Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)


                   правоспособность                                


                                                                                дееспособность                                          деликтоспособность


 

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность, возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.


                                                                                         Правоспособность


 

общая                                                         отраслевая                                                             специальная


правоспособность                          правоспособность                                                        правоспособность

Общая правоспособность - представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренным действующим законодательством.

Отраслевая правоспособность - возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (брачная, трудовая, избирательная и т.д.)

Специальная правоспособность - возможность приобретать права при наличии дополнительных специальных познаний или профессионально - должностных условий (врач, судья, сотрудник милиции и т.д.)

Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лично, своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять права и исполнять обязанности.

 

Дееспособность



                    полная                                частичная                         ограниченная

 

Полная дееспособность - способность своими действиями осуществлять права и обязанности в полном объеме. Она наступает с момента совершеннолетия (с 18 лет, в некоторых государствах с 21 года)

Частичная дееспособность - способность своими действиями осуществлять права и обязанности частично т.е. в не полном объеме, когда определенные сделки допускаются законом (малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки с разрешения родителей, несовершеннолетние с 14 до 18 лет могут частично совершать сделки самостоятельно: распоряжаться заработком, стипендией и т.д.). У малолетних до 6 лет полностью отсутствует дееспособность.

Ограниченная дееспособность - дееспособность ограничена судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, в случаях злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами в следствии чего семья ставится в тяжелое материальное положение.

Сделкоспособность - способность лично, своими действиями совершать гражданско - правовые сделки.

Деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

72 предмет и  метод правового регулирования  как основные критерии построения  системы права

В сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется  возможность и необходимость  правового регулирования имущественных  отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и  все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.

Вторую группу образуют отношения  по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов  управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей  в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут  составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые  по своей природе могут поддаваться  нормативно-организационному воздействию  и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные  отношения, требуют иных правовых средств  и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации  управленческих отношений.

§ 3. Методы, способы, типы правового  регулирования. Правовые режимы

в теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия.

Метод децентрализованного  регулирования построен на координации  целей и интересов сторон в  общественном отношении и применяется  для регламентации отношений  субъектов гражданского общества, удовлетворяющих  в первую очередь свои частные  интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового  характера.

Метод централизованного, императивного  регулирования базируется на отношениях субординации между участниками  общественного отношения. При его  помощи регулируются отношения, где  приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

73 правомерное  поведение. Позитивная и негативная  юридическая ответственность

Правомерное поведение —  деятельность в сфере социально-правового  регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.

 

В зависимости от характера  мотивации варианта поведения различаются  три основных вида правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение,  при котором правовые нормы  воспринимаются как наиболее  целесообразные ориентиры поведения.  Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных  органов власти - примеры активного  правомерного поведения. Социальная  ценность такого вида правомерного  поведения заключается в высокой  степени организованности и дисциплинированности  личности, ее уважительном отношении  к праву. Социально-правовая активность  определяется, главным образом, высоким  уровнем правосознания, сформировавшегося  на основе идейной убежденности  в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом,  знания прав и обязанностей, профессионального  чувства ответственности.

2. Конформистское. Поведение  по принципу: делаю как все  или делаю как большинство.  Такой вариант поведения является  следствием приспособления личности  к внешним обстоятельствам, поведению  окружающих. Мотивами конформистского  поведения могут быть: подчинение  лица установленным правилам  поведения, основанное на пассивном  его отношении к существующему  порядку; желание избежать обсуждения  в социальной группе; боязнь утратить  доверие группы; желание заслужить  их одобрение. Все эти мотивы  правомерного поведения не связаны  с оценочно-эмоциональным отношением  индивида к правовым нормам.

 

3. Маргинальное (законобоязненное). Поведение, основанное на страхе перед наказанием. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний.

В зависимости от степени  социальной значимости правомерное  поведение может быть социально-полезным и социально-нейтральным.

1. Социально-полезное поведение  порождает существенные положительные правовые последствия.

2. Социально-безразличное  поведение - поведение, при котором  общественная польза практически  равна нулю, хотя такое поведение  вполне допустимо и, к тому  же, регламентировано правовыми  нормами. Например, отправление религиозных  культов, содержание животных и т.п.

В зависимости от объема затраченной энергии, правомерное  поведение может быть подразделено на:

1. Активное правомерное  поведение, выражающееся в инициативной  деятельности, связанной с дополнительными  затратами времени, энергии или материальных средств.

2. Пассивное правомерное  поведение, проявляющееся при  намеренном неиспользовании принадлежащих субъекту прав и свобод.

74 подзаконные  акты: понятие и виды

Подзаконные нормативные  акты - это акты,    издаваемые в пределах,   компетенции   исполнительными   органами государственной власти.

В системе подзаконных  нормативных актов ведущее место  занимают нормативные указы и  распоряжения Президента Российской Федерации как главы государства.

Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации  и не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. Президент  вправе издавать по частным вопросам распоряжения, не являющиеся нормативными, содержащие конкретные, поручения, задания. В форме президентских указов могут быть изданы акты применения права, например, указ о награждении  конкретного лица орденом и т. п.

Правительство Российской Федерации  издает на основе и во исполнение Конституции  России, федеральных законов, указов Президента постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Среди подзаконных актов  большое место отводится нормативным  актам, принимаемым министерствами, государственными комитетами, ведомствами, федеральной службой. Они носят  отраслевой характер, предназначены  регулировать общественные отношения  в процесс реализации своих полномочий в определенной сфере управления. Наиболее распространены среди них  приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Самостоятельную группу актов  образуют акты субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая -издание законов и иных нормативных актов.

Отдельно выполняются  решения органов местного самоуправления. Их особенность - территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, утверждения  и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и т.п.

75 правоотношение: понятие, признаки, виды

Антиподом правомерного поведения  является правонарушение. Правонарушение - это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное  дееспособным лицом, обязанным понести  меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей  юридической нормы. Основные признаки правонарушения.

1) Правонарушение - акт поведения,  выражающийся в фактическом действии  или бездействии (под бездействием  здесь понимается воздержание  от действий, когда закон предписывает  их совершение). Не могут считаться  правонарушениями мысли, чувства,  политические и религиозные воззрения,  не выраженные в действиях.  Не считаются правонарушениями  и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.

2) Правонарушениями считаются  только волевые действия, т.е.  действия, зависящие от воли и  сознания участников, осуществляемые или добровольно.

3) Правонарушением признается  только такое деяние, совершая  которое, индивид сознает, что  действует противоправно, что  своим поступком наносит ущерб  общественным интересам, действует виновно.

4) Правонарушение - действие  противоправное, нарушающее требования  норм права. Это или нарушение  запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации  права правонарушения собой не  представляет.

5) Правонарушение всегда  социально вредно. Всякое правонарушение  наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может  и не причинить реального вреда,  а лишь поставить социальные  ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя)

6) Правонарушением признается  деяние, совершенное вменяемым лицом,  т.е. человеком способным полностью  осознавать свое поведение и  нести за него юридическую ответственность.

7) Совершение правонарушения  является основанием для привлечения  правонарушителя к юридической  ответственности, выражающейся в  применении к нему принудительных  мер негативного характера адекватных причиненному вреду.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"