Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

 

  Многие века и тысячелетия  государственный механизм был  неразвит, его органы не были  дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом,  феодальном, да и на ранних  этапах развития капиталистического  государства основу механизма  составляли военное ведомство,  ведомства внутренних дел, финансов  и иностранных дел. 

 

  Механизм современного  государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется  на крупные подсистемы. Так, одну  его подсистему (часть) образуют  высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство.  Они обычно находятся в поле  зрения общественности, средств  массовой информации, вокруг них  формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы  правопорядка, суд, прокуратура,  а также силовые структуры  (армия, полиция, разведка). Последние  выполняют решения высших органов  государства, в том числе методами  государственного принуждения (военное  подавление, полицейские меры). Наиболее  жесткие способы принуждения  осуществляют вооруженные отряды  людей - войско, полиция. 

 

  К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями  не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

   

  Понятие и признаки  государственного органа

 

  Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма  государства является орган государства. 

 

  Государственный орган  - это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное  для этого властными полномочиями.

 

  Раскрытие понятия,  признаков данного органа позволяет  глубже познать механизм государства  в целом. 

 

  1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями. 

 

  2. Орган государства  состоит из государственных служащих, которые находятся в особых  правоотношениях между собой  и органом. Они абстрагированы  от семейных, гражданских и других  отношений, не имеющих связи  с государственной службой, являются  официальными.

 

  Положение, права и  обязанности государственных служащих  определяются законом и обеспечивают  их правовой статус. Объем и  порядок использования ими властных  правомочий устанавливаются тоже  законом и конкретизируются в  должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.

 

  К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в  жизнь. 

 

  Служащие государства  непосредственно материальных благ  не производят, поэтому содержание  их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в  государственном органе согласно  занимаемой должности. 

 

  3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все  служащие обязаны соблюдать. 

 

  4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  - властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает  и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

 

  5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные  к исполнению правовые акты. Эти  акты могут быть нормативными  или индивидуально-определенными  (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения  правовых актов органов государства  путем применения различных методов,  в том числе методов принуждения. 

 

  6. Для осуществления  своей компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

 

  7. Наконец, орган государства  активно участвует в реализации  функций государства, используя  для этого соответствующие формы  и методы.  

 

  Виды органов государства

 

  Органы государства  классифицируются по различным  основаниям По способу возникновения  они подразделяются на первичные  и производные. Первичные органы  государства никакими другими  органами не создаются. Они  либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо  избираются по установленной  процедуре и получают властные  полномочия от избирателей (представительные  органы). Производные органы создаются  первичными органами, которые и  наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные  органы, органы прокуратуры и  т. д. 

 

  По объему властных  полномочий органы государства  классифицируются на высшие и  местные. Правда, не все местные  органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее  полно олицетворяют государственную  власть, распространяющуюся на территорию  всего государства. Местные органы  государства функционируют в  административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия  распространяются только на эти  регионы. 

 

  По широте компетенции  выделяются органы государства  общей и специальной компетенции.  Органы общей компетенции правомочны  решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя  законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

 

  Органы государства  бывают выборные и назначаемые,  коллегиальные и единоличные.  На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное  влияние оказывает принцип разделения  властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные  и судебные органы.

 

  Законодательные органы. Право издания законов принадлежит  обычно высшим представительным  органам. Обозначаются они общим  родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других  странах термин "парламент" - собственное  имя законодательного органа, в  остальных странах он называется  иначе. 

 

  Парламенты в большинстве  стран мира состоят из нижней  и верхней палаты. Однопалатные  парламенты существуют в небольших  странах (Дания, Финляндия). Верхняя  палата нередко служит своеобразным  противовесом обычно более демократичной  нижней палате.

 

  Глава государства.  Разделенная на три ветви государственная  власть не перестает быть единой  и суверенной: у нее единый  властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

 

  В большинстве современных  государств главой государства  является президент, избираемый  либо населением, либо парламентом,  либо путем особой избирательной  процедуры. 

 

  Президент принимает  иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие  государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры  и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными  силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент,  отказать в одобрении закона, передать его на вторичное  рассмотрение парламента.

 

  В парламентарных  и президентских республиках  роль и полномочия президента  далеко не одинаковы. 

 

  В парламентарных  республиках президент - малоактивная  фигура во внутренних делах,  заслоненная главой правительства,  в руках которого сосредоточена  реальная власть. Например, роспуск  парламента в таких государствах  хотя и оформляется указом  президента, осуществляется по решению  правительства; для назначения  правительства требуется согласие  парламента. Акты президента не  имеют силы без подписи главы  правительства или министра, к  ведению которого относится предмет  акта.

 

  В президентских республиках  президент - центральная политическая  фигура. Так, президент США наделен  Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой  государства и правительства.  Он возглавляет громадный государственный  аппарат, насчитывающий 2,5 млн.  государственных служащих, из которых  около 1500 чиновников федеральных  ведомств назначает сам. Только  на высшие федеральные должности  президент назначает "по совету  и с согласия" Сената. Он издает  указы по различным вопросам  государственной жизни. 

 

  Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит  правительству, которое непосредственно  управляет страной. Правительство  обычно состоит из главы правительства  (премьер-министра, председателя совета  или кабинета министров, первого  министра, канцлера и т.д.), его  заместителей и членов правительства,  которые возглавляют отдельные  центральные ведомства государственного  управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями,  статс-секретарями. 

 

  В унитарном государстве  образуется одно правительство.  В федеративном государстве существуют  правительство общефедеральное  и правительства членов федерации. 

 

  По всем вопросам  своей компетенции правительство  издает правовые акты (указы, декреты,  постановления, распоряжения), которые  обязательны к исполнению.

 

  Правительства бывают  однопартийные и коалиционные. В  первом случае в них входят  представители одной партии, во  втором - двух или нескольких.

 

  Свою многостороннюю  деятельность правительство осуществляет  через многочисленные органы  государственной администрации  - министерства, ведомства, комиссии  и т. д. Министерства и другие  ведомства обрастают сложным,  громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим  аппаратом, образующим основу  механизма государства. 

 

  Органы правосудия  образуют довольно сложную систему,  состоящую из гражданских, уголовных,  административных, военно-полевых,  транспортных и иных судов.  На верху этой системы находятся  верховные и конституционные  суды. Судебные органы реализуют  правосудие посредством регулируемого  процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный  прецедент, они участвуют в  правотворчестве. 

 

  Суды независимы. Законодательством  закреплены такие демократические  принципы, как равенство всех  перед законом и судом, участие  в рассмотрении дела присяжных  заседателей, право обвиняемого  на защиту и т. д. 

 

  В механизм государства  входят силовые ведомства, составляющие  основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение  последней - охрана общественного  порядка и обеспечение внутренней  безопасности. Полиция специализируется  в соответствии с разнообразными  сторонами ее деятельности. Политическая  полиция обеспечивает внутреннюю  безопасность, ведет борьбу с  политическими противниками своего  государства. Уголовная полиция  поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

 

  Особо выделяются  в механизме государства местные  органы власти. Такие органы или  должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются  обычно правительством для управления  теми или иными регионами (Финляндия,  Люксембург). Нередко, наряду с  назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют  избранные населением региона  местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного  самоуправления выполняет местная  администрация, избираемая населением.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"