Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

 

 

62 теория государтсва и права в системе юридических наук

Теория государства и  права является базовой юридической  наукой и по праву занимает ведущую  роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства  и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана  с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти  науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное  всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств. Во-первых, теория государства и права характеризует  государственно-правовые системы как  обобщенно-абстрактные конструкции, при этом для теоретика не имеет  существенного значения, существует ли данная сис­тема в реальности, либо же в качестве предмета изучения берется  теоретическая модель. В свою очередь  история государства и права  рассматривает возникновение и  развитие на различных исторических этапах реальных государственных институтов и правовых механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует  теоретические взгляды, концепции, доктрины, посвященные идеальным  моделям государства и права. Во-вторых, теория государства и  права, являясь методологической наукой, «вооружает» исследователя познавательным инструментарием, позволяет уяснить  сущность и содержание основных приемов  и способов юридического мышления, раскрывает значение наиболее важных принципов юридической техники.

 

Таким образом, говоря о месте  и роли теории государства и права  в системе юридических наук, нужно  сказать о том, что:

 

- теория государства и  права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических  наук, так как содержит информацию  об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные  при изучении теории знания  впоследствии конкретизируются  в отраслевых и прикладных  юридических науках (например абстрактное  понятие нормы права приобретает  реальное содержание в рамках  уголовного, конституционного, гражданского  права, где речь идет о соответствующих  этим отраслям юридических

 

нормах);

 

- теория государства и  права является методологической  юридической наукой.

 

 

63 естественные  права человека и гражданина

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство  и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права человека подразделяются на две  категории.

Права гражданина - совокупность естественных правомочий, получивших отражение в  нормативно-правовых государственных  актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в Конституциях и иных законодательных актах; государством также гарантируется и обеспечивается их защита.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально- экономического положения, общественно-политического  статуса человека, условий его  работы и места проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лицо без  гражданства, беженца.

Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его  социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Основные права и свободы  человека и гражданина закрепляются в индивидуально-правовых актах  и Конституциях конкретных государств. Различают: гражданские (личные), экологические, политические, социальные, культурные, экономические и информационные права.

Гражданские права представляют собой  совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях между  государством и обществом. К ним  относятся: право на свободу и  личную неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну; право  на защиту своей чести и доброго  имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных  и иных сообщений; право на свободное  передвижение, выбора места пребывания и жительства и др. Экономические  права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов  и их

взаимодействия друг с другом и  обществом. Это право частной  собственности, т.е. право на владение, пользование и распоряжение своим  имуществом как единолично, так и  совместно с другими лицами; право  на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности; право на предпринимательскую деятельность; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

 

64 законодательные  органы современного российского  государства

Органы законодательной  власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что  они избираются непосредственно  народом и никаким другим путем  формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют систему  представительных органов государственной  власти РФ.

 

 Являясь законодательными  органами, представительные органы  государственной власти выражают  государственную волю многонационального  народа РФ и придают ей общеобязательный  характер. Они принимают решения,  воплощаемые в соответствующих  актах, принимают меры к исполнению  своих решений и осуществляют  контроль за их реализацией.  Решения законодательных органов  обязательны к исполнению всеми  другими органами соответствующего  уровня, а также всеми нижестоящими  органами государственной власти  и органами местного самоуправления.

 

 Органы законодательной  власти подразделяются на федеральные  и региональные (субъектов Федерации).

 

Федеральным законодательным  и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий  в масштабах всей России.

 

 Все другие законодательные  органы, функционирующие на территории  РФ, являются региональными, действующими  в пределах соответствующего  субъекта Федерации.

 

Законодательные (представительные) органы власти республик в составе  РФ

 

 Законодательными органами  власти республик в составе  РФ являются их парламенты. Они  избираются на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании  сроком на четыре года или  пять лет. Их численный состав  колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок  формирования и численный состав  определяются конституциями этих  республик и законами о выборах  их парламентов в соответствии  с Федеральным законом от 6 октября  1999 г. «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации».

 

 Компетенция парламентов  республик складывается из следующих  основных групп полномочий: конституционное  строительство, экономическое и  социально-культурное строительство,  а также внешние сношения.

 

 В области конституционного  строительства парламенты республик  принимают конституции и вносят  в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят  в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением  и исполнением конституций и  других законов республик; принимают  решения по вопросам государственного  устройства; решают вопросы об  изменении границ республик; принимают  решения о проведении республиканских  референдумов; назначают выборы  депутатов и глав республик;  утверждают структуры органов  исполнительной власти; дают согласие  на назначение прокуроров республик  Генеральным прокурором РФ; назначают  председателей национальных банков  республик по согласованию с  Центральным банком России и  др.

 

 В области экономического  и социально-культурного строительства  парламенты республик определяют  внутреннюю политику республик;  утверждают перспективные государственные  планы, важнейшие республиканские  программы экономического и социального  развития; обсуждают и принимают  государственные бюджеты республик  и осуществляют контроль за  их исполнением.

 

 В области внешних  сношений определяют международные  связи республики; ратифицируют  и денонсируют международные  договоры.

 

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

 

 Являются думы, собрания  ит.д. этих субъектов Федерации  (например, Московская городская  Дума, Законодательное собрание  Тверской области, Псковское областное  собрание и т.д.). Эти органы  избираются на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании.  Срок полномочий депутатов не  может превышать пяти лет.

 

 Законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении  или отмене налогов, сборов, пошлин  и иных видов платежей, установлении  льгот и преимуществ по налогам  и платежам в бюджет; регулируют  условия размещения займов, облигаций,  лотерей; утверждают программы  государственного, экономического, социального,  культурного и национального  развития; регулируют порядок образования  и деятельности внебюджетных  и валютных доходов региона,  заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения  и управления объектами собственности;  утверждают региональные программы  приватизации объектов региональной  и муниципальной собственности;  регулируют порядок предоставления  и изъятия земельных участков  под объекты федерального, межрегионального  и регионального значения, использования  иных природных ресурсов, охраны  объектов природы; регулируют  в соответствии с федеральным  законом вопросы охраны и использования  объектов, имеющих историческую, культурную  и научную ценность, памятников  истории и культуры, расположенных  на территории соответствующего  региона; предоставляют дотации,  субвенции, займы из средств  бюджета действующим органам  местного самоуправления.

 

 Законодательные органы  власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной  области, автономных округов осуществляют  международные связи этих субъектов  Российской Федерации, ратифицируют  и денонсируют международные  договоры и соглашения.

 

 

65 позитивистская  теория права. Преодоление позитивистского  подхода в отечественной теории  и юридической практике

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и  социологический позитивизм.

 

  Социологический позитивизм - научный метод изучения права,  который отвергает естественно-правовую  методологию и философию права  и изучает право как социальное  явление. В центре внимания  социологического позитивизма находятся  взаимовлияние общества и права,  механизм реализации правовых  норм, социальный фактор, который  влияет на право. Юридический  позитивизм использует формально-юридические  методы (анализ, сравнение, классификация,  построение понятий, логический  метод).

 

  Позитивистское направление  в политической мысли связано  в первую очередь с основателем  позитивизма французским мыслителем  Огюстом Контом (1798-1857) и английским  социологом Гербертом Спенсером  (1820-1903), рассматривавшим политические  проблемы в рамках своих более  широких философско-социологических  концепций. О. Конт, например, включал  в социологию и философию также  политическую науку, и правоведение, и все обществоведение. 

 

  Позитивизм был направлен  на окончательное освобождение  научного знания, в том числе  и политического, от влияния  философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование  естественнонаучных методов наблюдения  и эксперимента, описания реальных  явлений и процессов.

В четырехтомной "Системе  позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического  порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования  и смены трех ступеней "состояния  человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).

 

  На первой ступени,  когда господствует религиозное  мировоззрение, возникает политическая  система теократии, при которой  во главе общества и государства  становятся жрецы, служители религиозного  культа, а политическая жизнь  основывается на насилии и  войнах.

 

  На второй ступени,  когда господствующим становится  философско-спекулятивное, метафизическое  сознание, духовная власть оказывается  в руках философов-метафизиков,  а в политической жизни на  первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама  она приобретает "оборонительный  дух".

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"