Российская Федерация-правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. В ряде стран к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами. В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть
Глава 1. Характеристика норм Конституции о государственном устройстве России
1.1 Общие положения о государстве - России в Конституции РФ 1993 года..3
1.2 Характеристика суверенитета Российской Федерации…………………….8
1.3 Федерализм как основа государственного устройства России…………...12
Глава 2. Характеристика государственного устройства согласно Конституции РФ 1993 год:
2.1 Субъекты федерации……………………………………………………….. 20
2.2 Статус субъектов Российской Федерации………………………………... 25
2.3 Состав территории Российской Федерации………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Специфика статуса  автономных округов заключается  в том, что все они, за исключением  Чукотского автономного округа, который  непосредственно входит в состав Российской Федерации, включены в состав края или области. Несмотря на это, автономный округ не утрачивает государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта Федерации.

И все же вхождение  автономных округов в состав края и области не может не породить особых отношений между этими  субъектами Российской Федерации. Такие  отношения должны быть отражены прежде всего в их учредительных документах - уставах. Однако в принятых некоторыми автономными округами уставах, например в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа, подобные положения отсутствуют, что в конкретном случае было расценено органами власти Тюменской области, в состав которой входит названный автономный округ, как стремление округа в одностороннем порядке изменить свой статус, что по Конституции Российской Федерации недопустимо.

Как отмечается в определении Конституционного Суда, взаимоотношения автономного округа и края (области), в состав которого он входит, отличаются от их отношений с другими субъектами Федерации. Вхождение автономного округа в край (область) обязывает оба субъекта Федерации строить свои взаимоотношения с учетом исторически сложившихся на момент принятия Конституции Российской Федерации и не противоречащих ей государственно-правовых реалий. Оно предполагает определенное распространение на основе взаимного согласия и договоренностей юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию автономного округа. Край (область) и входящий в него автономный округ обязаны в интересах населения поддерживать сложившиеся территориальные, экономические, политические, социальные, этнические и иные отношения посредством различных форм взаимодействия, включая перераспределение предметов ведения и полномочий, их делегирование, совместное осуществление, не допуская односторонних, не согласованных друг с другом действий в сфере общих интересов края (области) и автономного округа.

Часть 5 статьи 66 предусматривает возможность изменения  статуса субъекта Российской Федерации. Это может быть осуществлено по взаимному  согласию Федерации и субъекта, что  означает невозможность изменения  статуса субъектом Федерации  в одностороннем порядке. Процедуры изменения статуса субъекта Федерации будут установлены федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией.

Вопрос об изменении  статуса субъекта Российской Федерации  мог бы быть решен в следующем  порядке. Орган законодательной власти субъекта Федерации, используя принадлежащее ему право законодательной инициативы, вносит в соответствии с принятым им решением проект соответствующего закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. По вопросу об изменении статуса субъекта Федерации принимается в порядке, предусмотренном Конституцией, федеральный конституционный закон, а затем в ч. 1 ст. 65 Конституции вносятся изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Состав территории Российской Федерации

 

Состав территории Российской Федерации определяется ч. 1 статьи 67 и состоит из трех категорий  пространств: сухопутного, водного  и воздушного. Статус всей государственной  территории Российской Федерации находится  в ведении Федерации (ст. 71, п. "б"), которая обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории и, следовательно, изменить ее может только сама.

Статус территории субъектов Федерации определяется федеральной Конституцией и конституциями  и уставами субъектов Федерации. В частности, в конституциях и уставах указывается, как правило, состав территории субъекта Федерации, перечислены административные районы, города республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, специальный статус отдельных территорий.

Непосредственно в состав территории Российской Федерации входят и территории автономных округов, хотя они, за исключением Чукотского автономного округа, находятся в составе края или области. Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа указывается, что "территория Ханты-Мансийского автономного округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации" (ч. 1 ст. 4).

Свои суверенные права на территории субъектов Федерации  Российская Федерация осуществляет в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.

Субъекты Федерации  не вправе сами устанавливать особый статус своей территории, объявляя ее, например, "свободной от производства, размещения, хранения, использования, испытания ядерного, химического, бактериологического  и иных видов оружия массового поражения, их промышленных отходов" (ст. 6 Конституции Республики Саха (Якутия).

Границы между  субъектами Федерации являются административными (не государственными). Сами субъекты Федерации  не вправе устанавливать таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Территория  Российской Федерации включает также  внутренние воды и территориальное  море Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика (учебное пособие). - М., 1995. - С. 152.

Внутренние  воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых  принадлежат Российской Федерации, а воды расположены в сторону  берега от тех исходных линий, от которых  отсчитывается территориальное море, а также вод рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации. Внутренние воды находятся под полным суверенитетом Российской Федерации, которая вправе регламентировать их правовой режим.

Территориальное море составляет морской пояс шириной до 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории государства или к его внутренним морским водам. Ширина территориального моря России, как и многих других государств, составляет именно 12 морских миль. В отдельных государствах принята меньшая норма - 3, 4, 6 морских миль. При этом территориальное море есть составная часть государственной территории, поэтому его правовой режим определяется национальным законодательством. Однако территориальное море имеет и важное значение для международного морского судоходства, а его правовой режим затрагивает существенные интересы иностранных государств.

Воздушное пространство, являясь составной частью территории Российской Федерации, ограничивается государственными сухопутными и  морскими границами. Оно распространяется над сухопутной и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Однако высотные пределы распространения суверенных прав Российской Федерации, как и других государств, остаются в международном праве неурегулированными.

Российская  Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне. В соответствии с нормами морского права континентальный шельф  прибрежного государства включает поверхность и недра морского дна подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. В соответствии с федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Исключительная  экономическая зона определяется как  район, находящийся за пределами  территориального моря и прилежащий к нему. Она устанавливается в  пределах 200 морских миль от берега. Прибрежному государству предоставляются суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов морского дна и его недр, живых ресурсов, юрисдикция в отношении регулирования морских научных исследований, в отношении возведения и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений и т.п. В соответствии с международным правом континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Все другие государства пользуются здесь в соответствии с международным правом свободой судоходства, полетов и т.д.

 

 

Заключение

 

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Российская  Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации - М.: МТС, 2004 - 153с

2. Авакьян С.А.  Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000

3. Андронов В.А.  Конституционное право России - М., МТС, 1999 - 264с.

4. Буганов В.И.  Конституционное право - М.: Просвещение. 1998

5. Васильцов  В.Ф. Конституционное право Российской  Федерации - М.: издат. Полит. Книга, 2000. - 322с.

6. Галаган П.С.  Конституция РФ. Комментарий. - М., 2000 - 521с.

7. Дмитриев Ю.А.  Правовое положение человека  и гражданина в РФ - М.: МСТ, 1992 - 145с.

8. История государства  и права России: Учебник /под  редакцией Титова Ю.П. - М., 2000. - 544 с.

9. Карамзин Н.М.  Конституционное право РФ т. 2-3 Тула. Приокское кн. Изд. 1999.

10. Кашанина  Т. В., Катании А. В. Основы  российского права: Учебник для  вузов. 2-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001. -- 800 с.

11. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право  России: Учебник. - 2-е изд., перераб  и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 520 с.

12. Конституционное право  Украины /Сост.: В. Д. Волков, Р.Ф. Гринюк, И.С. Щебетун. -- Донецк, 2000. - 351с.

13. Кудрявцев К.С. Конституционное право РФ. - М.: Юриздат, 2000 - 340с.

14. Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990. - № 1. - С.123-126

15. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.

16. Сергеев И.И. Конституционное право РФ. - М.: Знание, 2001 - 410с.

17. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России.--М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.--472 с

18. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика (учебное пособие). - М., 1995. 294 с.

19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с.


Информация о работе Российская Федерация-правовое государство