Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

16 понятие и  структура политической системы  общества

Политическая система  общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие ее частям. Категория «политическая  система» позволяет проникнуть в  политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи  и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система, в  конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными  общностями на основе использования  государственной власти, участия  в ней, борьбы за нее.

Политическая система - это  организационное выражение всей совокупности государственных и  негосударственных общественных организаций, участвующих в политической жизни  страны.

Системообразующей категорией, интегрирующей социальные группы (организации, партии, страты, классы и т.д.) в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

Наряду с государством в обществе могут возникать и  функционировать самые разнообразные  организации, которые объединяют людей  по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д.

Это различные партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские, религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей. В той или иной мере все они  участвуют в политической жизни  страны и, таким образом, вместе с  государством составляют политическую систему общества.

Политическая система  общества имеет свою структуру, которая  означает, из каких элементов она  состоит и как они между  собой взаимосвязаны. Выделяют следующие  компоненты политической системы.

-политическая организация  общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения,  трудовые коллективы и т.п.;

-политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы;

-социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую жизнь общества  и процесс осуществления политической  власти;

-политические отношения,  складывающиеся между элементами  системы по поводу политической  власти;

-политическая практика, состоящая из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

17 типы государства:  различные подходы

Государство - явление исключительно  разностороннее, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это дает возможность создавать различные  системы его классификации.

Под типом государства  понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств, порождаемых  соответствующей эпохой, характеризующихся  общими сущностными признаками.

На базе исторического  подхода выделялись древние, средневековые  и современные государства, а  по своему историческому и культурному  развитию - крестьянские, промышленные и научно-технические (доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные).

По уровню экономического развития - на высокоразвитые, среднеразвитые и "бедные".

До последнего времени  в теории государства и права  вопросы типологии государств рассматривались, в основном, с позиций формационного  подхода. Понятие общественно-экономической  формации составляет   основу   марксистского    (классового) понимания истории.

Суть его состоит в  том, что в основе типологии государств лежит категория общественно-экономической  формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства.

Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая  организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это  организация политической власти господствующего  класса в рабовладельческой общественно-экономической  формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности  рабовладельца на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство  обеспечивает право господствующего  класса на землю, на владение крепостными  и присвоение значительной части  их труда.

Буржуазный тип государства  приходит на смену феодальной государственности. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической  частной собственности на средства производства и юридической независимости  рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым  пролетариатом.

Социалистический тип  государства возникает в результате социалистической революции. Новое  государство создает такую систему  экономических отношений, которая  базируется на общественной собственности  на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных  от эксплуатации людей. Такое государство, по представлениям марксистской науки, выражает интересы трудового народа. По мере перехода социалистического  общества к высшей фазе - коммунизму государство и право во всех своих  элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного  коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического  общежития.

Мировая политико-правовая мысль выработала и другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований классификации  государств является категория "цивилизация".

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальным, сколько идеально-духовными, религиозными, культурными факторами.

Понятие цивилизации сформировал  английский ученый А. Дж. Тойнби. Цивилизация - это относительно замкнутое и  локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических  и других факторов. Каждая цивилизация  придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

18 Соотношение  права и морали

Право и мораль объединяют:

1 единая основа – общечеловеческая  система социальных ценностей  и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т.д.

2 нормативно – регулятивный  характер – право и мораль  выступают в качестве определителей  границ поведения людей в типичных  жизненных ситуациях: а)единый  объект регулирования – общественные  отношения б)достижение одинаковых  конечных целей – социально  полезного развития общества  в)фундаментальные общеисторические  ценности и показатели уровня  развития социальной и культурной  жизни общественно – политической  системы.

Различия между ними заключаются  в:

1 разных способах и  субъектах формирования (право создается  в особом порядке государством  непосредственно либо с его  санкции, а мораль – стихийно  всем обществом.

2 характере и способе  воздействия на сознание, поведение  людей (мораль выступают в качестве  внутреннего регулятора поведенияи духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей.

3 формах внешнего выражения  (право официально и письменно  закрепляется в юридических актах  государства, а мораль существует  только в сознании людей.

4 методах и средствах  обеспечения реализации (право обеспечивается  государством, а мораль общественным  мнением)

5 требованиях и оценочных  критериях (право регулирует только  внешние поступки людей, а мораль  предъявляет более высокие требования  и оценивают поступки с позиций  добра и зла, справедливости  и несправедливости).

Взаимодействие права  и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной  юридической и нравственной культуры, ответственности. Правосознания.

Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощеряемые правом, поощеряются нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.

Противоречия между правом и моралью может выражаться:

1 в несовпадении интересов  общества и государства.

2 в различных методах  регулирования

3 в разнице критериев  оценки поведения

4 в расхождении между  правом и моралью вследствие  развития общественной жизни  и государства.

5 в неравномерном развтии норм морали и норм права.

 

 

19 принцип разделения  властей

      Принцип  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует  самостоятельно и не вмешивается  в полномочия другой. При его  последовательном проведении в  жизнь исключается всякая возможность  присвоения той или иной властью  полномочий другой. Принцип разделения  властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется  системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек  и противовесов" устраняет всякую  почву для узурпации полномочий  одной власти другой и обеспечивает  нормальное функционирование органов  государства.

 

    Классическим  образцом в этом отношении  являются США. Согласно теории  разделения властей в ней законодательная  и исполнительная власти, действуют  как две силы в замкнутом  круге своих полномочий. Но при  этом предусмотрены формы воздействия  органов одной власти на органы  другой. Так, президент наделен  правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою  очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении  законопроекта в его пользу  отдадут голоса 2/3 депутатов каждой  из палат Конгресса. Сената  наделен полномочием утверждения  членов правительства, назначаемых  президентом. Он также ратифицирует  договоры и иные международные  соглашения, заключаемые президентом.  В случае совершения президентом  преступлений, Сенат обращается  в суд для решения вопроса  о вынесении ему "импичмента , т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте  Палата Представителей. Но могущество  Сената ослабляется тем, что  ее председателем является вице-президент.  Но последний может принимать  участие в голосовании лишь  в том случае, если голоса разделяются  поровну. Конституционный контроль  в стране осуществляет Верховный  суд США. 

     В современных  демократических государствах (таких,  как США, Германия) наряду с  классическим делением государственной  власти на "три власти" федеративное  устройство является также способом  децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.

      В Конституции  РФ предусмотрен принцип разделения  властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в  РФ осуществляется на основе  разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы  законодательной, исполнительной  и судебной власти самостоятельны."

      К органами  законодательной власти в Российской  Федерации относятся: 

-  Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания), Законодательные  Собрания республик, входящих  в состав Российской Федерации; 

-  органы власти других  субъектов Российской Федерации;  местные органы государственной  власти.

      К органам  исполнительной власти в Российской  Федерации относятся: 

-  Президент Российской  Федерации; Совет Министров Российской  Федерации; 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"