Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка
1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
3) субъекты федерации
не являются самостоятельными
государствами, не обладают
4) разделение функций
между федеральной и
5) к ведению федерации
относится регулирование
6) к ведению субъектов
федерации относится
По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.
По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
33 материалистическая
теория о сущности и
Материалистическая (классовая)
теория происхождения государства
исходит из того, что государство
возникло прежде всего в силу
экономических причин: общественного
разделения труда, появления прибавочного
продукта и частной собственности,
а затем раскола общества на классы
с противоположными экономическими
интересами. Как объективный
результат этих процессов возникает
государство, которое специальными
средствами подавления и управления
сдерживает противоборство этих классов,
обеспечивая преимущественно
В. И.
Ленин категорически выступал
против тех, кто утверждал,
что государство выступает
Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Представители других концепций
и теорий происхождения государства
считают положения
Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно—правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.
34 формы осуществления функций государства
Формы осуществления функций
государства – это
Функции — то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.
Различают следующие формы
осуществления функций
правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;
организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.
В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:
на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
правоохранительную
Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:
организационно-
организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.
Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:
законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;
исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.
Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).
35 основные принципы права
Принципы права - это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Принципы выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы:
-справедливость;
-формально-юридическое
-гуманизм;
-демократизм;
-единство прав и обязанностей;
-сочетание убеждения и принуждения.
Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым, Среди них выделяют:
-принцип неотвратимости ответственности;
-принцип состязательности и гласности судопроизводства.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права называются отраслевыми. К ним относятся:
-принцип равенства сторон в имущественных отношениях - в гражданском праве;
-презумпция невиновности - в уголовном процессе;
-презумпция виновности — в гражданском процессе и т.д.
Анализ сущностного содержания принципов права не только помогает определить общее направление правового воздействия, но и может быть положен в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, в процессе применения аналогии права).
36 механизм государства
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
Механизм государства
- это целостная иерархическая
система государственных
Приведенное определение
позволяет выделить следующие
характерные признаки
1. Это целостная иерархическая
система государственных
2. Первичными структурными
частями (элементами) механизма являются
государственные органы и
3. Для обеспечения
государственных властных
4. При помощи механизма
практически осуществляется
Структура механизма государства
Единый и целостный
механизм государства
Структура механизма
государства изменчива и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"