1 вопрос: предмет и метод
ТГП: Предмет - это часть,
одна из сторон, аспект объекта, исследуемый
данной наукой предмет теории государства
и права являются: 1) закономерности возникновения,
развития и функционирования государства
и права; 2) сущность, типы, формы, функции,
структура и механизм действия государства
и права, правовая система; 3) основные
государственно-правовые понятия, общие
для всей юридической науки. Законность,
правосознание, правонарушение, юридическая
ответственность, нормы права. Обьектом
тгп являются общественные отношения.Методы
тгп . Объект
- распространяется познание и практическое
воздействие субъектов, людей
Методом
теории государства и права называют
систему принципов, приемов и способов
научной деятельности, через которые осуществляется
процесс получения объективных знаний
о значении и сущности правовых и государственных
явлений.
Всеобщие
методы - это философские, мировоззренческие
подходы, выражающие наиболее универсальные
принципы мышления. Среди всеобщих выделяют
метафизику (рассматривающую государство
и право как вечные и неизменные институты,
глубоко не связанные друг с другом и с
иными общественными явлениями) и диалектику
(материалистическую и идеалистическую;
последняя, в свою очередь, может выступать
как объективный либо субъективный идеализм).
С позиций материалистической диалектики
всякое явление (в том числе государство
и право) рассматривается в развитии, в
конкретной исторической обстановке и
во взаимосвязи с другими явлениями.
Общенаучные
методы - это приемы, которые не охватывают
всего научного познания, а применяются
лишь на отдельных его этапах, в отличие
от всеобщих методов. К числу общенаучных
методов относят:
- анализ (предполагает
условное разделение сложного государственно-правового
явления на части);
- синтез (напротив,
предполагает изучение явления путем
условного объединения его составных
частей);
- системный подход
(ориентирует на раскрытие целостности
объекта, на выявление многообразных типов
связей в нем);
- функциональный
подход (ориентирует на выяснение функций
одних социальных явлений по отношению
к другим)
Частнонаучные и частноправовые
методы теории государства и права
Частнонаучные
методы - это приемы, которые выступают
следствием усвоения теорией государства
и права научных достижений конкретных
(частных) технических, естественных и
гуманитарных наук. К ним относят:
- конкретно-социологический
(позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования,
наблюдения и других приемов получить
данные о фактическом повелении субъектов
в государственно-правовой сфере);
- статистический
(позволяет получить количественные показатели
того или иного государственно-правового
явления);
- кибернетический
(позволяет с помощью системы понятий,
законов и технических средств кибернетики
познать государственно-правовые явления)
и другие методы.
Частноправовые
методы - это приемы, средства, принципы,
позволяющие наиболее глубоко познать
государственно- правовые закономерности
и являющиеся сугубо юридическими:
- формально-юридический
(позволяет определить юридические понятия,
выявлять их признаки, проводить классификацию,
толковать содержание правовых предписаний
и т. п.);
- сравнительно-правовой
(позволяет сопоставить различные правовые
системы либо их отдельные элементы —
законы, юридическую практику и т. д., в
целях выявления их общих и особенных
свойств).
- 3. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода
- Власть - это сознательное, целенаправленное
руководство каким-либо социальным сообществом,
основанное одновременно и на авторитете,
и на насилии.
- Институты власти в догосударственном обществе: Народное (общее) собрание; Лидер
(старейшина, вождь); Совет старейшин; Военоначальник;
Жрец (лицо, осущ-щее ритуальные услуги).
- Особенности власти догос-ного общ-ва:
- o Верховная власть принадлежала общему
собранию членов общины, мужчины и женщины
обладали равными правами голоса
- o Внутри общины не было аппарата управления,
осущ-его управление на проф.основе
- o Власть основывалась на авторитете,
уважении обычаев
- o Род выступал органом защиты всех своих
членов
- o Главные черты власти – выборность,
сменяемость, срочность, отсутствие привилегий,
общ-ный х-р
- Главным источником социальных норм
в догос.общ-ве являлся обычай– стихийно сложившиеся, многократно
повторяемые и вошедшие в привычку людей
правила поведения, исполнение кот. обеспечивается
силой общ-ного мнения.
- Признаки соц.норм в первобытном общ-ве:
- - Выражают интересы и волю всех членов
рода
- - Не фиксируются материально
- - Нет четкого разграничения прав и обязанностей,
а также дифференциации норм на моральные,
религиозные и т.д.
- - Носят общий обязательный х-р
- - Исполняются в силу привычки, добровольно,
под влиянием общественного мнения.
- 3 Основные теории происхождения гос-ва, их общая характеристика. Теологическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) гос. возникает и
развивается как осущ-е Божест-го замысла. Патриархальная (Аристотель) гос. возникает в результате
разрастания семьи. Договорная (Гуго Гроций, Джон Локк, Монтескье,
Руссо, Гоббс) Общ-й договор, как результат
свободного соглашения народа – главная
причина возн-я гос. Его содержание: источник
власти – воля народа; верховенство закона;
взаимная ответ-ть гос-ва и личности; обеспечение
прав и свобод личности гос-вом. Органическая (Герберт Спенсер) Гос. – общ-й организм
сост. из людей, как живой организм из клеток. Насилия (Людвиг Гумплович, Карл Каутский,
Евгений Дюринг). гос. возникло в результате
насилия одних над др. Психологическая (Лев Петражицкий) Психическая потребность
людей жить в организованном общ-ве –
осн-я причина возн-я гос. Классовая. гос. результат действия объект.
процессов эк-го развития общ-ва.
4. Признаки
государства.
- Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
- 1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
- С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
- От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
- 2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
- Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
- Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
- 3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо доминион.
- Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
- Верховенство государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
- Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
- В Советском Союзе не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии.
- 4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5 Типология государства:
формационный и цивилизационный подходы
Типология государства – это специальная
классификация, которая подразделяет
государства на определенные типы.
Типом государства называют совокупность
важных признаков, характеризующих классовые
и экономические стороны государства.
Обращаясь к истории развития
государственности, а также к
типологии государств, можно выделить
несколько подходов к этому вопросу.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход
был разработан в рамках марксистско-ленинской
теории государства и права. Согласно
ему под типом государства понимается
система основных признаков, свойственных
государствам определенной общественно-экономической
формации, которая проявляется в общности
их экономической базы, классовой структуры
и социального назначения;
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном
подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства
определенной общественно-экономической
формации. Общественно-экономическая формация
– исторический тип общества, который
основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти
которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет
следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу
после смены экономической формации
происходит переход от одного исторического
типа государства к другому, более
новому.
Формационный подход имеет следующие
достоинства:
1) продуктивность деления государств
на основании социально-экономических
факторов;
2) возможность объяснения поэтапного
развития, естественно-исторического
характера формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2)
не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено
несколько трактовок понятия
«цивилизация», а также несколько
видов типологии цивилизационного
подхода. Например, довольно часто под
«цивилизацией» понимают культуру, развитие
общества в целом. «Цивилизация –
это замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью
религиозных, национальных, географических
и других признаков» (А. Тойнби). В
этом случае в зависимости от признаков
выделяют египетскую, западную, православную,
арабскую и другие цивилизации. Тем
самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных
и др.
В цивилизационном подходе
различают следующие признаки: хронологические,
производственные, генетические, пространственные,
религиозные и др.
С цивилизационным подходом
связывают теорию «стадий экономического
роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального
общества», теорию «менеджеризма», теорию
«постиндустриального общества», теорию
«конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного
подхода : 1) выделение духовных, культурных
факторов; 2) более четкая типология государств.
Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического
фактора; 2) преобладание типологии общества
над типологией государства.
6. Понятие и классификация
функций государства
Функцией государства
считают направление его деятельности
по решению вставших перед ним
задач. Функции – это то, чем
занимается государство. В функциях
определяется сущность государства, его
социальное назначение, направления, в
которых государство осуществляет
управление обществом.
Отличие функций государства
от его целей и задач. В учебной
и научной литературе также разрабатываются
понятия «задачи Российского
государства», «функции Российского
государства». Полагают, что задачи
государства – это устанавливающий
элемент, постановка перед государством
и обществом задач, которые создают
необходимость реализации соответствующих
функций.
Функции Российского государства
– это характер и направленность государственной
деятельности, которая имеет решающее
влияние на всю структуру государственного
аппарата. В результате исходным, ключевым
подходом к изучению государства необходимо
считать такой, который исследует его
с точки зрения направлений деятельности.
Изменения в функциях государства ведут
к изменениям в целом в структуре государственного
аппарата.
Функции государства отличаются
от функций органов государственной
власти, которые специально созданы
для отдельного вида деятельности.
Таким образом, функции охватывают
деятельность государства в целом.
Многообразные функции Российского
государства можно классифицировать
по разным основаниям:
1) отталкиваясь от длительности
осуществления ими той или другой деятельности,
функции государства можно разделить
на постоянные (которые государство реализует
в течение всего развития) и временные
(носят краткосрочный характер, перестают
действовать после решения конкретной
задачи);
2) по значимости – основные и
вспомогательные. С помощью первых реализуются
наиболее важные направления государства,
исполнение основных стратегических целей
и задач;
3) учитывая направленность государственной
деятельности, – общесоциальные и классовые;
4) в зависимости от сферы государственной
деятельности – внутренние и внешние.
В современной юридической
литературе распространена единая классификация
функций государства вне зависимости
от его типа и сферы деятельности,
а именно: