Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Применение норм права: понятие и стадии.

Применение  права – это государственно-властная деятельность компетентных государственных  органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся  в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.

Признаки применения права:

1. является государственно-властной  деятельностью. 2. субъектами правоприменительной  деятельности являются (судебные, правоохранительные, органы управления); 3. применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний; 4. применение права носит процедурный характер. Случаи применения права):

1. Необходимо установить контроль государства за установлением отношений, (например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь); 2. когда существует спор о праве, (например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения); 3. когда необходимо применить меры юридической ответственности.

Выделяют три основных стадии применения права: – установление фактических обстоятельств дела; – выбор и анализ нормы права; – принятие решения и его документальное оформление.

Стадии применения права:

1. установление фактических обстоятельств дела. 2. выбор и анализ нормы права.3. выбор юридической нормы, которая подлежит применению к данным фактическим обстоятельствам, 4. проверка подлинности и юридической действительности нормы; 5. проверка юридического действия нормы; 6. толкование нормы права, 7. вынесение решения и его документальное оформление. 8. – доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц. 9. исполнение принятого решения.


 

54. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы  организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство строятся на принципах:

– нормативность, и обязательность при создании государственных  органов; – непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; – полнота, т.е. установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; – самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

– Различают  также две группы принципов деятельности государственного аппарата: общие и  частные.

– Общие  принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

К организационным  принципам относятся:

– иерархичность; – дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; – ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, –Частные принципы– это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.


 

 

55. Принципы права: понятие и классификация.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права: 1) наличие основополагающего характера; 2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве; 7) отражение своеобразия, т.е. специфики правовой системы; 8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует  несколько видов принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: (принцип законности, федерализма, гуманизма, справедливости, равноправия, единства прав

Отраслевые  принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2)  состязательности; 3) неотвратимости юридической ответственности и т. д.


 

56. Принципы юридической ответственности.

Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Ответственность можно рассматривать в двух аспектах: 1) ретроспективном. Суть состоит в том, что она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, 2) позитивном. Понятие ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей. Позитивная юридическая ответственность является средством повышения активности и правомерного поведения. Ретроспективная и позитивная ответственность являются двумя взаимосвязанными аспектами. Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Юридическую ответственность, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности. Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права. Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность,

Юридическую ответственность  характеризует то, что она:1) предусмотрена  законодательством;

2) применяется  органами государства. 3) наступает лишь за совершение правонарушения; 4) выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. 5) выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Причины возникновения (происхождения ) государства.

Процесс формирования государства в разных странах  происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего  хозяйства к экономике производящего  характера;

2) появление  разделения труда: возникновение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия, выделение особой  социальной группы людей –  купцов;

3) появление  в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного  расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы возникновения  государства оказывали влияние  различные факторы, такие как: возникновение  частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.


 

58. Пробелы в праве и способы их восполнения и преодоления.

Пробелом в  праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу . Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве: 1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;  2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать.

Законодатели  рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. 2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права.. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости.


 

59. Публичное и частное право.

Деление на частное  и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для интересов государства и общества в целом. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 (наставнического); 2)  (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право  – это совокупность правовых  норм, которые регулируют и охраняют  интересы частных собственников. Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти. 2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3) частное право в своей реализации опирается на публичное. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция  публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями,

60. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три  основные функции государственной  власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из  данных функций должна осуществляться  самостоятельно соответствующими  органами государственной власти,

4) каждый государственный  орган взаимодействует с государственными  органами других ветвей власти. Структура власти -

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, 2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. 3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти..


 

61. Реализация норм права: понятие и формы.

Реализация  права (норм права) – это воплощение предписаний правовых норм в правомерном  поведении субъектов права.

 «Реализация права» и «правонарушение» – несовместимые понятия. Реализует норму права – правомерное поведение, неправомерное поведение – нарушает норму права.

Правовые нормы  реализуются в различных формах. По характеру действий субъектов  права различают следующие формы  реализации права: использование, исполнение, применение.

Использование права – это поведение субъектов права, состоящее в осуществлении ими своих субъективных прав, представляющее собой активную реализацию тех возможностей, которые предоставлены им нормами права (управомочивающими нормами).

Использование или неиспользование своих субъективных прав – добровольное дело граждан, тогда как осуществление своих правомочий органами государства, их должностными лицами – не только право, но и обязанность.

Исполнение права  – это активное поведение субъектов  права, состоящее в совершении ими  действий, указанных обязывающими нормами. Неисполнение обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

Соблюдение права  – это пассивное поведение  субъектов права, состоящее в  несовершении ими запрещенных нормами  действий. Несоблюдение запретов влечет за собой юридическую ответственность.

Использование, исполнение, соблюдение – т.н. простые  формы реализации права или т.н. формы непосредственной реализации права, тогда как применение –  сложная форма (по характеру процедуры).

 


 

 

 

 

 

 

62. Романо-германская правовая семья.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву.

Эта правовая семья  возникла на основе римского права. Основной источник права – закон (нормативный правовой акт).. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное и международное публичное право. К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие  группы:

– группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, латиноамериканских государств).

– группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, России, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, );

– группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).


 

63. Семья общего права.

Семья общего права (англо-американское право) – совокупность национальных правовых систем государств, сформировавшихся на базе общего (англо-саксонского) права. Для семьи общего права основным источником выступает прецедент – судебное решение. Родоначальником общего права является Англия. Считается, что исторической датой становления общего права является 1066 г., время, когда нормандцы подчинили своему влиянию Англию.

Специфику общего права наиболее точно отражает английское право. Современное английское право имеет две системы права: система права справедливости и система общего права. Каждая из этих систем имеет собственный предмет и процедуры регулирования. Исторически право справедливости (как совокупность норм) создавалось судом канцлера с той целью, чтобы дополнять, а иногда и изменять систему общего права, если она несколько устаревала. Действия канцлера в некоторых случаях в результате его вмешательства создавались новые нормы, которые именовались нормами права справедливости и усовершенствовали с точки зрения морали действующую систему общего права.

 Нормы английского  права нераздельны от решения  суда по конкретному делу, они  применяются для решения дел,  аналогичных тому, по которому  данное решение было принято. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64. Система права: понятие и  элементы.

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы  права выступают: – правовые институты; – отдельные юридические нормы; – отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

Существуют такие  понятия, как отраслевой институт и  комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Система права  формируется из отраслей, а отрасли  – из подотраслей, институтов и норм права.

Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное  – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"