Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

1. Все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их  компетенцию. Другими словами,  образование и функциональная  деятельность органа государства  осуществляется на строго правовой  основе.

2. Орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов.

3. Органы государства  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый  социальный организм, главными задачами  которого являются: обеспечение  нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов  личности; охрана внешней безопасности  и территориальной целостности  государства.

Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных  единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных  единиц. Им подведомственны в установленных  законом пределах местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной  безопасности и другие.

Исторически сложились две  основные формы организации государственной  власти на местах. Наиболее демократичной  является такая организация местной  власти, при которой все местные  дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных  уровней.

Государственный орган —  это звено (элемент) меха¬низма государства, участвующее в осуществлении функ¬ций государства и наделенное для этого властными полно¬мочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения  они подразделяются на пер¬вичные и производные.

• Первичные органы государства  ни¬какими другими органами не создаются. Они либо возника-ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт¬ные полномочия от избирателей (представительные орга¬ны).

• Производные органы создаются  первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним  от¬носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все  местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).

• Высшие органы государ¬ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

• Ме¬стные органы государства функционируют в административ¬ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про¬винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции  выделяются органы государ¬ства общей и специальной компетенции.

• Органы общей ком¬петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На¬пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

• Органы специ¬альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы¬полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос¬ти (министерство финансов, министерство

Елена

25. Вклад теоретиков  права России в развитие правовой  науки

 
​Видными представителями теории права, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкамф, А.А. Рождественский. 
Г.Ф. Шершеневич (1863 – 1912) – последнего выдающегося представителя этого направления в дореволюционной России. Государство, по Шершеневичу, единственный источник права, а право – произведение государства и его функция. 
​Одним из выдающихся представителей социологического направления в общей теории права был Н.М. Коркунов (1853 – 1904) – профессор юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Основываясь на учении немецкого правоведа Р. Иеринга, Коркунов полагал, что главным содержанием общественной жизни является столкновение различных интересов в политической, юридической, экономической и других областях. Для возможности сосуществования различных интересов они должны быть разграничены. Отсюда, по Коркунову, вытекает необходимость права как средства разграничения интересов и обеспечения социального порядка. 
​Видную роль в теории права и государства сыграл М.М. Ковалевский (1851-1916) – профессор государственного права Московского университета (несколько лет Ковалевский рассматривал право как продукт исторического развития общества и отстаивал идею тесной зависимости между существующим правом и тем или иным экономическим, политическим и религиозно-нравственным укладами жизни. Развитие права, по Ковалевскому, зависит не от каких-либо идей, а от роста «гражданственности», определяемой социальным укладом народа. Ковалевский связывал понятие права с началом человеческой солидарности, которое всегда присуще человеческому обществу 
Значительный вклад в развитие общей теории права в России внес С.А. Муромцев (1850-1910) – профессор юридического факультета Московского университета. Муромцев утверждал необходимость исследовать право во взаимодействи с другими социальными явлениями. Право должно изучаться не как чистая форма, а как одно из выражений всей социальной жизни общества. Таким образом, Муромцев одним из первых сформулировал тезис о взаимосвязи права и общества, показал обусловленность права общественными отношениями. 
Одним из выдающихся теоретиков права в России был Л.И. Петражицкий (1867-1931). Петражицкий явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только в России, но и в других странах. Право, по Петражицкому, это не государственные нормы , не фактические правовые отношения, не нравственная идея, а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Их отличие от других эмоций Петражицкий видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. 
​ Теория права Б.Н. Чичерина (1828—1904) 
Сама идея права, по мысли Чичерина, возможна только при предположении, что человек есть носитель безусловной ценности, определяющей его достоинство Отсюда Чичерин делал вывод о необходимости признания в человеке духовного начала, которое «полагает незыблемую грань между лицами и вещами, делающей его целью общественного развития, а не средством к достижению цели. 
В.С. Соловьев (1853-1900). Правовые взгляды Соловьева утверждали неразрывную связь права с религиозно-нравственными ценностями. Идея права, по мысли Соловьева, неразрывно связана со свободой, которая представляет собой характерный признак личности. Самоограничение свободы и порождает право, ибо означает признание права на свободу другого лица; отрицая свободу другого, нельзя иметь нравственных оснований для утверждения собственной свободы.  
​Дальнейшее развитие правовых идей, заложенных Чичериным и Соловьевым, имело место в творчестве П.И. Новгородцева (1866-1924) – главы школы «возрожденного естественного права» в России. в центре правовой теории Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности. Личность, которая не есть ср

26 понятие и  классификация форм правления

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах  стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления —  монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция  Германии 1949 г.). Лишь единичные государства  не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство  Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины  сказано, что она республика).

 В государствоведческой  литературе существуют два подхода  к понятию формы правления:  узкий и широкий. С точки  зрения узкого подхода (А.А.  Мишин) понятие формы правления  связано, по существу, с положением  одного лица — главы государства,  монарха или президента; с точки  зрения широкого подхода (чехословацкий  автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

 В действительности  форма правления не исчерпывается  положением одного лица (при классификациях  необходимо учитывать разные  взаимоотношения главы государства  с парламентом и правительством), но, будучи формой управления  государством, она не может включать  всю политическую среду. Форма  правления — это характеристика  структуры и взаимоотношений  органов законодательной и исполнительной  власти или других основных  органов государства в тех  странах, где нет деления на  законодательную, исполнительную, судебную  власть, а принята концепция «республики  советов». В ряде стран для  характеристики особен­ностей формы  правления имеет значение и  деятельность органов конституционного  надзора (верховных и конституционных  судов, конституционных советов), некоторых других государственных  органов, участвующих в управлении  государством.

 По традиции принято  различать две основные формы  правления: монархию и республику. Более детальная классификация  создается в их рамках (дуалистическая  монархия, президентская республика  и др.).

 Вместе с тем в  современных условиях некоторые  различия этих форм стираются.  Возникают смешанные формы, в  монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в  пять лет, выборность монарха  в Малайзии, «коллективный монарх»  в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются  полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

 

 

27 республиканская  форма правления

Республика - это форма  правления, при которой верховная  государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми  прямо или косвенно населением на определенный срок.

 

Признаки республики:

 

· Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

 

· Срочный характер государственной  власти. Выборность и сменяемость  высших органов государства. Таким  образом, государственная власть формируется  непосредственно населением (избирателями).

 

· Возможность привлечения  к политической и юридической  ответственности высших должностных  лиц государства.

 

· Разделение государственной  власти на судебную, законодательную  и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый  термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.

 

Виды республик.

 

Президентская республика. Характеризуется соединением в  руках президента полномочий главы  государства и главы правительства. Формальный признак президентской  республики - отсутствие должности  премьер-министра, поскольку президент  сам непосредственно возглавляет  исполнительную власть. Президент формирует  правительство, является верховным  главнокомандующим. И парламент, и  президент избираются непосредственно  населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства  и парламента друг от друга. Правительство  политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие  президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие  у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры  президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

 

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства  с представительскими функциями  и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство  во главе с премьер-министром. Премьер-министр  назначается президентом из числа  правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов  в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские  выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни  государства, обусловленное партийным  характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство  и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие  правительству и отправить его  в полном составе или отдельных  министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения  их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

 

Смешанная республика характеризуется  сочетанием различных элементов. В  ней как институты государственной  власти одновременно присутствуют и  президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.

 

В настоящее время наблюдается  тенденция сближения различных  форм правления.

 

28 президентская  и парламентская республика. Особенности  республиканской формы правления  в РФ

Президентская республика характеризуется  значительной ролью президента в  системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы  правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной  — в руках парламента.

Отличительные черты президентской  республики

внепарламентский метод  избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),

внепарламентский метод  формирования правительства, то есть его  формирует президент. Президент  является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность  только перед президентом, а не перед  парламентом, так как только президент  может отправить его в отставку,

в целом, при такой форме  правления президент обладает гораздо  большими полномочиями по сравнению  с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право  отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто  президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён  права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура  импичмента).

Классической президентской  республикой являются Соединённые  Штаты Америки.

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

 

При такой форме правления  правительство формируется из депутатов  партий, обладающих большинством голосов  в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства  роспуска парламента и назначения новых  выборов. Такая форма правления  существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"