Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима : 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность

 

13. Механизм государства: понятие и структура

 

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства  используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства  составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует  на основе принципа разделения властей , который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

14 Органы государства: понятие, признаки, виды 

 

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:

представляет собой  самостоятельный элемент механизма  государства; действует от имени  государства и по его поручению; образован и действует на основе нормативно-правовых документов; выполняет  св-венные только ему задачи и ф-ции; наделен в этой связи властными  полномочиями; состоит из гос. служащих и соответствующих подразделений; имеет соответств. материальную базу и финансовые ср-ва; осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера); путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); путем конкретно-организационной деятельности; в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Виды. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

· по порядку образования  органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно  народом и органы, формируемые  другими гос. органами;

· по форме реализации государственной деятельности —  на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;

· по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные;

· по иерархии —  на федеральные, республиканские, местные;

· по хар-ру подчиненности  — на органы «вертик.» подчинения (прокуратура, суд) и органы «двойного» подчинения;

· по срокам полномочий — на постоянные (прокуратура) и временные (временная администрация);

· по способу принятия решений — на коллегиальные (ГД РФ) и единоначальные (Президент РФ);

· по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

· по характеру  компетенции — на органы общей  компетенции и специальной компетенции  

 

15 Политическая система общества: понятие и структура 

 

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют такие  компоненты политической системы, как:

1)  полит. орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общ-ные орг-ции и объединения;

2)  полит. сознание, хар-ющее психологические и идеологические стороны полит. власти и политической системы;

3) соц.-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти;

4) политические  отношения, складывающиеся между  элементами системы по поводу  политической власти;

5) политическая  практика, состоящая из политической  деятельности и совокупного политического  опыта.

16. Место и роль государства в политической системе общества

 

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет  следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы  являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они  были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

 

 

 17. Место и роль государства в политической системе общества

Государство занимает центральное, ведущее положение  в политической системе общества, так как оно:

•  выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

•  является единственным носителем суверенитета;

•  обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

•  обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);

•  обладает, как правило, монополией на правотворчество;

•  обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

•  определяет главные направления развития общества;

• выполняет общесоциальные функции и т.п.

Государство выступает  не только самостоятельным субъектом  политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере  весьма широкими полномочиями:

•  может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики — политических партий, движений, групп давления и т.п.

•  регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

•  может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.  

18. Правовое государство: понятие и принципы формирования

 

В процессе становления правового  общества начинают меняться подходы  во взаимоотношениях государства и  человека. Эти изменения проявляются  в юридической регламентации  статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства :

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового  государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"