Многие века и тысячелетия
государственный механизм был
неразвит, его органы не были
дифференцированы по составу
и компетенции. В рабовладельческом,
феодальном, да и на ранних
этапах развития капиталистического
государства основу механизма
составляли военное ведомство,
ведомства внутренних дел, финансов
и иностранных дел.
Механизм современного
государства отличается высокой
степенью сложности, многообразием
органов и учреждений, подразделяется
на крупные подсистемы. Так, одну
его подсистему (часть) образуют
высшие органы государства: представительные,
глава государства, правительство.
Они обычно находятся в поле
зрения общественности, средств
массовой информации, вокруг них
формируется общественное мнение.
Другая подсистема- это органы
правопорядка, суд, прокуратура,
а также силовые структуры
(армия, полиция, разведка). Последние
выполняют решения высших органов
государства, в том числе методами
государственного принуждения (военное
подавление, полицейские меры). Наиболее
жесткие способы принуждения
осуществляют вооруженные отряды
людей - войско, полиция.
К органам государства
примыкают государственные учреждения,
которые властными полномочиями
не обладают, а выполняют общесоциальные
функции в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и др.
Понятие и признаки
государственного органа
Первичным и важнейшим
структурным элементом механизма
государства является орган государства.
Государственный орган
- это звено (элемент) механизма
государства, участвующее в осуществлении
функций государства и наделенное
для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия,
признаков данного органа позволяет
глубже познать механизм государства
в целом.
1. Хотя орган государства
и обладает определенной самостоятельностью,
автономией, он служит частью
единого механизма государства,
занимает в государственной машине
свое место и прочно связан
с другими ее частями.
2. Орган государства
состоит из государственных служащих,
которые находятся в особых
правоотношениях между собой
и органом. Они абстрагированы
от семейных, гражданских и других
отношений, не имеющих связи
с государственной службой, являются
официальными.
Положение, права и
обязанности государственных служащих
определяются законом и обеспечивают
их правовой статус. Объем и
порядок использования ими властных
правомочий устанавливаются тоже
законом и конкретизируются в
должностных инструкциях, штатных
расписаниях и др.
К числу государственных
служащих относятся и должностные
лица, которые обладают властными
полномочиями, издают правовые акты,
самостоятельно проводят их в
жизнь.
Служащие государства
непосредственно материальных благ
не производят, поэтому содержание
их возлагается на общество. Они
получают заработную плату в
государственном органе согласно
занимаемой должности.
3. Органы государства
имеют внутреннее строение (структуру).
Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей,
ради достижения которых образованы,
и дисциплиной, которую все
служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком
органа государства является
наличие у него компетенции
- властных правомочий (совокупности
прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения,
т. е. конкретными задачами
и функциями, которые решает
и выполняет государственный
орган. Компетенция обычно юридически
закреплена (в конституции или
текущем законодательстве). Реализация
орг ном государства своей компетенции
- это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции
орган государства обладает властными
полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные
к исполнению правовые акты. Эти
акты могут быть нормативными
или индивидуально-определенными
(акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения
правовых актов органов государства
путем применения различных методов,
в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления
своей компетенции орган государства
наделяется необходимой материальной
базой, имеет финансовые средства,
свой счет в банке, источник
финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства
активно участвует в реализации
функций государства, используя
для этого соответствующие формы
и методы.
Виды органов государства
Органы государства
классифицируются по различным
основаниям По способу возникновения
они подразделяются на первичные
и производные. Первичные органы
государства никакими другими
органами не создаются. Они
либо возникают в порядке наследования
(наследственная монархия), либо
избираются по установленной
процедуре и получают властные
полномочия от избирателей (представительные
органы). Производные органы создаются
первичными органами, которые и
наделяют их властными полномочиями.
К ним относятся исполнительно-распорядительные
органы, органы прокуратуры и
т. д.
По объему властных
полномочий органы государства
классифицируются на высшие и
местные. Правда, не все местные
органы являются государственными
(например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее
полно олицетворяют государственную
власть, распространяющуюся на территорию
всего государства. Местные органы
государства функционируют в
административно-территориальных единицах
(графствах, округах, коммунах, уездах,
провинциях и др.), их полномочия
распространяются только на эти
регионы.
По широте компетенции
выделяются органы государства
общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции правомочны
решать широкий круг вопросов.
Например, правительство, исполняя
законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы специальной
(отраслевой) компетенции специализируются
на выполнении какой-то, одной функции,
одного вида деятельности (министерство
финансов, министерство юстиции).
Органы государства
бывают выборные и назначаемые,
коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные
и судебные органы.
Законодательные органы.
Право издания законов принадлежит
обычно высшим представительным
органам. Обозначаются они общим
родовым термином "парламент".
В Англии, Канаде, Индии и других
странах термин "парламент" - собственное
имя законодательного органа, в
остальных странах он называется
иначе.
Парламенты в большинстве
стран мира состоят из нижней
и верхней палаты. Однопалатные
парламенты существуют в небольших
странах (Дания, Финляндия). Верхняя
палата нередко служит своеобразным
противовесом обычно более демократичной
нижней палате.
Глава государства.
Разделенная на три ветви государственная
власть не перестает быть единой
и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник - народ, она
выражает единые коренные интересы населения
страны. Поэтому самостоятельность органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти не абсолютна, а относительна. Глава
государства как раз и призван обеспечивать
согласованное функционирование этих
органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных
целей. В современных государствах глава
государства, по общему правилу, является
единоличным: в конституционных монархиях
- монарх, в республиках - президент.
В большинстве современных
государств главой государства
является президент, избираемый
либо населением, либо парламентом,
либо путем особой избирательной
процедуры.
Президент принимает
иностранных дипломатических представителей,
назначает послов в другие
государства, в ряде стран ратифицирует
(утверждает) международные договоры
и соглашения, является верховным
главнокомандующим вооруженными
силами. В некоторых странах президент
имеет право распускать парламент,
отказать в одобрении закона,
передать его на вторичное
рассмотрение парламента.
В парламентарных
и президентских республиках
роль и полномочия президента
далеко не одинаковы.
В парламентарных
республиках президент - малоактивная
фигура во внутренних делах,
заслоненная главой правительства,
в руках которого сосредоточена
реальная власть. Например, роспуск
парламента в таких государствах
хотя и оформляется указом
президента, осуществляется по решению
правительства; для назначения
правительства требуется согласие
парламента. Акты президента не
имеют силы без подписи главы
правительства или министра, к
ведению которого относится предмет
акта.
В президентских республиках
президент - центральная политическая
фигура. Так, президент США наделен
Конституцией широкими полномочиями,
является одновременно главой
государства и правительства.
Он возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн.
государственных служащих, из которых
около 1500 чиновников федеральных
ведомств назначает сам. Только
на высшие федеральные должности
президент назначает "по совету
и с согласия" Сената. Он издает
указы по различным вопросам
государственной жизни.
Исполнительные органы.
Исполнительная власть принадлежит
правительству, которое непосредственно
управляет страной. Правительство
обычно состоит из главы правительства
(премьер-министра, председателя совета
или кабинета министров, первого
министра, канцлера и т.д.), его
заместителей и членов правительства,
которые возглавляют отдельные
центральные ведомства государственного
управления (министерства, департаменты)
и именуются министрами, секретарями,
статс-секретарями.
В унитарном государстве
образуется одно правительство.
В федеративном государстве существуют
правительство общефедеральное
и правительства членов федерации.
По всем вопросам
своей компетенции правительство
издает правовые акты (указы, декреты,
постановления, распоряжения), которые
обязательны к исполнению.
Правительства бывают
однопартийные и коалиционные. В
первом случае в них входят
представители одной партии, во
втором - двух или нескольких.
Свою многостороннюю
деятельность правительство осуществляет
через многочисленные органы
государственной администрации
- министерства, ведомства, комиссии
и т. д. Министерства и другие
ведомства обрастают сложным,
громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим
аппаратом, образующим основу
механизма государства.
Органы правосудия
образуют довольно сложную систему,
состоящую из гражданских, уголовных,
административных, военно-полевых,
транспортных и иных судов.
На верху этой системы находятся
верховные и конституционные
суды. Судебные органы реализуют
правосудие посредством регулируемого
процессуальным правом судопроизводства.
В странах, где существует судебный
прецедент, они участвуют в
правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством
закреплены такие демократические
принципы, как равенство всех
перед законом и судом, участие
в рассмотрении дела присяжных
заседателей, право обвиняемого
на защиту и т. д.
В механизм государства
входят силовые ведомства, составляющие
основу властной силы государства,-
вооруженные силы, органы безопасности,
полиция (милиция). Основное назначение
последней - охрана общественного
порядка и обеспечение внутренней
безопасности. Полиция специализируется
в соответствии с разнообразными
сторонами ее деятельности. Политическая
полиция обеспечивает внутреннюю
безопасность, ведет борьбу с
политическими противниками своего
государства. Уголовная полиция
поддерживает общественный порядок. Она
подразделяется на транспортную, пограничную,
таможенную, санитарную, лесную и т. д.
Особо выделяются
в механизме государства местные
органы власти. Такие органы или
должностные лица (губернаторы, префекты,
комиссары и т. д.) назначаются
обычно правительством для управления
теми или иными регионами (Финляндия,
Люксембург). Нередко, наряду с
назначенными должностными лицами,
на региональном уровне функционируют
избранные населением региона
местные представительные органы.
Есть государства (Великобритания,
Япония), где все функции местного
самоуправления выполняет местная
администрация, избираемая населением.