Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

 

В англо-американской правовой семье особо выделяется правовая система США. Она начала складываться в условиях колониализма и до настоящего времени сохранила обусловленные  им особенности. Одна из них состоит  в том, что формирование правовой системы практически не испытало влияния обычаев и традиций коренных жителей, которые рассматривались  колонистами как люди низшего  порядка. Кроме того, в правовой системе  США не выражены и собственные  национальные традиции, поскольку она  формировалась выходцами из Европы различных национальностей. Среди  них нередко встречались преступники, различные отщепенцы. не нашедшие себе место в Европе, что оказало  и оказывает существенное влияние  на правоприменительную практику США, обусловливает агрессивность их государственной политики.

 

На территории Северной Америки  было 13 английских колоний, но существовали также испанские» французские, голландские  колонии. Все они отличались не только политическими и социально-бытовыми, но и различными правовыми особенностями. После обретения США в XIX в. независимости  отдельные штаты сохранили особенности  правовой системы государства —  бывшей метрополии. Однако в правовой системе США элементы правовых систем европейских государств не доминируют.

 

Борясь со своим «английским  прошлым», США в 1787 г. приняли свою Конституцию, заложившую основы единой для всего государства правовой системы. Тем не менее каждый из 50 штатов США, являющихся федеративным государством, имеет значительную самостоятельность  в построении собственной правовой системы, отличающейся от правовой системы  других штатов. Каждый штат США имеет  законодательные органы, поэтому  законы имеют в США большую, а  судебные решения — меньшую значимость, чем в Англии. Тем не менее развитие так называемого прецедентного  права в США очень велико. Там  ежегодно публикуется 300 томов судебной практики, и, несмотря на использование  компьютерных баз данных и поисковых  систем, выявление нужных судебных прецедентов является сложным делом. Таким образом, правовая система  США является очень запутанной.

 

 

69 содержание правоотношений

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают  юридическое и фактическое содержание.

 

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание — только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические  права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему  обязанность образуют юридическую  связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

 

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие  между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом  права и обществом (всяким и каждым).

 

Субъективное право —  это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск (ст. 66, 67 КЗоТ РСФСР), определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право — это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

 

2. Содержание анализируемого  права устанавливается нормами  права и юридическими фактами.

 

  1. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних  случаях эта обязанность состоит  в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными  действиями обязанного лица.

4. Субъективное право  предоставляется управомочен-ному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

 

5. Данное право состоит  не только в возможности, но  и в юридическом или фактическом  поведении у право-моченного лица.

 

Субъективное право —  сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные  фактические оействия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

 

Юридическая обязанность  есть предписанная обязанному лицу и  обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать  в интересах управомо-ченного лица.

 

Юридическая обязанность  имеет следующие признаки. 1. Это  мера необходимого поведения, точное определение  того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность  обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит  в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).

2. Она устанавливается  на основе юридических фактов  и требований правовых норм.

 

3. Обязанность устанавливается  в интересах управо-моченной стороны — отдельного лица или общества (государства) в целом.

 

4. Обязанность есть не  только (и не столько) долженствование,  но и реальное фактическое  поведение обязанного лица.

 

5. У обязанного лица  нет выбора между исполнением  и неисполнением обязанности.  Невыполнение или ненадлежащее  выполнение юридической обязанности  является правонарушением и влечет  меры государственного принуждения.

 

Юридическая обязанность  имеет три основные формы: воздержание  от запрещенных действий (пассивное  поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и  обязанность неразрывно связаны. Нет  субъективного права, не обеспеченного  обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не «живет», когда нет  одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы — обязанность администрации, получение такой платы — право рабочего.

 

70 правовые нормативные  акты: понятие, виды, соподчиненность

Нормативно-правовой акт  используется как основная форма  права в странах с так называемым "писаным" правом, к которым  относится и Россия. Его характерные  черты определяются тем, что он, с  одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с  другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

 

а) содержит юридические  нормы;

б) представляет собой официальный  письменный акт-документ;

в) является результатом  особой деятельности государства, которую  именуют правотворческой.

 

 Нормативно-правовой  акт может приниматься также  в порядке делегированного законодательства  или референдума, но так или  иначе с участием государства  и выражением его воли.

 

 С учетом названных  признаков нормативно-правовой акт  можно определить как официальный  письменный акт-документ, содержащий  юридические нормы и принимаемый  в определенной процедурной форме:

 

а) компетентными органами государства;

б) в порядке делегированного  законодательства;

в) в пороядке референдума.

 

 Нормативно-правовые  акты следует отличать от другой  разновидности правовых актов  - индивидуальных юридических, а  главное - от актов применения  права. Их объединяет общая  юридическая природа, и те и  другие содержат государственно-властные  предписания, но у актов применения  эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

 

 Основная задача нормативно-правового  акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию  и оптимальным образом доводить  ее до сведения адресатов. В  этом плане нормативно-правовой  акт является наиболее удобной  и совершенной формой права  - как для "рядовых" субъектов  права, так и для государства.  Посредством него государство  может оперативно осуществлять  правовое регулирование, реагировать  на правовые потребности общества, координировать всю работу по  управлению общественными процессами.

 

 Виды нормативно-правовых  актов. Они делятся прежде всего  на законы и подзаконные нормативно-правовые  акты.

 

 Закон обладает следующими  признаками:

 

а) принимается высшими  органами государственной власти или  в порядке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном  порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные  начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие  от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний).

 

 Законы, в свою очередь,  делятся на конституционные законы  и обыкновенные. К числу конституционных  относятся:

 

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст  Конституции;

в) законы, необходимость  издания которых предусмотрена  самой Конституцией.

 

 В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных  законов (о Правительстве РФ, о  Конституционном Суде РФ и  др.). Конституционные законы имеют  более сложную, чем обыкновенные  законы, процедуру принятия. В РФ  на принятый конституционный  закон не может быть наложено  вето Президента.

 

 Обыкновенные законы  можно поделить на кодификационные  (Основы законодательства, Кодексы)  и текущие. В федеративном государстве  законы разделяют на федеральные  (общефедеральные) и законы субъектов  Федерации.

 

 Подзаконные нормативно-правовые  акты должны быть основаны  на законе и не должны ему  противоречить.

 

 В Российской Федерации  подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми  актами являются следующие:

 

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства  РФ;

в) нормативные акты центральных  органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и  ведомств).

 

 На уровне субъектов  РФ - республиканские законы, акты  президентов (в президентских  республиках), постановления правительств  республик, а также нормативные  акты республиканских центральных  органов исполнительной власти, органов власти края, области,  автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

 Статьей 19 Федерального  закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" от 22 апреля 1996 г. органам местного  самоуправления (они не входят  в систему органов государственной  власти) предоставлено право принимать  по вопросам своего ведения  правовые акты.

 

 Особой разновидностью  нормативно-правовых актов можно  считать локальные нормативные  акты (уставы, положения и др.), действующие  только в пределах данного  предприятия, учреждения, организации.

 

71 граждане (физические  лица) как субъекты правоотношений

Индивидуальные:  (физические лица): граждане, иностранные граждане, лица без гражданством, лица с двойным гражданством, граждане СНГ и др.

Субъекты правоотношений - индивиды (физические лица) и организации (коллективные лица), участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты правоотношений обладают правосубъектностью т.е. предусмотренной нормами права способностью быть участниками правоотношений.

 

 

                                                                         Правосубъектность

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"