Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

По характеру и степени  социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления и проступки  следует четко разграничивать. Различаются  они степенью общественной опасности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

A) Значимость регулируемого  правом общественного отношения,  ставшего объектом противоправного посягательства.

Б) Размер причиненного ущерба.

B) Способ, время и место  совершения противоправного деяния.

Г) Личность правонарушителя.

Преступление — общественно  опасное, запрещенное уголовным  законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный  строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные  формы собственности, права и  свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.

Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения  и не достигающие степени общественной опасности преступления.

Проступки, как разновидность  правонарушений, крайне неоднородны  и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и т. д.

Административный проступок - это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок - нарушение рабочими и служащими  предприятий, учреждений, иных организаций  правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права  в сфере имущественных и некоторых  личных неимущественных отношений.

Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленных  законом процедур, осуществления  правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

76 Понятие и  виды юридической ответственности

Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю мер принуждения личного, имущественного, организационного и иного характера.

Ей присущи следующие  основные признаки.

  1. Это разновидность социальной ответственности (взаимосвязана и взаимодействует с экономической и политической, нравственной и другими видами ответственности).
  2. Представляет собой реализацию санкций норм права.
  3. Предполагает применение к правонарушителю со стороны компетентных субъектов (суда, милиции, администрации предприятия и т.п.) конкретных мер принуждения личного (лишение свободы), имущественного (штраф), организационного (увольнение с работы) и иного характера.
  4. Для правонарушителя она выступает в форме дополнительной юридической обязанности претерпевать строго определенные лишения (ограничение в правах, передвижении, собственности и т.п.).
  5. Реализуется юридическая ответственность в рамках охранительного правоотношения, главными участниками которого выступают правонарушитель и компетентный субъект (например, суд).
  6. Фактическим ее основанием является правонарушение со всеми элементами его состава.

Виды юридической ответственности. Традиционно выделяют: уголовную, административную, дисциплинарную, гражданскую.

Ряд авторов выделяют конституционную  ответственность (отзыв депутата, роспуск  партии), экологическую, процессуальную  ответственность (за дачу ложных показаний, меры пресечения).

77 юридический  факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты - необходимая  предпосылка правоотношений. Они  названы в гипотезах правовых норм. Многообразные юридические  факты в зависимости от оснований  можно классифицировать на виды:

- по характеру наступающих  последствий: правообразующие. правоизменяющае и правопрекращающие;

- по связи с волей  участников правоотношений: действия  и события. Действия - это факты,  связанные с волей участников  правоотношений, они бывают правомерными  и неправомерными (правонарушениями). Правомерные действия делятся,  в свою очередь, на юридические акты и юридические поступки.

Юридический акт - такое правомерное  действие, которое совершается с  намерением породить юридические последствия. Это сделки, веления государственных  органов, должностных лиц и т.д.

Юридический поступок - это  такое правомерное действие, которое  совершается без цели породить юридические  последствия, но такие последствия  возникают в силу закона, поскольку  само действие признается законом значимым. Например, находка, обнаружение клада.

События - это факты, происхождение  которых не связано с волей  участников правоотношений (стихийные  бедствия, болезнь или смерть человека).

 Фактический (ведический) состав. Иногда для возникновения  предусмотренных правдой нормой  юридических последствий необходим  не один юридический факт, а  несколько. Совокупность юридических  фактов, необходимых для наступления  правовых последствий, предусмотренных  нормой права (возникновение,  изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим)  составом. Так, пенсионное правоотношение  может возникнуть при наличии  четырех фактов: достижения установленного  законом возраста, наличия трудового  стажа, заявления лица о назначении  ему пенсии, решения органа социального  обеспечения о назначении пенсии.

 

78 право как  регулятор общественных отношений

Право, как и государство, является продуктом общественного  развитая. Юридически оно оформляется  в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор  общественных отношений. Обычаи, моральные  и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая  место правовому регулированию  общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место  и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной  правовой мысли, всевозможных объективных  и субъективных факторов.

 

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений  о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

—право в нормативной  форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам  общества в целом, а не отдельным  его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

—право частной собственности  является основой всех прав человека;

—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму  свободы. Такое понимание права  исходит из утверждения, что для  общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы  характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу  лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.

Кант определял право  как совокупность условий, при которых  произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для  них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение  права как нормы свободы применительно  к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения. Юридические  нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые  связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право  тем самым устанавливает пределы  их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом  является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая  вторая природа. Наши современники также  приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает  как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

 Солидаристская концепция права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.

 

Таким образом, социальная концепция  права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск  правовых средств, помогающих устранить  возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с  другими элементами социальной действительности — экономикой, политикой, моралью — в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда — акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

 

В социальной концепции права  обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с  другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается  переоценка роли права, поскольку оно  ставится над экономическими отношениями.

79 систематизация  правовых нормативных актов

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как  взаимосогласованной и эффективной  системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему  действующих законодательных актов  с целью их доступности, лучшей обозримости  и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе  права, ее отраслях и подотраслях.

 

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности  и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных  норм права, разрешение юридических  коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

 

Инкорпорация — вид  систематизации, в ходе которой действующие  нормативные акты сводятся воедино  без изменения их содержания, переработки  и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических  норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников  или собраний, которые формируются  по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам  издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

 

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести  Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе  публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных  материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения  населения и т.д. На подобного  рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменитель-ных органах.

 

Кодификация предполагает переработку  норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в  новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

 

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке  подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы  какого-либо правового института).

80 основания юридической  ответственности

Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные  санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений  личного, организационного либо имущественного характера.

Назовем основные признаки анализируемого явления:

1) Юридическая ответственность  предполагает государственное принуждение.

2) Фактическим основанием  юридической ответственности может быть лишь правонарушение.

3) Ответственность влечет  за собой негативные последствия  (лишения) для правонарушителя:  ущемление его прав (лишение свободы,  родительских прав и др.), возложение  на него новых дополнительных  обязанностей (выплата определенной  суммы, совершение каких-либо действий и др.).

4) Характер и объем  лишений установлены в санкции юридической нормы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"