Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

1.Акт применения норм права:  понятие, признаки, структура.

Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Признаки

Они издаются компетентными  органами или должностными лицами. Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам.

Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм. Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

вводной части, приказ, постановление, описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

резолютивной  части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.


 

2. Вид: общая и отличительная  черта унитарного и федерального  государства.

 

Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства:

– Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

Федерация (от лат. «foederatio» – объединение, союз) – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Отличительные признаки федеративного государства:

– Двухуровневая  система органов государственной  власти, в соответствии с которой  отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов 

Общее у этих форм государства то, что в составе унитарного и федеративного государства можно встретить такое обособленное территориальное образование, как автономия, т.е. предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды правомерного поведения:  классификация и характеристика.

Правомерное поведение – это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Классификация правомерного поведения

По  форме проявления правомерное поведение делится на – действие, – бездействие.

По  форме реализации права правомерное поведение делится на – соблюдение запретов, – использование субъективных прав, – исполнение юридических обязанностей, – применение права.

По  степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения: 1. Социальноактивное поведение.  представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения,

2. Привычное поведение. Человек, выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариант поведения.

3. Конформистское поведение. представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права,

4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм,


 

4. Виды правосознания и их характеристика.

Имеются различные  основания деления правосознания  на виды.

1. В зависимости от характера отражения правовой действительности правосознание разделяется на:

– правовую идеологию;

– правовую психологию.

Правовая идеология, представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, которые отражают и оценивают правовую действительность.

 Правовая психология –эмоционально-психологическое отношение социальных групп,

2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:

– общественное; – коллективное; – групповое; – индивидуальное.

Общественное правосознание – это сумма знаний, представлений о праве, Коллективное правосознание специфические интересы соответствующих слоев. Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива,. Индивидуальное правосознание – совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. 3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:

– обыденное; – профессиональное; – научное.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, по поводу права. Профессиональное правосознание – взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью Профессиональное правосознание формируется, на основе юридической практики,

Научное (теоретическое) правосознание – теории, концепции, взгляды, выражающие в научных работах осмысление права.


 

5.Виды толкования норм права.

По  юридической силе толкование норм права делится на официальное и неофициальное. По степени конкретизации – на нормативное и казуальное. Официальное толкование, в свою очередь, делится на аутентичное и легальное. Неофициальное толкование бывает компетентным (доктринальное и профессиональное) и обыденным.

По объему толкование норм права делится на адекватное (буквальное), распространительное  и ограничительное.

Буквальное (адекватное) толкование –  соответствует букве.

Распространительное толкование – раскрыто действительное содержание норм. Ограничительное толкование – такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, уже, чем буквальный текст, «буква» закона. Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации.

Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане.

Официальное нормативное  толкование можно разделить также  на два вида. Аутентичное толкование – это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование – осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства

Казуальным толкованием  называется разъяснение смысла правовой нормы, которое дается судебными  или иными компетентными органами по поводу и в связи с рассмотрением  конкретного дела. Оно является формально обязательным лишь при его разрешении.


 

6.Виды юридической ответственности и их характеристика.

В зависимости  от отраслевой принадлежности юридических  норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

Дисциплинарная ответственность – Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания

Административная ответственность – Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Гражданско-правовая ответственность – Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт – Гражданский кодекс Российской федерации.

Уголовная ответственность – Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность – Уголовный кодекс Российской Федерации.

Конституционно-правовая ответственность – Применяется в порядке, определенном конституционным и избирательным законодательством;.

Материальная ответственность – заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей.


 

 

 

 

7.Власть и социальные нормы  в догосударственном обществе.

Примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пишу сообща.. Коллективному  труду и форме собственности  соответствовали и уравнительные  отношения в сфере распределения  материальных благ.

По мере совершенствования  способа добывания средств к  существованию, появляются более устойчивые объединения людей – родовая  община  первобытнообщинный строй.

Род – это  группа лиц, которые находятся в  действительном или предполагаемым родстве друг с другом... Родовая община характеризовалась наличием группового брака.

Первобытная демократия строилась на началах самоуправления. Признаки первобытного общественного  самоуправления: – оно существовало только в рамках рода. Органами самоуправления выступали родовые собрания;

– власть старейшин, стоящих во главе рода, а также  военачальников (избирались только на период военных действий);

– должность  старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и  получал свою долю, как все.

Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем,. Важное значение имели табу (запреты). Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.


 

8.Государственный (политический) режим: понятие и виды.

 

Выделяют  следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ – основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при  принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. 3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения.

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других – режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).


 

9.Государство: понятие, сущность, определение.

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.


 

10.Гражданское общество: понятие  и структура.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Структура гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей.

Основу  горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения  жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры.

Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"