Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка
1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
1. Все органы государства
образуются в законодательном
порядке, который определяет
2. Орган государства является
самостоятельным элементом
3. Органы государства
тесно взаимодействуют между
собой. Они образуют единый
социальный организм, главными задачами
которого являются: обеспечение
нормального функционирования
Эти государственные органы,
как правило, имеют представительный
характер и действуют в пределах
соответствующих
Исторически сложились две
основные формы организации
Государственный орган — это звено (элемент) меха¬низма государства, участвующее в осуществлении функ¬ций государства и наделенное для этого властными полно¬мочиями.
Органы государства
По способу возникновения они подразделяются на пер¬вичные и производные.
• Первичные органы государства ни¬какими другими органами не создаются. Они либо возника-ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт¬ные полномочия от избирателей (представительные орга¬ны).
• Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от¬носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).
• Высшие органы государ¬ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.
• Ме¬стные органы государства функционируют в административ¬ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про¬винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государ¬ства общей и специальной компетенции.
• Органы общей ком¬петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На¬пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.
• Органы специ¬альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы¬полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос¬ти (министерство финансов, министерство
Елена
25. Вклад теоретиков
права России в развитие
Видными представителями теории
права, оказавшими большое влияние на
формирование общей теории права в России,
были Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, М.Н. Капустин,
Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкамф,
А.А. Рождественский.
Г.Ф. Шершеневич (1863 – 1912) – последнего
выдающегося представителя этого направления
в дореволюционной России. Государство,
по Шершеневичу, единственный источник
права, а право – произведение государства
и его функция.
Одним из выдающихся представителей
социологического направления в общей
теории права был Н.М. Коркунов (1853 – 1904)
– профессор юридического факультета
Санкт-Петербургского Императорского
университета. Основываясь на учении немецкого
правоведа Р. Иеринга, Коркунов полагал,
что главным содержанием общественной
жизни является столкновение различных
интересов в политической, юридической,
экономической и других областях. Для
возможности сосуществования различных
интересов они должны быть разграничены.
Отсюда, по Коркунову, вытекает необходимость
права как средства разграничения интересов
и обеспечения социального порядка.
Видную роль в теории права и государства
сыграл М.М. Ковалевский (1851-1916) – профессор
государственного права Московского университета
(несколько лет Ковалевский рассматривал
право как продукт исторического развития
общества и отстаивал идею тесной зависимости
между существующим правом и тем или иным
экономическим, политическим и религиозно-нравственным
укладами жизни. Развитие права, по Ковалевскому,
зависит не от каких-либо идей, а от роста
«гражданственности», определяемой социальным
укладом народа. Ковалевский связывал
понятие права с началом человеческой
солидарности, которое всегда присуще
человеческому обществу
Значительный вклад в развитие общей теории
права в России внес С.А. Муромцев (1850-1910)
– профессор юридического факультета
Московского университета. Муромцев утверждал
необходимость исследовать право во взаимодействи
с другими социальными явлениями. Право
должно изучаться не как чистая форма,
а как одно из выражений всей социальной
жизни общества. Таким образом, Муромцев
одним из первых сформулировал тезис о
взаимосвязи права и общества, показал
обусловленность права общественными
отношениями.
Одним из выдающихся теоретиков права
в России был Л.И. Петражицкий (1867-1931). Петражицкий
явился создателем оригинальной психологической
теории права, идеи которой получили признание
не только в России, но и в других странах.
Право, по Петражицкому, это не государственные
нормы , не фактические правовые отношения,
не нравственная идея, а явление индивидуальной
психики – особые эмоции, обладающие специфическими
признаками. Их отличие от других эмоций
Петражицкий видел в двустороннем характере:
с одной стороны, они авторитетно возлагают
обязанности, с другой стороны, они также
авторитетно отдают другому, предписывают
ему как право то, чего они требуют от нас.
Теория права Б.Н. Чичерина (1828—1904)
Сама идея права, по мысли Чичерина, возможна
только при предположении, что человек
есть носитель безусловной ценности, определяющей
его достоинство Отсюда Чичерин делал
вывод о необходимости признания в человеке
духовного начала, которое «полагает незыблемую
грань между лицами и вещами, делающей
его целью общественного развития, а не
средством к достижению цели.
В.С. Соловьев (1853-1900). Правовые взгляды
Соловьева утверждали неразрывную связь
права с религиозно-нравственными ценностями.
Идея права, по мысли Соловьева, неразрывно
связана со свободой, которая представляет
собой характерный признак личности. Самоограничение
свободы и порождает право, ибо означает
признание права на свободу другого лица;
отрицая свободу другого, нельзя иметь
нравственных оснований для утверждения
собственной свободы.
Дальнейшее развитие правовых идей,
заложенных Чичериным и Соловьевым, имело
место в творчестве П.И. Новгородцева (1866-1924)
– главы школы «возрожденного естественного
права» в России. в центре правовой теории
Новгородцева находилось понятие автономной
нравственной личности. Личность, которая
не есть ср
26 понятие и классификация форм правления
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказано, что она республика).
В государствоведческой
литературе существуют два
В действительности
форма правления не
По традиции принято
различать две основные формы
правления: монархию и
Вместе с тем в
современных условиях
27 республиканская форма правления
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики:
· Во главе государства -
президент и коллегиальный
· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
· Разделение государственной
власти на судебную, законодательную
и исполнительную, включая взаимный
контроль или как часто применяемый
термин "систему сдержек и
Виды республик.
Президентская республика.
Характеризуется соединением в
руках президента полномочий главы
государства и главы
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется
сочетанием различных элементов. В
ней как институты
В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.
28 президентская
и парламентская республика. Особенности
республиканской формы
Президентская республика характеризуется
значительной ролью президента в
системе государственных
Отличительные черты президентской республики
внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),
внепарламентский метод
формирования правительства, то есть его
формирует президент. Президент
является и фактически, и юридически
главой правительства (пост премьер-министра
отсутствует как, например, в США),
или он назначает главу правительства.
Правительство несёт
в целом, при такой форме
правления президент обладает гораздо
большими полномочиями по сравнению
с парламентарной республикой (является
главой исполнительной власти, утверждает
законы путём подписания, имеет право
отправить правительство в
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки.
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"