Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

 

  Вопросы происхождения  и сущности права издавна волновали  философов, политиков, правоведов. Возникали, прекращали свое существование,  подвергались модификации различные  учения, направления и школы, отстаивающие  ту или иную позицию, те или  иные взгляды на феномен, называемый "правом". Учение естественного  права выводило право из природы  человека, психологическая теория  — из психики человека; юридический  позитивизм, нормативизм отрицали  выявление экономических и политических  предпосылок права, обосновывая  необходимость формально-догматического  подхода к его изучению.

 

Вопрос о сущности права  остается в центре внимания и современной  правовой и политической мысли, а  понятие права и сегодня —  одна из основных категорий общей  теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к  пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень  важных как теоретических, так и  практических вопросов жизни общества.

 

Современные учения о сущности права представляют собой не некую  универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных  концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить основные. Особенно широкое распространение  в современной политологии и  науке права получили социологическое, солидаристское, нормативистское (неопозитивизм), психологическое направления, а также теория "возрожденного естественного права". При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Анализируя все эти концепции, важно учитывать, что для понимания сущности права как сложного, многоаспектного явления социальной жизни имеют значение и социологический, и психологический, и формально-логический, нормативный подходы.

 

 

59 объекты правоотношений: понятие и виды

Субъективные права и  юридические обязанности направлены на то, что представляет интерес  для -субъектов правоотношений, иными  словами, они предметны .

 

Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности  субъектов.

 

Объектами правоотношений являются следующие социальные явления и  блага:

 

- предметы материального  мира. К ним откосятся вещи. В  юридическом смысле вещами являются  предметы природы в их естественном  состоянии, а также созданные  в процессе трудовой деятельности  человека, по поводу которых возникают  правоотношения. К вещам относятся  средства производства, предметы  потребления, ценные бумаги и  т.д.;

 

- продуты духовного творчества. Это то, что является результатом  интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства,  литературы, живописи, кино и др.;

 

- личные неимущественные  блага. Это нематериальные блага,  непосредственно связанные с  человеком, его личностью. Это  жизнь, здоровье, честь, достоинство  человека;

 

- поведение участников  правоотношений. Поведение человека - это взаимодействие его с  окружающей средой. Выражается оно  либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное  поведение). Объектом правоотношения  является, как правило, поведение  обязанного лица. Так, объектом  правоотношения между органом  внутренних дел и лицом, за  которым установлен административный  надзор, является поведение поднадзорного;

 

- результаты поведения  участников правоотношений. Результаты  поведения - это те последствия,  к которым приводит то или  иное действие или бездействие.  Многие правоотношения и устанавливаются  того, чтобы путем поведения лиц  добиться определенного результата. В этом случае не само поведение  будет объектом правоотношения, а результат поведения. Так,  в правоотношении, вытекающем из  договора подряда на капитальное  строительство, заказчика не интересуют  действия подрядчика, для него  важен результат поведения - построенное  здание, отвечающее всем необходимым  стандартам.

 

 

60 форма государства  как институт теории государства:  понятие, структура, характеристика  основных элементов

Форма государства – это  совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации  высших органов власти, реализации политической и государственной  власти.

 

На форму государства  могут оказывать влияние следующие  факторы:

социально-экономические, культурные;

исторические, национальные и религиозные традиции;

природные и климатические  условия;

расстановка политических сил  и т. д.

 

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного  государства, необходимо проводить  анализ его структурных элементов:

 

1) форма правления –  организация высших государственных  органов, порядок их образования,  структура, полномочия, взаимодействие  с населением, а также друг  с другом. Основные формы правления:  монархия и республика;

 

2) форма государственного  устройства – отражает политико-территориальную  организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между  центральной и местной властью.  По форме устройства государства  разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

 

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет  собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления  власти. Основные типы политических  режимов: авторитарный, демократический,  тоталитарный.

 

Таким образом, форма государства  определяет:

порядок формирования органов  государственной власти;

структуру государственных  органов;

особенность территориальной  самостоятельности населения;

характер взаимоотношений  органов государственной власти друг с другом;

специфику отношений государственных  органов и населения;

приемы, способы, методы осуществления  политической власти.

 

В соответствии с указанной  выше классификацией элементов государства  рассмотрим форму современного Российского  государства.

 

Российская Федерация  в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления.

 

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

демократизм;

федерализм;

республиканская форма правления;

разделение властей;

политическое, идеологическое многообразие;

признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный  народ Российской Федерации;

правовое государство;

социальный характер, в  соответствии с ним политика государства  сориентирована на создание условий, которые  обеспечивают человеку достойную жизнь  и свободное развитие.

 

Российская Федерация  является полупрезидентской республикой.

 

По своему государственному устройству Российское государство  является федерацией, которая построена  на следующих характерных признаках  федерализма:

добровольное вхождение  в состав Федерации субъектов  РФ;

равноправие субъектов Российской Федерации;

самоопределение народов, наций  и национальностей;

государственная целостность;

разграничение полномочий между  федеративными органами государственной  власти РФ и органами власти субъектов  Российской Федерации и др.

 

Государственно-правовым режимом  Российской Федерации является демократический  режим.

Форма государства - это способ организации и реализации государственной  власти.

 

В состав формы государства  входят:

 

1) форма государственного  правления,

 

2) форма государственного  устройства,

 

3) форма государственного (политического) режима.

 

 

61 структура нормы  права. Виды правовых норм

Классическая, идеальная  норма права состоит из трёх структурных  элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если —  то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

 

Гипотеза (если…) — это  часть правовой нормы, в которой  определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма  подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

 

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое  реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает  действие нормы с наличием двух или  более условий. Разновидность сложной  гипотезы — альтернативная: для  вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных  в ней фактических обстоятельств.

 

В зависимости от формы  выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия  действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это  способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической  нормы, возникновение, изменение или  прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными  частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью  абстрактной гипотезы.

 

Диспозиция (то…) — элемент  юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает  на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права  и обязанности адресатов.

 

По характеру предписания  диспозиции подразделяются на:

управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие — устанавливающие  обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — устанавливающие  запрет совершать определённые действия.

 

Санкция (иначе…) — элемент  юридической нормы, который указывает  на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

 

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно  определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые —  орган применяющий норму, может  применять различные варианты в  пределах санкций (например, от 3 до 15 лет  лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам  представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид  ответственности (либо штраф, либо лишение  свободы) (неопределённые санкции для  современного права не характерны).

 

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все  три элемента. Многие нормы не имеют  идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов  государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура  характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать  их в одну норму.

 

В некоторых случаях недостающий  элемент нормы права может  быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может  иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

ВИДЫ НОРМ ПРАВА — группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом  нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих  участниками регулируемых отношений, определяет и разнообразие норм права. Их классификация позволяет точнее уяснить природу и назначение норм права в системе нормативного регулирования общественных отношений. В современных условиях роль права  неизмеримо возрастает. Количество норм права в этой связи все увеличивается  и дифференцируется. «Распределение»  их по определенным группам позволяет  полнее уяснить их регулятивную природу, механизмы действия, место и роль в системе нормативного регулирования  общественных отношений.

 

В зависимости от объема нормативности все действующие  нормы права подразделяются на две  большие группы: отправные, или исходные, нормы. Это дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы, закрепляющие правовые аксиомы, презумпции, фикции и преюдиции, в определенной мере, учредительные нормы; нормы-предписания, или нормы-правила. По методу правового регулирования принято выделять: императивные и диспозитивные нормы права. По способу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. По предмету правового регулирования или по отраслям права принято выделять конституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, земельно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д. Важное значение имеет подразделение норм права на материальные (они содержатся, к примеру, в гражданском, уголовном праве) и процессуальные, закрепляемые, в частности, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве. Принято также различать договорные нормы, коллизионные и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"