Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:10, шпаргалка

Краткое описание

1 юридическая наука в системе общественных (гуманитарных) наук
2 Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения, ее предмет
3 Методология теории государства и права. Система методов (способов) познания государственно – правовых явлений

Файлы: 1 файл

тгп ответы норм.docx

— 340.58 Кб (Скачать)

 

Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже  осужденных и отбывающих наказание  по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон  устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в  любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый  закон смягчает наказание, то при  определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.

 

 

48 конституция  в системе нормативно  правовых  актов

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит  в том, что она отражает расстановку  политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают  фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это  реальные отношения в обществе. Юридическая  конституция представляет собой  правовое оформление этих отношений.

 

Конституция занимает главное  место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми  свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в  том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

 

Выполняя непосредственно  регулятивную функцию, Конституция  призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы  и эффективные правовые связи  с зарубежными правовыми системами.

 

 

ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Фактический (юридический ) состав

 

                            завершенный                                    простой  

                       фактический состав                     фактический состав 

 

                          не завершенный                                  сложный 

                       фактический состав                      фактический состав  

 

Фактический (юридический) состав - это совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой (возникновение, изменение или прекращение правоотношения).

Под завершенными фактическими составами понимаются составы, в которых процесс накопления юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить.

  В незавершенном составе процесс накопления фактов, необходимых для наступления юридических последствий не закончен.

Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной и той же отрасли права (или отрасли законодательства).

Сложный фактический состав включает факты, относящиеся к нескольким отраслям права (или отраслям законодательства).

 

 

49 система права:  понятие и структурные элементы

Система права — это  объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием  составляющих его норм, объединенных по соответствующему основанию в  отдельные отрасли, институты и  другие правовые общности.

 

Система права характеризует  внутреннюю структуру права, определяет основополагающие принципы объединения  и дифференциации юридических норм.

 

Совокупность всех юридических  норм, действующих на территории государства, в совокупности образуют правовое пространство (правовое поле). В свою очередь правовое пространство представляет собой совокупность отраслей права.

 

Отрасль права — это  наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно  однородные группы общественных отношений.

 

Основными отраслями права  являются Конституционное (государственное), Гражданское, Административное, Уголовное  право.

 

Отрасли права в качестве структурных элементов включают подотрасли и институты.

 

Подотрасль права - обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений.

 

Например, в гражданском  праве - авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном - избирательное  право, в земельном - горное, водное, лесное. При определенных обстоятельствах  подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права.

 

 

Институт права - структурный  элемент системы права, объединяющий специализированные нормы, характеризующие  юридические понятия, категории, принципы.

 

Например, институт государственной  службы включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования системы государственных органов; устанавливающие объем полномочий государственных служащих, гарантии и процедуры их реализации (выполнение государственными служащими своих  должностных обязанностей и функций), а так же определяющие меры ответственности  за правонарушения в сфере служебной  деятельности.

 

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. В рамках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие общественные отношения  только в рамках одной отрасли (институт преступного деяния в уголовном  праве). Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные  родственные общественные отношения (институт собственности).

 

Первичным элементом системы  права является юридическая норма-правило (образец) поведения общезначимого  общеобязательного характера, принимаемое  от имени государства, обеспечиваемое системой государственных гарантий и санкций.

 

 

50 виды правоотношений

1. По функциям права:

 

- регулятивные правоотношения  — возникают в целях регулирования  общественных отношений;

 

- охранительные правоотношение  — возникают, в целях обеспечения  и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных  правоотношений.

 

2. По степени определенности:

 

- абсолютно-определенные  правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

 

- относительно-определенные  правоотношения, в которых все  стороны отношения конкретно  определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

 

3. По отраслям права:

 

- конституционно правовые  отношения;

 

- гражданско-правовые отношения;

 

- уголовно правовые отношения;

 

- уголовно-процессуальные  отношения;

 

- административно-правовые  отношения и т.д.

 

4. По структуре правоотношений:

 

- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания  одной нормы права (отношения  по поводу заключения мелкой  бытовой сделки);

 

- сложные правоотношения  — отношения между несколькими  субъектами, складывающиеся в процессе  реализации комплекса юридических  норм, объединенных единым целевым  назначением (правоотношения в  сфере правосудия).

 

 

51 применение права:  понятие и роль в осуществлении  права

Правоприменение — особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.

К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект — специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П. Е. Недбайло);

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом — актом применения права.

Применение права, как  определенный процесс, распадается  на ряд стадий. Вообще стадия — это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

3) решение дела.

По результатам правоприменения выносится акт применения права - официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Правоприменение бывает двух видов — позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение — это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение  — это применение диспозиций правовых норм. Юрисдикционное правоприменение — это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения

 

 

 

52 субъекты права  и субъекты правоотношений

Наличие у лица такого общественно-юридического качества, как правосубъектность, дает ему юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей. Такие лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.

 

 Понимание механизма  действия права предполагает  различение понятий "субъект  права" и "субъект правоотношения". Субъекты права - это потенциальные  участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носителями  юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения - это  субъект права, который реализовал  свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это всегда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения.

 

 Для того, чтобы субъект  права превратился в субъекта  правоотношения, должны появиться  определенные юридические факты,  которые "запускают" в действие  соответствующую предоставительно-обязывающую норму (нормы), и она уже, в свою очередь, возлагает на данных субъектов прaва юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения.

 

 Субъекты права, таким  образом, наряду с нормами права  и юридическими фактами, представляют  собой одну из предпосылок  (необходимых условий) возникновения  и существования правоотношений.

 

Поскольку субъект правоотношения - это всегда и субъект права, то его общую характеристику следует  увязывать с правосубьектностью (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью) и правовым статусом (см. предыдущий вопрос).

 

 По видам субъектов  права (а значит и субъектов  правоотношений) можно разделить  на:

 

а) физических лиц;

б) организации;

в) общественные образования (народы, нации).

 

 Физические лица - это  граждане, иностранцы, лица без гражданства  (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды). К организациям относятся:

 

а) само государство;

б) государственные организации;

в) негосударственные (общественные, кооперативные, коммерческие и др.) организации.

 

 Среди государственных  организаций можно выделить государственные  органы - государственные организации,  обладающие властными полномочиями.

 

 Особо следует отметить  категорию юридических лиц, которые  обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущественном) обороте. В Российской Федерации в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая:

 

а) имеет обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

б) может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности;

в) быть истцом и ответчиком в суде.

 

 Надо заметить, что  "юридическое лицо" - это не  столько обозначение разновидности  субъектов права, сколько обозначение  разновидности правосубъектности как общественно-юридического свойства этих субъектов. Так, в качестве юридического лица может выступить, например, и само государство, которое, как видим, занимает свое место в классификации субъектов права.

 

 

53 толкование правовых  норм. Виды толкования

Толкование - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение  истинного смысла правовых норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"