Российская Федерация – правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:23, курсовая работа

Краткое описание

Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре. Поэтому важность раскрытия этой глобальной темы несомненна как с теоретической, так и с практической стороны 2.
В связи с этим, я определила следующие цели своей курсовой работы:
1. Изучить понятие «правовое государство» в теоретическом (концепции, определения и т.д.) и практическом (какие признаки правового государства прослеживаются в российском законодательстве и судебной практике) смыслах.
2. Определить на каком этапе становления правового государства находится современная Россия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………………
Глава 1. Общая характеристика конституционного принципа правого государства…………………………………….……………………….…
§ 1. Понятие правового государства………………………………….…
§ 2. Содержание конституционного принципа правового государства в Российской Федерации………………………………………………….
Глава 2. Проблемы реализации конституционного принципа правового государства в Российской Федерации……………………….
1. Конкретизация конституционного принципа правового государства в федеральном законодательстве…………………………..
2. Становление правового государства в России через призму судебной практики………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………...
Приложения……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОНОМУ ПРАВУ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Глава 2. Проблемы реализации конституционного принципа правового государства в Российской Федерации.

1. Конкретизация конституционного  принципа правового государства в федеральном законодательстве.

В предыдущей главе я указала  основные принципы правового государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Теперь я попытаюсь рассмотреть, подкреплены ли основные принципы правового  государства в иных нормативно-правовых актах федерального законодательства.

1. Народовластие.

Как было указано в предыдущей главе, статья 3 Конституции Российской Федерации  закрепляет принцип народовластия, который означает, что носителем  суверенитета Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ реализует свой суверенитет путем референдума и выборов. Статья 3 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ предусматривает участие граждан Российской Федерации в выборах и референдуме на основе всеобщего равного избирательного права 24.

Федеральный конституционный закон  Российской Федерации от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995г. N 119-ФЗ (с послед. изм. и доп.), государственная служба основана на принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой 25.

2. Равенство всех перед  законом и судом

Статья 2 Закона РСФСР "О  языках народов Российской Федерации" от 25


 

 

октября 1991г. N 1807-1 (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998г. N 126-ФЗ и Федерального закона от 11 декабря 2002г. N 165-ФЗ) запрещает  дискриминацию по национальному  и языковому признакам 26.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений 27.

Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996г. N 63-ФЗ устанавливает  ответственность за умышленные действия, нарушающие равноправие граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии.

Российское законодательство предусматривает широкую систему  мер, направленных на обеспечение равноправия  женщин и мужчин. Часть 3 статьи 1 Семейного  кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995г. N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) устанавливает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье 28.

Статья 145 Уголовного кодекса  Российской Федерации от 13 июня 1996г. (с послед. изм. и доп.) устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до 3 лет 29.

Порядок публикации законов  урегулирован Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 199 г. в редакции от 22 октября 1999г. 30


 

 

 

 

 

Конституционный принцип  равенства перед законом и  судом закреплен в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

3. Право на обращение  в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет право граждан на обращение в суды гражданского судопроизводства за защитой своих прав, «Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов» (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) 31.

4. Гарантии от злоупотребления власти

Поскольку нормы Гражданского кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед гражданско-правовыми нормами, содержащимися в других законах (часть 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. N 51-ФЗ), применительно к ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должен действовать режим, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации 32.

Особый порядок возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, установлен для реабилитации жертв политических репрессий (Закон Российской Федерации от 18 октября 1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий" и другие нормативные акты, касающиеся этого вопроса) 33.

2. Становление правового государства в России через призму судебной практики.

Судебная власть с момента своего возникновения подчинена праву и имеет правовую форму выражения.


 

 

Поняв то, что основные принципы правового государства закреплены в Российском федеральном законодательстве и самой Конституции, осталось убедиться в том, что все эти признаки имеют непосредственное применение в государстве и обществе. Для этого обратимся к материалам судебной практики.

Право, обеспечиваемое силой  государства, придает судебной власти стабильность и единообразие. На основе права судебная власть и должна выполнять свои функции.

Судебная власть – это  самостоятельный вид государственной  власти, выражающийся в форме функционирования судебной системы в государстве  путем отправления правосудия в соответствии с закрепленными за ней в конституции и других нормативно-правовых актах полномочиями 34.

Из данного определения  можно сделать вывод, что правосудие может осуществляться только судом, и только на основе полномочий, которые  возложены на суд законом.

Проследить процесс становления  правового государства в России на практике мы можем только через  деятельность органов исполнительной власти, как непосредственно контактирующих с гражданами, так и через деятельность судов, основной задачей которых является реализация главного принципа правового государства – реализация и защита прав и свобод человека и гражданина.

Первым изменением в политической жизни государства, с которого, по-моему мнению, следует начать наблюдение за развитием правового государства в России касательно судебной ветви власти была Судебная реформа 90-х.

Первым наиболее важным шагом  на пути к новому суду в России стали формирование и деятельность Конституционного суда России. А также издание ряда основных законов о судах:

        • Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

 

        • Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»;
        • Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Непосредственно через суды реализуется множество принципов  правового государства.

1. Народовластие

Народовластие в Российской Федерации осуществляется через  избирательное право: путем выборов  или референдума. Примерами того, что в Российской Федерации защищается принцип народовластия, могут послужить следующие решения высших судебных инстанций Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011г. N 5 «О практике рассмотрения судам дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 35.

Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.10.2003 г. №15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобам граждан С.А. Бутмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова 35.

2. Соблюдение иерархии  законов и их непротиворечие  друг другу.

Проблемы верховенства Конституции  разбирает Конституционный суд  Российской Федерации, так как дела по проверке на соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации,


 

 

 

 

 

Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, относятся к компетенции Конституционного Суда.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000г. N 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» 36.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» 37.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999г. N 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» 38.

3. Защита прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом.

В сфере защиты прав и свобод человека и гражданина нынешней конституцией была установлена возможность обращаться в межгосударственные органы за судебной защитой. Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека, ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Решения межгосударственных органов по защите прав человека признаются в правовой системе России, могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации.


 

 

 

 

 

Часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет равенство всех перед законом и судом 39, соответствует положениям международных конвенций, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948г., статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г., статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.

В решениях Конституционного Суда РФ неоднократно признавались нарушения  конституционного принципа равноправия.

Постановлением от 27 декабря 1999г. N 19-П положения пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающим возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях, признаны не соответствующими статье 19 Конституции40. В   Постановлении Конституционного  Суда РФ от

3 ноября 1998г. N 25-П установлено,  что запрет приватизации жилых помещений, находящихся в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, противоречит принципу равенства граждан перед законом и судом вне зависимости от каких-либо обстоятельств, поскольку ставит в неравные условия при приватизации жилья граждан-нанимателей отдельных квартир и граждан-нанимателей жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и означает законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания41. Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999г. N 18-П признан не противоречащим Конституции абзац 1 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»42,


 

 

на основании которого гражданам, обучающимся по очной форме обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, не предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу на время обучения.

Суд указал, что для этих лиц сохраняется возможность продолжить образование после увольнения с военной службы и тем самым обеспечивается реализация всеми гражданами, подлежащими призыву на военную службу (имеющими право на отсрочку и теми, кому данная возможность не предоставлена), конституционного права на образование и исполнение ими конституционной обязанности по несению военной службы.

Оспариваемое положение  предполагает равенство возможностей, в т.ч. в выборе высшего учебного заведения. Различные правовые последствия, связанные с таким свободным выбором в части, касающейся права на отсрочку от призыва на военную службу, не могут рассматриваться как нарушение гарантий части 2 статьи 19 Конституции.

А также данное постановление  отчетливо показывает то, что в  Российской Федерации все еще присутствуют противоречия основным принципам правового государства, в частности такому как равенство всех перед законом и судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь необходимо подвести итоги проделанной работы. В своей  курсовой работе я достаточно подробно изложила понятие правового государства, раскрыла его основные признаки, изучила концепции идеи правового государства и рассмотрела историческое развитие данной идеи.

Что касается формирования правового  государства в России, то следует иметь в виду, что главными его составляющими являются следующие:

Информация о работе Российская Федерация – правовое государство