Российская Федерация-правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. В ряде стран к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами. В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть
Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственном устройстве России
1.1 Общие положения о государстве - России в Конституции РФ 1993 года..3
1.2 Характеристика суверенитета Российской Федерации…………………….8
1.3 Федерализм как основа государственного устройства России…………...12
Глава 2. Характеристика государственного устройства согласно Конституции РФ 1993 год:
2.1 Субъекты федерации……………………………………………………….. 20
2.2 Статус субъектов Российской Федерации………………………………... 25
2.3 Состав территории Российской Федерации………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Основная часть

Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственном    устройстве России

1.1 Общие положения  о государстве - России в Конституции  РФ 1993 года..3

1.2 Характеристика  суверенитета Российской Федерации…………………….8

1.3 Федерализм  как основа государственного  устройства России…………...12

Глава 2. Характеристика государственного устройства согласно Конституции РФ 1993 год:

2.1 Субъекты  федерации……………………………………………………….. 20

2.2 Статус субъектов  Российской Федерации………………………………... 25

2.3 Состав территории  Российской Федерации………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. В ряде стран к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами. В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

     Наряду с этой, федеральной Конституцией, действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации, а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей.

     В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований. Поэтому изучение современного конституционного учения о государственном устройстве и развитии Российской Федерации является актуальным и своевременным.

 

 

Глава 1. Характеристика норм Конституции  о государственном устройстве России

 

1.1 Общие  положения о государстве - России  в Конституции РФ 1993 года

     В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Государство можно определить как политико-территориальную суверенную организацию публичной власти населения, призванную обеспечить социальный компромисс и управление обществом.

     Главное, определяющее в государстве - его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природу государства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своей природе. С момента возникновения и на протяжении довольно длительного исторического времени государства (рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущность современных государств - общесоциальный компромисс, управление обществом в целях его гармонии и всестороннего развития.

     Сущность государства определяет и его форму, которая показывает, как организована и осуществляется государственная власть, какие методы она использует в своей деятельности, каково национально-территориальное устройство государства. Форма государства включает в себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000 - С.86.

     Форма правления - порядок образования и организация высших органов государственной власти, их взаимоотношения с нижестоящими государственными органами и населением. По форме правления государства делятся на монархии, где верховная, как правило пожизненная, власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, и республики, в которых высшие органы государственной власти являются выборными. В зависимости от полноты власти главы государства, роли представительных органов и порядка формирования высших органов государственной власти различают президентские и парламентарные республики.

     Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, его национально-территориальное устройство. Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства.

     Унитарное государство - это цельное, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета. Федеративное государство - это сложное государство, составные части которого обладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, т.е. обладают тем или иным набором признаков суверенитета. Наряду с общефедеративными органами власти, общефедеративной правовой системой, в таком государстве существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации. Примером современной Федерации являются Россия, США, Бразилия и др. Федерациями в настоящее время являются 21 государство, в которых проживает почти одна треть населения земного шара Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С.231. Под конфедерацией понимается объединение государств, создаваемое для достижения определенных (как правило временных) целей.

     Российская Федерация - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной.

     Россия является федеративным государством. В основе федеративного государственного строя России лежат глубокие исторические, социально-экономические, геополитические и этнические корни.

     Сущность российского федерализма составляют государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов.

     Российская Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа). В составе Российской Федерации 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов Галаган П.С. Конституция РФ. Комментарий. - М., 2000 - С.59.

Россия как  федеративное государство построена  по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономные области, автономные округа в основе своей  имеют национальный принцип, края и области - территориальный. Однако и в некоторых национальных образованиях коренное национальное население не составляет большинства (республики Алтай, Коми, Саха (Якутия) и др.).

Россия является асимметричной федерацией: правовое положение и полномочия ее субъектов не унифицированы и во многом не равнозначны. Республики находятся в более "привилегированном" положении, чем края и области. В частности, конституции республик и их договоры с Российской Федерации о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий устанавливают, например, их суверенитет, гражданство, предусматривают создание своего Конституционного суда и даже фиксируют особое положение в составе Федерации (ассоциированное членство Татарстана в составе Российской Федерации).

Несмотря на эти различия, всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:

- наличие конституций,  уставов, где фиксируется их  правовое положение и закрепляется  компетенция;

- официальное  представительство в федеральных  органах государственной власти (по два представтеля в Совете Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти);

- самостоятельное  установление системы органов  государственной власти в соответствии  с основами конституционного  строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;

- собственное  законодательство, бюджет;

- частичная  международная правосубъектность;

- собственная  символика;

- право заключения  двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С.99.

Основные условия  и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в  ее составе нового субъекта Российской Федерации устанавливает Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" Карамзин Н.М. Конституционное право РФ т. 2-3 Тула. Приокское кн. Изд. 1999. - С.151.

Определенное  влияние на государственное устройство России может оказать Указ Президента России от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе в округе и перечень федеральных округов. Таких округов семь. Все субъекты Российской Федерации объединены в эти округа с единым центром - столицей округа. Создание федеральных округов вряд ли поколебет федеративное устройство российского государства, но вполне может устранить федеративную асимметрию, установив равноправие всех субъектов федерации Васильцов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации - М.: издат. Полит. Книга, 2000. - С. 160.

Россия есть правовое государство. В основе правового  государства лежат следующие  принципы: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственность государства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность. Россия стала на путь формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны - цель, но пока еще не реальность.

Российское  государство по форме правления  представляет собой республику. Это  значит, что высшие органы власти (Президент, Федеральное Собрание) избираются населением страны и ответственны перед ним.

Наименования  Российская Федерация и Россия равнозначны. Это значит, что они в равной степени могут употребляться  в государственных, международных, правовых и иных документах, а также  в обыденном словоупотреблении  для обозначения Российского государства.

 

 

1.2 Характеристика  суверенитета Российской Федерации

 

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя. В постановлении Конституционного Суда России от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дано нормативное определение данного конституционного понятия: суверенитет, предполагающий, по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Распространение суверенитета Российской Федерации  на всю ее территорию означает, что  государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля.

Данное положение  означает также неделимость суверенитета Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации не допускает  какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Именно Российская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Информация о работе Российская Федерация-правовое государство