Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

В-третьих, субъективное право  включает в себя возможности управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных нрав. Речь идет о принудительной реализации права участника правоотношения. Если обязанное лицо в добровольном порядке не выполняет возложенную на него законом обязанность, управомоченный имеет возможность защитить свои интересы, обратившись к помощи государства. Так, если должник не возвращает собственнику его вещь, то последнему предоставляется возможность требовать свою вещь через суд.

Законодательство правового  государства предоставляет субъектам  правоотношений возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

Субъективному праву логически  соответствует установленная объективным  правом обязанность. Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая  обязанность. В отличие от субъективного  права обязанность субъекта состоит  в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное  лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные  интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц. Право  и обязанность в правоотношении — это важнейшее и необходимое  условие нормального человеческого  общения. В их адекватном соотношении, предполагающем взаимосвязь и взаимозависимость  различных интересов, выражается реальный облик правового общества и государства.

Юридическая обязанность  — это предусмотренная законодательством  и охраняемая государством необходимость  должного поведения участника правового  отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

Если содержание субъективного  права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности — мера должного, необходимого поведения в  правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях  удовлетворения интересов управомоченного.

 

Содержание юридической  обязанности выражается в двух, разновидностях:

Во-первых, в необходимости  совершать активные положительные  действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю в собственность имущество, за которое последний уплатил определенную денежную сумму. Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения.

 

Во-вторых, юридическая обязанность  выражается в необходимости воздержания  от действий, запрещенных нормами  права. Так, например, сдача в поднаем  имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается. Такие юридические обязанности  носят пассивный характер, так  как требуют от участника правоотношения воздержания от запрещенных законом  действий.

 

"Как видно из вышеизложенного,  юридические права и обязанности  в правоотношении — это не  само поведение субъектов, а  предоставление возможности или  необходимости определенного поведения,  предусмотренного нормой права.  Реализация субъективных юридических  прав и обязанностей означает  их воздействие на фактическое  поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них  меры дозволенного и должного  поведения в реальные общественные  отношения.

88 действие нормативно  – правовых актов во времени,  в пространстве и по кругу  лиц

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

 Нормативно-правовые  акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в  самом нормативном акте или в  специальном акте о введении его  в действие (таким временем может  быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

 

 Утрата юридической  силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее  установленного в самом нормативном  акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового  акта;

в) замены одного нормативно-правового  акта другим актом, устанавливающим  новые правила регулирования той же социальной сферы.

 По общему правилу  закон обратной силы не имеет,  то есть он не распространяется  на правоотношения, возникшие до  его вступления в силу. На практике  это означает, например, что суд  даже во время действия нового  закона будет решать дело в  соответствии с прежним законом,  если имущественный спор возник  до вступления в силу нового  закона. В порядке исключения  нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется  в самом акте;

б) если он устраняет или  смягчает уголовную и административную ответственность.

 Также в порядке  исключения может быть применен  еще один принцип действия  нормативно-правового акта во  времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую  силу, по специальному указанию  нового закона может продолжать  регулирование некоторых вопросов.

 

 Таким образом, нормальным, типичным принципом действия  закона во времени является  принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления  его в силу действует только "вперед": ревизии сложившихся  до него юридических прав и обязанностей он не производит.

 

 В пространстве нормативно-правовые  акты в зависимости от своего  вида могут действовать трояким образом

а) распространяться на всю  территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для  действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее  правило таково, что законы того или иного государства действуют  лишь на его территории.

 

 При этом под государственной  территорией понимается часть  земного шара (включающая в себя  сушу, недра, воздушное и водное  пространство), которая находится  под суверенитетом данного государства  и на которую государство распространяет  свою власть. Суверенитет государства  распространяется на территорию  своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море  и других объектов, принадлежащих  государству и находящихся в  открытом море или космосе.

 

 Порядок, в соответствии  с которым законы не распространяются  на то или иное пространство  или лиц, называется экстерриториальностью.  Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

 

 Действие нормативно-правового  акта по кругу лиц подчиняется  общему правилу: он распространяется  на всех лиц, находящихся на  территории его действия и  являющихся его адресатами. Однако  из этого правила имеются исключения:

 

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут  быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом  и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому  законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан  России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

 

 Круг лиц, на которых  распространяет свое действие  тот или иной нормативно-правовой  акт, может определяться также  по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной  принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

 

89 фактический  состав

Фактический (юридический) состав. Нередко для возникновения предусмотренных  правовой нормой юридических последствий  необходим не один юридический факт, а их совокупность. Совокупность юридических  фактов, необходимых для наступления  правовых последствий, предусмотренных  нормой (возникновение, изменение или  прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом. Традиционное пенсионное правоотношение, например, может возникнуть лишь при наличии  трех фактов: достижения установленного законом возраста, наличия трудового  стажа, решения органа социального  обеспечения о начислении пенсии.

Для зачисления в высшее учебное заведение необходимы общее  среднее образование, успешная сдача  абитурентом вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в вуз. Совокупность этих трех фактов и составляет юридический состав.

 

В юридической литературе принято различать завершенные  и незавершенные составы[1]. Под  завершенными фактическими составами  понимаются составы, в которых процесс  накопления юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить. В незавершенном составе процесс накопления фактов, необходимых для наступления юридических последствий, не закончен. Каждый из таких уже наличных фактов «сработает» тогда, когда появится последний, завершающий факт.

 

В зависимости от того, к  какой отрасли права относятся  входящие в состав факты, следует  различать простые и сложные  фактические составы. Простой фактический  состав включает факты, относящиеся  к одной и той же отрасли  права (или отрасли законодательства). Например, для заключения брака необходима целая совокупность условий (фактов): взаимное согласие лиц, вступающих в  брак, достижение ими брачного возраста, отсутствие у каждого из них другого  зарегистрированного в органах  загса брака, отсутствие между ними родственных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак (ст.ст. 15, 16 КоБиС России). Все эти факты предусмотрены одной отраслью права — семейным правом (семейно-брачным законодательством).

 

Примером сложного фактического состава может служить уже  рассмотренное ранее пенсионное правоотношение, где достижение установленного законом возраста и наличие необходимого трудового стажа предусмотрены  нормами трудового права, решение  же органа социального обеспечения  — это сфера административного  права.

 

90. Причины правонарушений  и пути их устранения

 

Под правонарушением в ТГП понимается виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Основная причина противоправного  поведения человека связана с  разнообразными противоречиями, направленными  на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности. Причем противоречия в сфере экономики  являются краеугольным камнем, детонатором  всех иных противоречий. Специфика  проиводственных отношений программирует в конечном счете основные потребности, интересы и варианты социально значимого поведения личности.

Причина правонарушения находится  в закономерной, необходимой связи  со следствием. Условие же лишь способствует формированию следствия, не вызывая  его с необходимостью.

Так, в связи с изменением отношений собственности в современной  России созданы такие условия  и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и  материальное неравенство людей, что  вызывает естественное недовольство одной  части населения и стремление обогатиться всеми законными  и в основном незаконными способами  другой части населения.

Этот процесс сопровождается и обостряется несовершенством  принимаемых нормативно-правовых актов, малоэффективной работой правоохранительных органов, кризисом моральных ценностей, распространяющимися алкоголизмом и наркоманией, хаосом, вызывающими  многочисленные корыстные преступления, активизацию теневой экономики.

Однако никакие внешние  обстоятельства не могут привести к  правонарушению, пока они не стали  движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных  причин и условий формируются  субъективные причины и условия  правонарушений, представляющие собой  определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.

Основные направления  борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих  это явление.

Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно  снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных  мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение  материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов. Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое  оснащение. Наказание за совершенное  противоправное деяние должно быть как  неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"