Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа  в своих воззрениях исходила из существования  двух систем права – естественного  и позитивного.

Позитивное, или положительное, – это официально признанное, действующее  в том или ином государстве  право, получающее выражение в законах  и иных правовых актах государственной  власти, в том числе санкционируемых  ею обычаях.

В отличие от позитивного  естественное право проистекает  из природы человека, человеческого  разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных  государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа  и разум человека

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на такое положительное  право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права.

Историческая  школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Густав Гуго, Савиньи, Пухта, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей поражение Великой французской революции.

Историческая школа права  отрицала возможность существования  единого для всех народов права, исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически  присущим ему народным духом.

Право каждого народа и  есть проявление этого народного  духа, выражающее «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат  исторического процесса. Передаваясь  как бы «с молоком матери», от поколения  к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Психологическая теория права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард).

Наиболее основательно и  оригинально эта теория была разработана  в дореволюционной России Л.И  Петражицким. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Петражицкий называет фантазмами.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная теория, (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.). Однако к концу XIX в. – второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, главенствующее место в ней заняло так называемое чистое учение о праве, наиболее видным представителем которого был Г. Кельзен. Он и его сторонники противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую но сравнению с ней ступень пирамиды.

Социологическая теория права. Предтечей этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

В представлениях сторонников  социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в  «действии», в процессе применения. «Право, – по утверждению Джона  Дьюи, – есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас вопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Марксистская  теория права. В отличие от рассмотренных выше учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, зиждется на материалистической философии.

Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается  как часть надстройки над экономическим  базисом общества. Будучи обусловлено  материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве  основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В  «Манифесте Коммунистической партии»  они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования  права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать  своей воле, обусловленной этими  определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной  воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями  этого класса...».

 

 

41 взаимная ответственность  государства и личности

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

 В первую очередь,  взаимная ответственность личности  и государства -это своеобразный  способ ограничения политической  власти. Он проявляется в установлении  государством законодательных ограничений  своей активности по отношению  к личности, в принятии государством  конкретных обязательств, направленных  на обеспечение интересов граждан,  в наличии реальной ответственности  должностных лиц за неисполнение  их обязанностей перед обществом  и личностью. В свою очередь,  свобода личности не может  быть абсолютной, поскольку она  ограничена и регламентирована  правом, интересами и правами  других лиц. От каждого человека  требуется соблюдение всех правовых  предписаний и исполнение его  обязанностей перед государством  и обществом.

 В недемократическом  государстве признается только  ответственность гражданина перед  государством. Оно как бы дарует  ему права и свободы и определяет  его обязанности. В правовом  же государстве, напротив, акцент  делается на ответственность  государственных органов и должностных  лиц перед гражданами за посягательство  на их права и свободы. Эта  ответственность приобретает реальный  характер только при наличии  соответствующих нормативных актов,  в которых закрепляется процедура  привлечения к ней должностных  лиц, виновных в нарушении прав  и свобод граждан, и устанавливаются  санкции за это.

 Ответственность государства  перед гражданами обеспечивается  системой гарантий, к которым  относятся:

1) ответственность правительства  перед представительными органами  власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая  и уголовная ответственность  должностных лиц за нарушение  прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента  и др.

 Формами контроля за  выполнением обязательств государственных  структур являются референдумы,  отчеты депутатов перед избирателями  и т.д.

 На тех же правовых  началах строится и ответственность  личности перед государством. Применение  государственного принуждения должно  носить правовой характер, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения.

 

 

42 естественно  – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право  на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство  создает позитивное право в форме  законов. Естественное право по отношению  к позитивному является высшим, поскольку  воплощает справедливость, а принципом  позитивного права является целесообразность.

Слабая сторона данной теории заключается  в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как  продукт человеческого разума и  воли. Такая трактовка происхождения  государства и права является субъективно-идеалистической, так как  игнорирует объективные экономические  и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

 

Теория естественного права  отличается большим плюрализмом  мнений ее создателей по вопросу происхождения  права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем  законодательства, и естественное право.

Основной тезис теории естественного  права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной  буржуазной идеологии в XVII—XVI II вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления  и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в  тех или иных модификациях она  сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного  естественного права (современная  модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается  государством, является производным  по отношению к высшему, естественному  праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному  праву, то есть общечеловеческим принципам  свободы, равенства, справедливости для  всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного  права выделяются два основных направления  — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

 

 

43 политический  режим как элемент формы государства.  Типология политических режимов

Политический режим это совокупность способов и методов осуществления  власти государством. Режим характеризуют:

- правовое положение личности в обществе и государстве, ее фактическое положение;

- воздействие государства  на политическую жизнь страны и другие черты;

- правовая форма применения  тех или иных способов осуществления  государственной власти.

Виды политических режимов.

Все режимы делятся на демократические и недемократические.

Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий  участие народа в управлении государством.

Характерные черты  демократических режимов:

- формирование органов власти выборным путем;

- политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"