства является утверждение  верховенства закона, и прежде всего Конституции, во всех сферах жизни общества и государства, причем основной целью закона должна быть защита прав и свобод человека и гражданина.

В правовом государстве власть не имеет статуса и значения высшей ценности. Культ власти свойственный авторитарным режимам, заменяется верховенством законов и конституции. Подчинение закону является необходимым условием демократии и правового государства.

2. Содержание конституционного принципа правового государства в Российской Федерации

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»14 .


 

В Комментарии к Конституции  Российской Федерации, в частности  в комментарии к Статье 1. говориться: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем» 15.

Из данного комментария к статье 1 Конституции Российской Федерации наглядно видно. Что одним из основных принципов правового государства является верховенство права, которое направлено на выражение воли человека и общества. Какими признаками вообще должно обладать правовое государство и как это закреплено в Конституции Российской Федерации.

В юридической  науке выделяют следующие принципы правового государства:

        • Народовластие (ст. 3 Конституции Российской Федерации);
        • верховенство права и закона (ст. 4, 15 Конституции Российской Федерации);
        • признание прав и свобод человека (ст. 2, 45 Конституции Российской Федерации);
        • равенство всех перед законом и судом, гарантии от злоупотребления власти; (ст. 15, 19 Конституции Российской Федерации)
        • разделение властей, создание системы «сдержек и противовесов, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53 Конституции Российской Федерации);
        • соблюдение иерархии законов, они не должны противоречить конституции и друг другу (ст. 4 Конституции Российской Федерации);

Информация о работе Российская Федерация – правовое государство