Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

1 вопрос: предмет и метод  ТГП: Предмет - это часть, одна из сторон, аспект объекта, исследуемый данной наукой предмет теории государства и права являются: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Законность, правосознание, правонарушение, юридическая ответственность, нормы права. Обьектом тгп являются общественные отношения.Методы тгп . Объект - распространяется познание и практическое воздействие субъектов, людей

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  • анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  • синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  • функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим)

Частнонаучные и частноправовые методы теории государства и права

Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).
  • 3.  Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода 
  • Власть - это сознательное, целенаправленное руководство каким-либо социальным сообществом, основанное одновременно и на авторитете, и на насилии.
  • Институты власти в догосударственном обществе: Народное (общее) собрание; Лидер (старейшина, вождь); Совет старейшин; Военоначальник; Жрец (лицо, осущ-щее ритуальные услуги).
  • Особенности власти догос-ного общ-ва:
  • o  Верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса
  • o  Внутри общины не было аппарата управления, осущ-его управление на проф.основе
  • o  Власть основывалась на авторитете, уважении обычаев
  • o  Род выступал органом защиты всех своих членов
  • o  Главные черты власти – выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общ-ный х-р
  • Главным источником социальных норм в догос.общ-ве являлся обычай– стихийно сложившиеся, многократно повторяемые и вошедшие в привычку людей правила поведения, исполнение кот. обеспечивается силой общ-ного мнения.
  • Признаки соц.норм в первобытном общ-ве:
  • - Выражают интересы и волю всех членов рода
  • - Не фиксируются материально
  • - Нет четкого разграничения прав и обязанностей, а также дифференциации норм на моральные, религиозные и т.д.
  • - Носят общий обязательный х-р
  • - Исполняются в силу привычки, добровольно, под влиянием общественного мнения.
  • 3 Основные теории происхождения гос-ва, их общая характеристика. Теологическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский) гос. возникает и развивается как осущ-е Божест-го замысла. Патриархальная (Аристотель) гос. возникает в результате разрастания семьи. Договорная (Гуго Гроций, Джон Локк, Монтескье, Руссо, Гоббс) Общ-й договор, как результат свободного соглашения народа – главная причина возн-я гос. Его содержание: источник власти – воля народа; верховенство закона; взаимная ответ-ть гос-ва и личности; обеспечение прав и свобод личности гос-вом. Органическая (Герберт Спенсер) Гос. – общ-й организм сост. из людей, как живой организм из клеток. Насилия (Людвиг Гумплович, Карл Каутский, Евгений Дюринг). гос. возникло в результате насилия одних над др. Психологическая (Лев Петражицкий) Психическая потребность людей жить в организованном общ-ве – осн-я причина возн-я гос. Классовая. гос. результат действия объект. процессов эк-го развития общ-ва.

4. Признаки государства.

  • Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
  • 1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
  • С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
  • От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
  • 2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
  • Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
  • Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
  • 3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо доминион.
  • Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
  • Верховенство государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
  • Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
  • В Советском Союзе не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии.
  • 4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
  • 5 Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

     

    Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

    Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

    Обращаясь к истории развития государственности, а также к  типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

    Подходы к типологии государств:

    1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

    2) цивилизационный подход.

    Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

    1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

    2) класс, инструментом власти которого становится государство;

    3) социальное назначение государства.

    Формационный подход выделяет следующие типы государств:

    1) рабовладельческий;

    2) феодальный;

    3) буржуазный;

    4) социалистический.

    По формационному подходу  после смены экономической формации происходит переход от одного исторического  типа государства к другому, более  новому.

    Формационный подход имеет следующие  достоинства:

    1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

    2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

    Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

    В настоящее время распространено несколько трактовок понятия  «цивилизация», а также несколько  видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под  «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация –  это замкнутое и локальное  состояние общества, отличающееся общностью  религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В  этом случае в зависимости от признаков  выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем  самым можно говорить о цивилизациях:

    1) современных и древних;

    2) западных, восточных, православных и др.

    В цивилизационном подходе  различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

    С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального  общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

    Положительные черты цивилизационного подхода : 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

    Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

    6. Понятие и классификация функций государства

     

    Функцией государства  считают направление его деятельности по решению вставших перед ним  задач. Функции – это то, чем  занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его  социальное назначение, направления, в  которых государство осуществляет управление обществом.

    Отличие функций государства  от его целей и задач. В учебной  и научной литературе также разрабатываются  понятия «задачи Российского  государства», «функции Российского  государства». Полагают, что задачи государства – это устанавливающий  элемент, постановка перед государством и обществом задач, которые создают  необходимость реализации соответствующих  функций.

    Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

    Функции государства отличаются от функций органов государственной  власти, которые специально созданы  для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

    Многообразные функции Российского  государства можно классифицировать по разным основаниям:

    1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

    2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

    3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

    4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

    В современной юридической  литературе распространена единая классификация  функций государства вне зависимости  от его типа и сферы деятельности, а именно:

    Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"