Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

Полномочия парламента

 

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент  обладает финансовой властью, поскольку  он разрабатывает и принимает  бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней  политики.

Глава государства в таких  республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом  контроля парламента за исполнительной властью.

 

В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует  по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В  Федеративной Республике Германия президент  избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и  такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. В парламентских  республиках выборы могут быть также  и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

 

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или  министра контрасигнует акты президента.

 

Тем не менее, глава государства  при такой форме правления  обладает определенными серьезными полномочиями.[источник не указан 997 дней] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает  главу правительства (только главу  партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим  вооружённых сил, имеет право  амнистировать осуждённых.

 

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается  президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское  большинство, и необязательно глава  победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской  республики является то, что правительство  правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Общая характеристика современной  формы правления в России

 Согласно ст. 1 Конституции  Российской Федерации, Россия  есть демократическое правовое  государство с республиканской  формой правления.

 Понятие «республиканская  форма правления» ха?рактеризует государство, в котором все высшие ор?ганы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными пред?ставительными учреждениями. Республиканская фор?ма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика от?личается от монархии, где главой государства являет?ся, как правило, лицо, получающее прерогативы госу?дарственной власти по наследству (король, царь, им?ператор и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Гла?вой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (см. комментарий к статьям 80 и 81), а предста?вительным и законодательным органом — Федераль?ное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представите?лей от каждого субъекта Российской Федерации; по одному от представительного и исполнительного ор?ганов государственной власти, а другая — Государ?ственная Дума — избирается населением сроком на че?тыре года (см. комментарий к статьям 94, 95, 96).

 

Согласно ст. 10 Конституции  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию  усилий различных ветвей власти и  их взаимодействие в установленных  Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 При этом конституционная  модель президентской республики  в Российской Федерации и принципы  взаимодействия властей выглядят  таким образом, что путем «сдержек»  и «противовесов» обеспечивается  воспрепятствование превращению  института Президента в режим  личной власти, неподконтрольной  народу или способной игнорировать  иные ветви государственной власти  России. Проблема заключается в  том, чтобы наполнить эту модель  реальным социальным содержанием  и юридически и фактически  гарантировать общество от авторитаризма.  Необходимые для этого правовые  условия в действующей Конституции  имеются. Как бы ни были широки  полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

 

 

29 правовая активность  и правовой нигилизм

Правовой нигилизм – осознание игнорирование требований закона. Отрицание того, что требует закон, может проходит как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями. Формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов  и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового  нигилизма ( в работах юристов, философов  и др.).

ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ —  обусловленное социально-правовыми  устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующееся  реальным осуществлением ими правовых требований, принципов и установлений. Это качество социального субъекта, обеспечивающее ему восприятие права  и согласованные с ним действия; есть инструмент, обеспечивающий отдельной  личности, общественной группе «нахождение» в правовой среде, приобщение к ней  и необходимое соответственно своим  намерениям участие в правовой жизни  общества. Правовая активность есть способность  социального субъекта воспринимать право и вследствие этого осуществлять его в своей деятельности для достижения фактических целей. Если право может существовать только проявляя себя, действуя, то правовая активность как раз и есть тот инструмент, который призван «проявить» право, воплотить «дух», представленный в законе, принципах права, в реальное поведение, действия людей и их коллективов. Правовая активность в этом смысле есть сущностное выражение права.

 

30 форма государственного  устройства как элемент формы  государства. Разновидности форм  государственного устройства

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств…

 

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

Унитарное государство —  простое, единое государство, которое  характеризуется отсутствием у  административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные  государства, с наличием или отсутствием  автономных образований.

Федерация — сложное, союзное  государство, части которого являются государственными образованиями с  определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций  управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация — временный  союз государств, создаваемый для  достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует  единая система законодательства.

 

 

31 унитарное государство.  Тенденции развития унитаризма  в современном мире

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства  учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

Единые для всей страны высшие органы власти;

Единая система законодательства;

Единое гражданство;

Единая денежная единица;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

[править]

Виды унитарных государств

 

Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными  в зависимости от:

характера взаимоотношений  между высшими и местными органами власти;

объёма полномочий, предоставленных  административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе  унитарного государства;

 

Принято считать государство  централизованным, если во главе местных  органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные  органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

 

Примером централизованного  унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство  Испания.

 

Иногда выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными  сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

 

32 федерация как  форма государственного устройства. Особенности РФ

Государственное устройство - это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение  соотношение государства как  целого с его составными частями.

 

Выделяют две основные формы государственного устройства - унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется  централизованной системой государственной  власти, отсутствием разграничения  предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация - это такая  форма устройства государства, в  котором территориальная организация  власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части  государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов  ведения между федерацией и субъектами.

 

Существуют и смешанные  формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными  от унитарного государства к федерации  или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации  существуют административно-территориальные  единицы, не наделенные правами субъектов  федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких  государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов  федерации.

 

 

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

 

1) федерация - это всегда  совокупность обособленных, относительно  самостоятельных территориальных  единиц;

 

2) в федерации формируются  два уровня территориальной организации  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"