Российская Федерация – правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре. Поэтому важность раскрытия этой глобальной темы несомненна как с теоретической, так и с практической стороны 2.
В связи с этим, я определила следующие цели своей курсовой работы:
1. Изучить понятие «правовое государство» в теоретическом (концепции, определения и т.д.) и практическом (какие признаки правового государства прослеживаются в российском законодательстве и судебной практике) смыслах.
2. Определить на каком этапе становления правового государства находится современная Россия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………
Глава 1. Общая характеристика конституционного принципа правого государства…………………………………….……………………….…
§ 1. Понятие правового государства………………………………….…
§ 2. Содержание конституционного принципа правового государства в Российской Федерации………………………………………………….
Глава 2. Проблемы реализации конституционного принципа правового государства в Российской Федерации……………………….
1. Конкретизация конституционного принципа правового государства в федеральном законодательстве…………………………..
2. Становление правового государства в России через призму судебной практики………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………...
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОНОМУ ПРАВУ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

        • презумпция невиновности – только суд может признать человека виновным (ст. 47, 22 Конституции Российской Федерации);
        • принцип взаимной ответственности государства и граждан, гарантированный независимым характером суда (ст. 32, 33 Конституции Российской Федерации);
        • отделение идеологии от государства (ст. 13 Конституции Российской Федерации);

 

Раскроем основные из них:

1) Народовластие.

Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического правового государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Часть 1 статьи 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» 16.

Признание народа носителем  суверенитета означает, что именно народ является основой государственности, источником власти в государстве, а также что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти. Реализуя свой суверенитет, народ путем референдума и выборов. В настоящее время выборы считаются обязательным атрибутом демократического политического режима. По своей сути выборы – политическое явление, которое в государстве, провозгласившем себя правовым, должно быть поставлено в правовые рамки. Законы могут быть приняты только компетентными органами, уполномоченными на это народом.

2) Верховенство права.

Законы должны максимально соответствовать  представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой. Верховенство федеральной государственной власти в России проявляется в верховенстве Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов - на всей территории России.


Часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» 17.

Акты, не соответствующие  Конституции Российской Федерации, подлежат отмене в установленном порядке.

К сожалению, в России имеет место некоторая несогласованность федерального и регионального законодательства. Работа по приведению его в соответствие еще не завершена. В части 3 ст. 15 Конституции закрепляется обязанность органов государства официально публиковать принятые законы, т.е. доводить их до всеобщего сведения. Конституционно запрещено применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции РФ является важной гарантией прав человека.

Требование публикации для  всеобщего сведения распространяется также на подзаконные акты. Так, нормативные  акты министерств и ведомств, затрагивающие  права, свободы и законные интересы граждан, подлежат не позднее 10 дней после  их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и опубликованию в официальных источниках.

Часть 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации закрепляет, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Следовательно, не международное  право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений  государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные  договоры, являются частью российской правовой системы.

В случае коллизии   между  нормами национального законодательства и


 

международного права применяются нормы международного права. Федеральная Конституция обладает безусловным приоритетом перед конституциями и уставами субъектов Федерации. Нормы Конституции России обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений (независимо от формы собственности), граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России или зарегистрированных в России в качестве юридических лиц.

Прямое действие Конституции  означает, что ее нормы действуют  непосредственно, независимо от наличия  актов отраслевого законодательства.

Требование непротиворечия любых нормативных правовых актов  Конституции Российской Федерации - важное условие сохранения единства и стабильности правовой системы, построения правового государства.

3) Признание прав и свобод человека.

Статья 2 Конституции Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» 18. В Конституции Российской Федерации 1993г. понятие "высшая ценность" используется применительно к человеку, его правам и свободам. Этот важнейший конституционный принцип конкретизируется в статьях 6, 7, 13, 15 главы 1 и в главе 2 Конституции.

Конституционным провозглашением  прав и свобод человека, как высшей ценности Российская Федерация признала требования общепризнанных актов международного права (Всеобщей декларация прав человека 1948г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950г. и др.) 19.


 

Все права и свободы  человека (личные, политические, социально-экономические  и культурные) защищаются равным образом. Часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» 20. В данной статье закреплены те исключительные случаи, при которых права свободы могут быть ограничены. Государство обязуется защищать права и свободы, принадлежащие как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Более того, статья 63 Конституции Российской Федерации предоставляет специальную защиту беженцам (т.е. иностранным гражданам и лицам без гражданства).

Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий (гарантий) для их реализации и механизма их защиты, регулируемых статьями 33, 45-57, 59, 60, 82, частью 1 п. "е" статьи 114, пунктом 4 статьи 125 Конституции РФ и др.

4) Равенство всех перед законом и судом.

Часть 1 статьи 19 Конституции  Российской Федерации закрепляет принцип равенства всех перед законом и судом (принцип недискриминации), который распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов). Равенство перед судом является важным дополнением равенства перед законом: суд выступает наиболее демократичным и эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод; ограничения прав и свобод возможны лишь на основании судебного решения.

Исключениями из принципа равенства  перед законом и судом являются, в частности, положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации, депутатов  Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и судей.


Часть 2 статьи 19 гарантирует  равенство независимо от природных  свойств (пол, раса, национальность) и  общественных черт (языковая принадлежность, происхождение, имущественное и  должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, партийная принадлежность, участие в общественных объединениях) человека. Конституционный перечень этих черт и свойств не является исчерпывающим, указывается возможность учета "других обстоятельств" (например, места жительства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, состояния здоровья, возраста или сексуальной ориентации).

Часть 2 статьи 19 согласуется  с положениями международных  конвенций и договоров в области  прав человека, в частности, статьей 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г..

Часть 4 статьи 19 Конституции  Российской Федерации закрепляет равенство  прав и свобод женщин и мужчин и  равные возможности для реализации прав и свобод. Данная норма означает запрет дискриминации прав и свобод человека и гражданина по половому признаку.

5) Разделение властей, создание системы «сдержек и противовесов, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53 Конституции Российской Федерации).

Принцип разделения властей предполагает группировку государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку.

Основная функция законодательных  органов власти - принятие законов, в том числе и утверждение  государственного бюджета. Вместе с  тем законодательные органы власти - это и представительные органы, призванные обеспечить в своей деятельности представительство интересов народа в целом, выражать его волю.

Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов  и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер.

Органы судебной власти осуществляют правосудие путем конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону. Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод, должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, потому что только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции Российской Федерации, он также обеспечивается рядом других статей.

Благодаря принципу разделения властей в системе государственной  власти устанавливается такой порядок  взаимоотношений между органами государственной власти, который  позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа, тем сам предотвращая возможность появления деспотии. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.

Таким образом, принцип разделения властей предполагает установление механизма сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивающего самостоятельное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Благодаря этому создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод 21.

Возможность обжаловать решение  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  в суде, а также возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в суд за защитой своих прав, а государство в свою очередь гарантирует гражданам справедливость судебного решения, компетентными судьями.

К межгосударственным органам по защите прав и свобод человека, в которые  могут обратиться граждане РФ, в  соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, относятся Комиссия по правам человека ООН, действующая в качестве вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), которая. вправе рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН; Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. Комиссия по правам человека ООН принимает к рассмотрению жалобы на массовые и грубые нарушения прав человека от лиц, проживающих в странах-членах ООН, групп граждан и неправительственных организаций, обладающих достоверной информацией о нарушениях прав человека при условии исчерпания местных средств правовой защиты   кроме   случаев,   когда принятые на национальном уровне решения


 

 

 

неэффективны или не сулят  урегулирования в разумные сроки 22.

Наличие международно-правовых средств защиты служит важной гарантией  реализации конституционных норм о  правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации.

Статья 53 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право  на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц» 23. Это положение призвано способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти.

Информация о работе Российская Федерация – правовое государство