Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка
Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
33. Основные теории происхождения права. Теологическая
теория исходит из божественного
Происхождения права как Создатели исторической
школы права в Германии доказывали,
что право зарождается и Создатель нормативистской теории права утверждал оно, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Психологическая теория права - психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Марксистская
концепция происхождения права
последовательно материалистиче |
34. Основные тории происхождения государства. Человечество
с давних пор интересовалось проблемами,
касающимися государства и Основными теориями происхождения государства принято считать следующие. 1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. 2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. 3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. 4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества 5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики,. 6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, 7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей 8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. |
35. Официальное толкование норм права: понятие и виды Толкование права – это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм – два важнейших результата процесса толкования, , без толкования нет и не может быть правоприменения. Главными способами толкования считают следующие: 1) грамматический; - анализ правовых актов 2) систематический; -содержание и смысл 3) историко-политический; - остановку политическую учитывает 4) логический; -формальная логика 5) специально-юридический; 6) телеологический; уяснение целей издания акта 7) функциональный. Учет условий и факторов Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга. |
36. Политическая система общества: понятие и структура. Политическая система общества или политическая организация общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: – организационный (институциональный) компонент – политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения,. – культурный компонент – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти нормативный компонент – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества коммуникативный компонент – информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, функциональный компонент – политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. Структура – важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов. |
37. Понятие и основные признаки права. Право – один из видов регуляторов общественных отношений; в истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке. признаки. права Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой меры поведения. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения,. Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т.д. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Институциональность. связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства признанием государством тех или иных возникших правил поведения. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, Только в совокупности они определяют социальную ценность права. |
38. Понятие и признаки органа государства. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: – юридически организационный и экономически определенный характер; наличие собственной структуры; имеет государственно-властные полномочия; наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; обладание правом на издание юридических актов; наличие нужных материальных средств; Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: – от порядка их формирования; объема выполняемых полномочий; широты компетенции; – характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: – на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; – производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). |
39. Право в системе социальных норм. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм. Нормы могут быть разными – естественными, техническими, социальными. Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Право появляется вместе с государством. Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя; в) гуманистическую, которая смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты; г) идеологическую, отражающуюся в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения; д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности. |
40. Правовая культура: понятие, структура и виды. Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры: 1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества; 2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека; 3) правовая культура социальной группы – это культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства. Правовая культура личности состоит из следующих элементов: 1) знание, а вместе с этим и понимание права; 2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека; 3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей; 4) правовая психология; 5) правовая идеология. |
41. Правовая система общества: понятие и элементы. Правовая система общества– это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества. Элементы правовой системы общества: • субъекты права – физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. • правовые нормы и принципы; • правовые отношения, • правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура; • связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия – законность, правопорядок. Взаимодействие элементов позволяет выделить пять подсистем её функционирования: 1) институциональная
–системообразующий фактор 2) нормативная
(регулятивная) –регулирующие отношения
между субъектами права, 3) идеологическая
– правопонимание каждого 4) функциональная
– правотворчество, 5) коммуникативная – интегративные (суммирующие) связи всех подсистем . |
42. Правовое воспитание: понятие, формы, методы. Правовое воспитание
призвано формировать личность, которая
добровольно и сознательно Формы правового воспитания – это способы внешнего выражения правовоспитательного воздействия на личность. К таковым относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, организованная и контролируемая социально-правовая практика населения. Средства правового воспитания образуют материальные источники, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература и т.п.). Методы правового воспитания представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры. Система правового воспитания представляет организационную структуру, включающую субъектов (органы, которые проводят правовоспитательную работу), объекты (те категории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа и правовоспитательные действия), деятельность, осуществляемую для достижения намеченных целей. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"