Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

3) субъекты федерации  не являются самостоятельными  государствами, не обладают государственным  суверенитетом и правом выхода  из состава федерации. В ином  случае имеет место не федерация,  а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации  их деятельности в определенной  сфере и выступающий, как правило,  в качестве переходной формы  либо к федеративному государству,  либо к распаду союза государств;

 

4) разделение функций  между федеральной и региональной  государственной властью происходит  путем конституционного (договорного)  закрепления разграничения предметов  ведения между федерацией и  ее субъектами;

 

5) к ведению федерации  относится регулирование отношений  в сферах. которые обеспечивают  существование и целостность  единого государства: принятие  и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные  силы, международные отношения, регулирование  споров между субъектами федерации  и т. п.;

 

6) к ведению субъектов  федерации относится регулирование  отношений в тех сферах, которые  наиболее целесообразно регулировать  на региональном уровне: природные  ресурсы, здравоохранение, образование  и т. п.

 

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают  конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация  создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято  различать симметричные и асимметричные  федерации. Субъекты симметричной федерации  одинаковы по своей природе и  равны по правовому статусу. Абсолютно  симметричных федераций в современном  мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как  федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия  субъектов федерации. В асимметричных  федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные  субъекты федерации), либо неравноправны  по своему статусу (конституционно или  договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

 

В зависимости от соотношения  предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают  централизованные (интеграционные) и  децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и  соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным  органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

 

 

33 материалистическая  теория о сущности и предназначении  государства и права

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства  исходит из того, что государство  возникло прежде всего в силу  экономических причин: общественного  разделения труда, появления  прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.  Как объективный  результат этих процессов возникает  государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает  противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

 

      В. И.  Ленин категорически выступал  против тех, кто утверждал,  что государство выступает органом  примирения классов. Он писал:  «По Марксу государство есть  орган классового господства, орган  угнетения  одного    класса    другим,    есть    создание    «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение у классов».

 

Определяя свое собственное  отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для  поддержания господства одного класса над другим.

 

Суть материалистической теории состоит в том, что государство  возникает в результате раскола  общества на классы. Отсюда делается непреложный  вывод: государство есть исторически  преходящее, временное явление —  оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно  должно отмереть вместе с исчезновением  классов.

 

Представители других концепций  и теорий происхождения государства  считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так  как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, — продолжает Шершеневич, — экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».

 

Научная мысль прошлого и  настоящего времени выдвинула целый  ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно—правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.

 

 

34 формы осуществления  функций государства

Формы осуществления функций  государства – это упорядоченная  по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через  которые реализуются функции  государства.

 

Функции — то, чем конкретно  занимается государство. В них проявляется  социальное назначение, сущность государства.

 

Различают следующие формы  осуществления функций государства:

правовая деятельность –  деятельность государственных органов  по изданию и реализации юридических  актов, которая носит однородный юридический характер;

организационная – однородная по своим внешним характеристикам  и не приводящая к юридическим  последствиям деятельность государства.

 

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

на правотворческую, связанную  с изданием, изменением, а также  отменой нормативных правовых актов;

правоприменительную, которая  направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через  издание актов применения права;

оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных  вопросов по изданию актов применения права;

правоохранительную деятельность государственных органов, которая  призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

 

Вместе с тем организационная  деятельность включает в себя:

организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

организационно-хозяйственную  деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных  функций;

организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные  методы.

 

Существует также иная точка зрения, в соответствии с  которой формы осуществления  функций государства являются деятельностью  главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных  организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления  функций государства:

законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных  органов, которая состоит в издании  обязательных для исполнения всеми  нормативно-правовых документов;

исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая  направлена на реализацию государственных  функций в разных областях общественной жизни;

судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление  правосудия;

контрольно-надзорная –  деятельность государственных органов  по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

 

Методами осуществления  функций государства считают  такие средства, с помощью которых  решаются важные задачи государства (в  частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

 

 

35 основные принципы  права

Принципы права - это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

 

Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые  либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

 

В зависимости от сферы  распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы:

 

-справедливость;        

 

-формально-юридическое равенство  граждан;

 

-гуманизм;    

 

-демократизм;

 

-единство прав и обязанностей;

 

-сочетание убеждения  и принуждения.

 

Названные принципы действуют  во всех без исключения отраслях права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым, Среди них выделяют:

 

-принцип неотвратимости  ответственности;

 

-принцип состязательности  и гласности судопроизводства.

 

Принципы, действующие в  рамках только одной отрасли права  называются отраслевыми. К ним относятся:

 

-принцип равенства сторон  в имущественных отношениях - в  гражданском праве;

 

-презумпция невиновности - в уголовном процессе;

 

-презумпция виновности  — в гражданском процессе и  т.д.

 

Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового  воздействия, но и может быть положен  в обоснование решения по конкретному  юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).

 

 

36 механизм государства

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство  осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

 

  Механизм государства  - это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, практически осуществляющих  государственную власть, задачи  и функции государства. 

 

  Приведенное определение  позволяет выделить следующие  характерные признаки механизма  государства. 

  1. Это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность ее  обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

 

  2. Первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами). Государственные  органы связаны между собой  началами субординации и координации. 

 

  3. Для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство. 

 

  4. При помощи механизма  практически осуществляется власть  и выполняются функции государства. 

 

  Структура механизма  государства

 

  Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  - органы, подсистемы. Между ними  существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают  неодинаковое место в государственном  механизме, находятся в сложных  отношениях субординации и координации. 

 

  Структура механизма  государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него  входят органы управления и  органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что  одна часть государственного  механизма занимается только  управлением, а другая - только  принуждением. В реальной жизни  управление и принуждение переплетаются  между собой. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"