Проблема становления правового государства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 09:10, контрольная работа

Краткое описание

Процессы реформирования настолько сложны и многоплановы, что для их анализа и понимания требуется обращение и к современным западным политическим теориям, и к политическим механизмам поведения социальных групп, и к глубинным пластам российской духовной традиции, вплоть до ее истоков. Именно многоплановостью и сложностью процессов реформирования и вызвана предпринятая в данной работе своеобразная полифония, многоаспектность и разноплановость проблематики.

Оглавление

Введение
3
1. Возникновение и развитие теории правового государства
5
2. Проблемы и практика становления правового государства в России
13
Заключение
20
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине ПРАВОВЕДЕНИЕ

ТЕМА «Проблема становления правового государства в Российской Федерации»

 

                                                                     студент 1 курса

                                                                     специальности (направление)

                                                                     Менеджмент

                                                                     Дистанционная форма обучения,

        группа

                                                                     Давыдов Е.Б.

                                                                     Проверил:

                                                                     ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 201___

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

 

Содержание

 

Введение

3

1. Возникновение и развитие теории правового государства

5

2. Проблемы и практика становления правового государства в России 

13

Заключение

20

Список использованных источников и литературы

22

   
   
   

 

 

Введение

 

Среди многих актуальных проблем современной политической теории и права наиболее важными являются те, которые затрагивают ключевые вопросы реформирования современного российского общества.

Процессы реформирования настолько сложны и многоплановы, что для их анализа и понимания требуется обращение и к современным западным политическим теориям, и к политическим механизмам поведения социальных групп, и к глубинным пластам российской духовной традиции, вплоть до ее истоков. Именно многоплановостью и сложностью процессов реформирования и вызвана предпринятая в данной работе своеобразная полифония, многоаспектность и разноплановость проблематики.

В контрольной работе рассматриваются проблемы гражданского общества и государства, в которых современная проблематика взаимоотношения человека и власти, природы демократии находят свое органичное воплощение. Ведь именно гражданское общество и правовое государство стали главными ориентирами развития современной цивилизации. История политической мысли движется в координатах гражданского общества и правового государства.

Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Цель работы состоит в том, что бы правильно и обширно раскрыть тему контрольной работы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть возникновение идей правового государства;
  2. Рассмотреть необходимые предпосылки формирования концепции правовой политики;
  3. Охарактеризовать перспективы построения правового государства Российской Федерации;
  4. Рассмотреть проблемы современного правового государства Российской Федерации.
  5.  
  6. Возникновение и развитие теории правового государства

 

Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости, как продукте соглашения между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов.

На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И. Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф. Шталь и др.) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие "правовое государство", которое благодаря Р. Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918 г. и широкое распространение.

В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления - В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и другие.

Так, согласно концепции Б.А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что "весь народ, организованный как одно целое, правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, то есть ни от кого не заимствованною властью".1

В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки, идея правового государства распространения не получила. В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права.

К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х годов предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е годы прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, потому как требования соблюдения законности уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства.

В июне 1988 года в Москве состоялась Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром. Впоследствии Конституция 1993 году закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (ст. 1, 2 и др. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). В России - с ее конкретно-историческими особенностями развития, связанными с экономическими, национальными, конфессиональными, территориальными и геополитическими факторами, в условиях трансформации и кардинальных реформ - необходим адекватный формат сильной государственной власти. С учетом этих обстоятельств недопустима замена существующей конституционной конструкции государственной власти. Формально являясь смешанной республикой (президентско-парламентской), российское государство до настоящего времени фактически действовало, скорее, по модели президентской республики. Авторитаризм как элемент практики осуществления политической власти обусловливается особенностями переходного периода от неправового прошлого к новым демократиям. Он дозируется и сдерживается Конституцией с выраженными в ней императивами права, которые конкретизируются в системе законодательства. Вот почему для выживания неокрепшей российской демократии так необходимо упрочение конституционной законности, строжайшее соблюдение Конституции и основанных на ней законов как властью, так и гражданами на основе равенства всех перед законом и судом и равноправия.

Необходимо подчеркнуть, что акцент Конституции на полномочиях президентской власти спас Россию от государственного распада. Нельзя не видеть те процессы, которые продолжают создавать угрозы этого распада. И для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть. Вообще, как показывает мировой опыт, в переходные и кризисные времена для сохранения целостности и устойчивости страны и общества требуется очень сильная и активная исполнительная власть. Хочу напомнить, что демократия США выходила из Великой депрессии при помощи авторитарного "Нового курса" президента Франклина Рузвельта. И что генерал Шарль де Голль тоже выводил демократию Франции из острейшего политического кризиса весьма авторитарными методами.

В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание.2

В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства.

В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента:

1. Выдвижение на первый  план личности, ее прав и свобод, их гарантированности;

2. Ограничение правом  пределов государственной власти, правовая регламентация механизма  ее формирования и деятельности.

В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами.

Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом: "Дозволено только то, что прямо разрешается законом".

Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).

Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Проблема становления правового государства в Российской Федерации