Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

бесплатно.

  3. Презумпция невиновности.Она закреплена в ст.49.Сут же  презумпции

заклбчается в том, что любой человек считается невиновным  пока  его

виновность не будет доказана.

  4. Запрет повторного  осуждения.Данная гарантия гласит,  что никто не

может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза  (ст.50

Конституции РФ).

  5.  Недействительность  незаконно   полученных   доказательств.Человек

гарантирован от таких "методов" работы суда  и следствия на всех стадиях

уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

  6. Право  на  пересмотр   приговора.Любой  осужденный  имеет право на

пересмотр приговора вышестоящим  судом, а также просить о помиловании  или

смягчении приговора.

  7. Гарантия от самообвинения.Выражается в том,  что человека  нельзя

прнудить к даче показаний против себя, а также против близких для него

родственников, круг которых  определяется федеральным законом.

  8. Права потерпевших  от преступлений и злоупотребления   властью.Статья

52 Конституции РФ:

  Права потерпевших  от преступлений и злоупотреблений  властью охраняются

законом.Государство  обеспечивает  потерпевшим доступ  к правосудию  и

компенсацию причиненного ущерба.

  9. Запрет обратной  силы закона.Закон, устанавливающий или отягчающий

ответственность, обратной силы не имеет.Но если он отменяет или смягчает

ответственность,  то  его   обратная   сила   предусматривается   (ст.54

Конституции).

                       Международно - правовые гарантии.

  Данные гарантии закрепляются  международно - правовых дукументах, таких

как  Всеобщая  деларация  прав  человека,  принятая  на  третьей сессии

Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года,  международные  пакты  и

другие   документы.Конституция   предоставляет   право    обращения    в

межгосударственные органы по защите прав и  своб  человека,  при отказе

всех судебных инстанций  Российской Федерации.Жалоба подается  в комитет

по правам человека, созданный  в соответствии с  Международным  пактом  о

гражданских и политических правах.Комитет принимает жалобу, если она не

анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

Другой формой международной  защиты прав и свобод выступает Европейский

Суд по правам человека, учрежденный  в 1959 году.Обращение  в Суд может

подавать  как  государство,  так  и  физическое  лицо,  но  сначала  это

обращение  должно  пройти   через   Европейскую   Комиссию   по   правам

человека.После рассмотрения, если этр обращение признается  приемлемым,

то оно попадает в Суд. 

Помимо указанных документов, закрепляющих права  и  свободы  человека,

существуют также такие  как:

  -Европейская крнвенция о защите прав  и основных  свобод  1950  г.  и

дополнительные протоколы  к ней;

  -Конвенция о правовой  помощи и  правовых  отношениях  по  гражданским,

семейным и  уголовным  делам  от  22  января  1993  г.  и  декларация  о

международных обязательствах в области прав человека и  основных  свобод

от 24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ.

  Указанный перечень  является далеко  не  полным,  но  уакзанные  в нем

документы являются более  или менее главными.

 

45 порядок опубликования  и вступления в силу законов  и иных нпа

Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового  акта является заключительной стадией  правотворческой процедуры.

 

 Часть 3 ст. 15 Конституции  Российской Федерации гласит: "Законы  подлежат официальному опубликованию.  Неопубликованные законы не применяются.  Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если  они не опубликованы официально  для всеобщего сведения".

 

 Федеральный закон  Российской Федерации "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального Собрания" (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает  следующие моменты:

 

1. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат  официальному опубликованию в  течение 7 дней после дня их  подписания Президентом Российской  Федерации. Акты палат Федерального  Собрания публикуются не позднее  10 дней после дня их принятия.

 

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы направляются  для официального опубликования  Президентом Российской Федерации.  Акты палат Федерального Собрания  направляются для официального  опубликования председателем соответствующей  палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты  палат Федерального Собрания  вступают в силу одновременно  на всей территории Российской  Федерации по истечении 10 дней  после дня их официального  опубликования, если самими законами  или актами палат не установлен  другой порядок вступления их  в силу.

5. Федеральный конституционный  закон, федеральный закон, акт  палаты Федерального Собрания, в  который были внесены изменения  или дополнения, может быть повторно  официально опубликован в полном  объеме.

 

 Указом Президента  Российской Федерации от 23 мая  1996 г. "О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти" установлены следующие  моменты:

 

1. Акты Президента Российской  Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской  Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному  опубликованию в "Российской  газете" и Собрании законодательства  Российской Федерации в течение  10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской  Федерации, имеющие нормативный  характер, вступают в силу одновременно  на всей территории Российской  Федерации по истечении 7 дней  после дня их первого официального  опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения  конфиденциального характера, вступают  в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус федеральных  органов исполнительной власти, а также организаций, вступают  в силу одновременно на всей  территории Российской Федерации  по истечении 7 дней после дня  их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства  РФ, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения  конфиденциального характера, вступают  в силу со дня их подписания.

6. В актах Президента  РФ и актах Правительства РФ  может быть установлен другой  порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус  организаций или имеющие межведомственный  характер, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции  Российской Федерации, подлежат  обязательному официальному опубликованию  в газете "Российские вести"  в течение 10 дней после дня  их регистрации.

8. Нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти вступают в силу одновременно  на всей территории Российской  Федерации во истечении 10 дней  после дня их официального  опубликования, если самими актами  не установлен другой порядок  вступления их в силу.

 

 В соответствии с  Федеральным законом Российской  Федерации "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые  акты органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека  и гражданина, вступают в силу  после их официального опубликования.

 

 

46 характеристика  основных черт романно – германской (континентальной) правовой семьи

Романо-германская правовая семья возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических  понятий, институтов, принципов) римского права.

 

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право  латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны).

 

В качестве основного источника  права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное  право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи  с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных  актах (законах и подзаконных  актах) общие модели прав и обязанностей участвующих в правоотношениях  индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.

 

Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать  ранее принятому решению другого  суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые  нормы, а могут лишь толковать  нормы закрепленные в соответствующих  юридических актах.

 

 

47 обратная сила  закона: понятие, порядок и пределы  применения

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА —  распространение закона со дня его  вступления в силу на те случаи и  обстоятельства, которые имели место  до его вступления в силу. Принцип  права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической  теории и практики, сформировавшегося  в ходе длительной эволюции права  и воспринятого в качестве международно-правового  стандарта всеми современными правовыми  системами (ст. 54 Конституции РФ).

 

По общему правилу, нормативный  правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях  под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие  до вступления их в силу.

 

Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие  до его издания, является исключением  из общего правила. В юридической  практике обратное действие закона может  иметь место в двух случаях:

 

1) в силу прямого указания  закона. При этом обратное действие  закона всегда специально оговаривается  в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его  в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении  в действие части первой Гражданского  кодекса РФ гражданское законодательство  применяется также к правам  и обязанностям, которые возникли  хотя и после введения его  (ГК) в действие, но на основе  существовавших до этого момента  правоотношений;

 

2) если уголовный закон  устраняет или смягчает наказание.  Юридическое содержание данного  принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий  или отягчающий ответственность,  обратной силы не имеет; б)  никто не может нести ответственность  за деяние, которое в момент  его совершения не признавалось  правонарушением. Это означает  следующее: если после совершения  правонарушения ответственность  за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это  конституционное положение нашло  отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный  принцип обратной силы уголовного  закона означает, что закон, устраняющий  преступность и наказуемость  деяния, смягчающий наказание или  иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет  обратную силу, т.е. распространяется  на деяния, совершенные до вступления  такого закона в силу.

 

При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим  преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о  декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности  и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или  иного вила наказания ниже, чем  ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более  мягкое наказание.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"