Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

5 соответствие внутригосударствнного законодательства общепризнананным нормам и принципам международного права.

 

 

9 Верховенство  права как принцип деятельности  современного государства

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА —  принцип конституционного строя  РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных  лиц правом, основными правами  и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона — одном из важнейших принципов  правовой системы, определяющем приоритет, господствующее положение закона в  системе правовых актов государства, обеспечиваемые системой материальных и юридических средств. Наиболее полным практическим выражением верховенства закона является его особая юридическая  сила. Высшая юридическая сила закона обеспечивается тем, что принятие закона — это прерогатива высшего  представительного органа государственной  власти; никакой другой орган не вправе приостановить или упразднить закон; правовые акты должны соответствовать  закону; в случае коллизий между  законом и иными правовыми  актами приоритет принадлежит закону. Принцип верховенства закона утверждает принадлежность власти народу и осуществление  ее непосредственно народом или  представительными органами народа.

 

 

10 Понятие правонарушения  и его виды

Правонарушение – это  виновное противоправное деяние, носящее  общественно опасный характер, совершенное  лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.

Основными признаками правонарушения являеются:

  1. Противоправоправность . правонарушением признается лишь то деяние, которое нарушает закон и которое запрещено нормами права
  2. Проявление воли человека.
  3. Наличие вины, т.е. умысла или неосторожности в совершении направомерного деяния.

Виды: 1. Преступления – виновное, противоправное, общественно опасное  деяние, за которое уголовным законом  предусмотрено наказание (уголовным  правонарушения). Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения: на основы государственного и общественного  строя, собственность, личность и права  граждан.

2. проступки – такие  правнарушения, которые характеризауются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе.

11Философия права  и теория права в их соотношении

Философия права  является методологической базой юриспруденции. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной» а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне «государства», которое, в свою очередь, предполагает понятие об «обществе».

Юристы занимались систематизированием  и толкованием норм права. В свою очередь, философия права разрабатывалась  учеными, по преимуществу не причастными  к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.

В российской юридической  мысли преобладает тезис о  том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных  наук. Но при современном развитии человеческого знания философия  не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том  числе многочисленных юридических  наук, охватывающих практически все  человеческое общежитие в его  государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей».

Юриспруденция и  в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки? Ответ очевиден — для нее эта задача непосильна. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.

12 общественное  мнение в системе правовой  государственности

В современных условиях общественное мнение выступает как проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее  явное или скрытое отношение  к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.

 
    Анализ нормативных и поведенческих  аспектов общественного мнения  выявил, что взаимодействие общества  и государственной власти принимает  позитивную (одобрение режима посредством  выражения общественного мнения) или негативную форму отношений  (выражение несогласия с принятыми  решениями, законами или их  последствиями). Государственный режим  находится в равновесии, когда  получает позитивную реакцию  со стороны граждан, а действия  государственной власти мотивированы  их поддержкой.

Политическое равновесие – это отношение между действиями политической системы и граждан. При достижении оптимального баланса  между предложением политических элит и соответствующей реакцией граждан  обеспечивается легитимизация режима. Равновесие может служить и признаком «вынужденного принятия» власти, когда граждане повинуются режиму, но внутренне отказывают ему в нормативном одобрении.  
 
   Любая власть нацелена на то, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения стремиться к стабильности и противодействию деструкции. Здесь изначально определяется конфликт между субъектом и объектом власти. Субъект нацелен на наращивание и продление властных полномочий и господства, а объект требует увеличения свобод, благосостояния и стремится к независимости и достатку. Если общественность (народные массы) перестают санкционировать власть или же сама власть дискредитирует себя перед лицом общественности, она утрачивает основу для своего существования. Равновесие позиций субъекта и объекта власти строится на умении органов государственной власти быстро реагировать на запросы, нужды и чаяния населения, что ведет к предотвращению политических и государственных катаклизмов. Если взаимодействие власти и населения строится на основании легитимности и легальности, тогда достигается необходимое для общества равновесие между жизненными устремлениями народа и властью.   

 

Общественное мнение должно выполнять главную функцию контроля государственной власти, в то время  как власть должна быть ориентирована  на признание силы и авторитета общественного  мнения. Необходимым условием воздействия  общественного мнения на власть выступает  определенный уровень развития гражданского общества. При господстве регламентации, бюрократизации, когда у граждан  отсутствует возможность выражать политические взгляды и предпочтения, организовываться в сообщества, в  условиях отсутствия свободы слова  и гласности, независимости СМИ, функционирование гражданской составляющей политической системы невозможно. Общественное мнение при политическом режиме данного  типа деполитизировано, оно отсутствует  как политический институт. В гражданском  обществе, где человеку гарантированы  права волеизъявления, функционирование социальной системы предполагает осуществление  политического действия посредством  участия в нем населения. В  обществе такого типа общественное мнение предстает политически зрелым, способным  с помощью предусматриваемых  механизмов воздействовать на власть.

13 демократический  правовой режим

Историческая практика развития государственности дает разные примеры  демократических режимов, однако суть любого демократического режима в народовластии. Для современного демократического режима (либерально-демократического), в основном, характерно:

признание воли народа единственным источником государственной власти;

осуществление государственной  власти на основе принципа разделения властей;

выборность и сменяемость  органов государственной власти;

наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан  в формировании и деятельности органов  государственной власти (в форме  прямого участия населения или  на основе представительной демократии);

широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономическая  и политическая свобода личности;

наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов  меньшинства населения, использование  метода согласования при принятии решений;

децентрализация государственной  власти;

политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для  всех государственной официальной  идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и  других политических сил);

наличие легальной политической оппозиции.

 Как важнейшее достоинство  демократического политического  режима в литературе отмечается  то, что он обеспечивает систематическую  смену правителей мирным, ненасильственным  путем.

14 государственный  (политический) режим: понятие, виды

Политический режим —  это способ властвования, который  характеризует взаимоотношения  правящей элиты и населения и  представляет собой совокупность методов  практического осуществления государственной  власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в  обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким  образом осуществляется государственная  власть, в какой мере население  допускается к управлению делами общества, и в том числе к  правотворчеству.

1. Деспотический режим  (от греч. despoteia — неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). Главное в деспотическом государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые  при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют  содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При  этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

2. Тиранический режим  (от греч. — мучитель) устанавливается,  как правило, на территории, подвергшейся  военному завоеванию. Он основан  на единоличном правлении, однако  характеризуется наличием института  наместника, а не института доверенного  лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление,  он казнит не только за выраженное

неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди  населения.

Овладение территорией и  населением другой страны связано, как  правило, с физическим и моральным  насилием не только над людьми, но и  над обычаями народа. Когда новые  правители вводят порядки, противные  образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим  (от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов.

4. Фашистский (расистский) режим  отличается от тоталитаризма  тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии,  которая возводится в ранг  государственной. Главная посылка  фашистской идеологии такова: люди  отнюдь не равны перед законом,  их права и обязанности зависят  от национальности. Одна нация  объявляется ведущей в государстве  или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших  жизненных условий. Существование  других наций допускается, но  на подсобных ролях.

15 государственный  суверенитет

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ  — способность государственной  власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной  власти внутри своей территории и  по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" — верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ закрепила новый подход к Г.с. Статья 4 о Г.с. следует за статьей 3, в которой закреплен суверенитет народа, этим подчеркиваются их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к данной проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.

Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов  Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие  единых Вооруженных сил; право государства  на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право  на защиту национальных интересов и  интересов граждан вовне (международная  политика и связанная с ней  внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной  монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные  ресурсы, производство и товары.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"