Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка
1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений
По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления и проступки следует четко разграничивать. Различаются они степенью общественной опасности.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
A) Значимость регулируемого
правом общественного
Б) Размер причиненного ущерба.
B) Способ, время и место совершения противоправного деяния.
Г) Личность правонарушителя.
Преступление — общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.
Проступки - это правонарушения,
посягающие на управленческие, трудовые,
имущественные и иные отношения
и не достигающие степени
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и т. д.
Административный проступок - это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Дисциплинарный проступок
- нарушение рабочими и служащими
предприятий, учреждений, иных организаций
правил внутреннего трудового
Гражданско-правовые нарушения
(проступки) — нарушение норм права
в сфере имущественных и
Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленных законом процедур, осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.
76 Понятие и
виды юридической
Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю мер принуждения личного, имущественного, организационного и иного характера.
Ей присущи следующие основные признаки.
Виды юридической
Ряд авторов выделяют конституционную ответственность (отзыв депутата, роспуск партии), экологическую, процессуальную ответственность (за дачу ложных показаний, меры пресечения).
77 юридический факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов
Юридические факты - конкретные
жизненные обстоятельства, с которыми
нормы права связывают
Юридические факты - необходимая предпосылка правоотношений. Они названы в гипотезах правовых норм. Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать на виды:
- по характеру наступающих
последствий: правообразующие.
- по связи с волей участников правоотношений: действия и события. Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений, они бывают правомерными и неправомерными (правонарушениями). Правомерные действия делятся, в свою очередь, на юридические акты и юридические поступки.
Юридический акт - такое правомерное действие, которое совершается с намерением породить юридические последствия. Это сделки, веления государственных органов, должностных лиц и т.д.
Юридический поступок - это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу закона, поскольку само действие признается законом значимым. Например, находка, обнаружение клада.
События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений (стихийные бедствия, болезнь или смерть человека).
Фактический (ведический)
состав. Иногда для возникновения
предусмотренных правдой
78 право как
регулятор общественных
Право, как и государство,
является продуктом общественного
развитая. Юридически оно оформляется
в государственно-
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
—право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
—право частной собственности является основой всех прав человека;
—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.
Кант определял право
как совокупность условий, при которых
произвол одного может быть согласован
с произволом другого по общему для
них правилу свободы. Возражая Канту,
Коркунов отмечал, что определение
права как нормы свободы
Гегель писал, что почвой
права, его необходимым пунктом
является свободная воля, мир духа,
порожденный им самим как некоторая
вторая природа. Наши современники также
приходят к выводу, что в общественной
жизни свобода человека выступает
как его право, то есть нормированная,
урегулированная правовыми
Солидаристская концепция права.
В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.
Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью — в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда — акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.
В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.
79 систематизация правовых нормативных актов
В ходе общественного развития
государство активно
Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменитель-ных органах.
Кодификация предполагает переработку
норм права по содержанию и их систематизированное,
научно обоснованное изложение в
новом законе (своде законов, кодексе,
основах законодательства и др.).
Кодификация — это
Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).
80 основания юридической ответственности
Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Назовем основные признаки анализируемого явления:
1) Юридическая ответственность предполагает государственное принуждение.
2) Фактическим основанием
юридической ответственности
3) Ответственность влечет
за собой негативные
4) Характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"