Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка
1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
91.Право в системе социальных норм.
Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях (нормы морали, нормы общественных организаций, нормы обычаев и ритуалов). Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Признаки социальных норм.
Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.
Общий характер. Социальные нормы представляют собой общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.
Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.
Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.
Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.
Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.
Виды социальных норм.
Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер.
Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков и, как правило, формализуются в освященных источниках. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.
Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.
Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки.
92. Кодификация как вид
Кодификация - это разновидность систематизации, характеризующаяся объединением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Примерами кодификации являются Гражданский, Уголовный, Таможенный и иные кодексы Российской Федерации. Кодификация законодательства может быть всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства; отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства; специальной, когда перерабатываются нормы какого-либо правового института.
К признакам кодификации
относятся:
1) ее могут заниматься исключительно специальные
органы;
2) в итоге кодификации всегда появляется
новый нормативно-правовой акт - кодекс;
3) кодифицированный акт выступает основным
среди всех иных актов, действующих в данной
сфере.
Виды кодификации:
а) общая кодификация (завершается
принятием кодификационных
б) отраслевая кодификация (охватывает
соответствующую отрасль
в) специальная (комплексная) кодификация
(направлена на издание актов, регулирующих
соответствующие институты
Главная конечная цель кодификации - создание т.н. кодификационного акта.
Формы кодификационных актов:
а) основы законодательства;
б) кодекс;
в) устав;
г) положение;
д) правила.
93. Публичное и частное право.
Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения публичных интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).
Публичное право совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный интерес. К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и уголовно-процессуальное право и ряд др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германскои правовой системы.
Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.
Соотношение частного и публичного права:
1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;
2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;
3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.
Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть
94. Внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.
К числу внутренних относятся функции:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"