Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка
Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
\
11.Действие нормативно- Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: – всех граждан; – организаций; государственных органов;– объединений. Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов: – территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ.. Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). |
12.Демократия: понятие и формы. Демократия – это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан. В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа относительно своих представителей в органы государственной власти. Законодательство
многих стран предусматривает: непосредственные
формы участия граждан в 2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. |
13.Закон в системе нормативно-правовых актов государства: признаки и классификация законов. По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти Так, например, Закон Российской Федерации: 1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации; 2) содержит правовые
нормы и поэтому является 3) обязателен
к исполнению всеми 5) является юридической
базой деятельности всех Законы делятся на конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы разнообразны, и нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции. |
14.Законность: понятие, принципы и субъекты. Законность – это основная категория юридической науки и практики. Законность- это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, К принципам законности относят: 1) единство законности; 2) верховенство законности; 3) связь законности с культурой; 4) связь
законности с 5) всеобщность законности; 6) гарантирование прав и свобод личности; 7) неотвратимость наказания за нарушение закона. В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии. Верховенство Конституции и закона имеет высшую юридическую силу и выступает главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов. Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание |
15.Законотворчество и законодательный процесс: понятие и стадии. Законодательный процесс – это процедура принятия закона, состоящая из определенных стадий – самостоятельных, логически завершенных этапов и организационно-технических действий. Законотворчество – более широкое понятие: оно не исчерпывается собственно созданием законов, а охватывает и деятельность по созданию закона, и оценку его эффективности, и возможную последующую корректировку (изменение, дополнение). Стадии законодательного процесса 1) Законодательная инициатива, т. е. предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный орган. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). 2) Рассмотрение
законопроекта в 3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»).Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты. 4) Одобрение закона Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. 5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его. |
16.Классификация (виды) нарушений и их характеристика. Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право.Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно: 1) совершается конкретным человеком; 2) происходит в определенном месте и в определенное время; 3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием; 4) характеризуется точными конкретными признаками, Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются: 1) на
правонарушения в сфере 2) правонарушения в сфере экономики; 3) правонарушения в семейно-бытовой сфере. В зависимости от опасности правонарушения их делят на преступления и иные правонарушения (проступки). Гражданские правонарушения (проступкиЭто имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права |
17.Классификация (виды) правоотношений. Классификация правоотношений может проводиться по различным основаниям. По отраслям права: • конституционные (отношения по поводу прав и свобод • административные (в сфере государственного управления). Субъектами являются как физические лица, так и коллективные образования (государственные органы, их структурные подразделения, • гражданско-правовые имущественные (например, по поводу аренды помещения), • уголовно-правовые (отношения за совершение преступлений • финансовые (, исполнение обязанностей по уплате налогов и др.); • семейные (заключение брака, ); • правоотношения в иных отраслях права. По содержанию: • общерегулятивные (например, общие отношения гражданства); • регулятивные (например, отрегулированные гражданско-правовым договором); • охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания). По характеру: • процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия); • материальные (отношения по существу данного уголовного дела); По количеству участников: • простые, например, двусторонний договор; • сложные (сбор подписей за назначение референдума). По степени определенности: • абсолютные-отношения частной собственности); относительные – между арендодателем и арендатором). По характеру обязанности: • активные (обязанность оказать услугу по договору); • пассивные (непрепятствие владению имуществом). По продолжительности: • моментальные (мена, купля-продажа); • длительные (аренда). |
18. .Классификация актов Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Виды 1. по форме: – указы, приговоры, приказы, решения и пр. – по субъектам, их издающим: – акты государственных и негосударственных органов 2. по функциям права: – регулятивные (приказ о повышении по службе) – охранительные
(постановление о возбуждении у 3. по юридической природе: – основные (выражают конечное решение по юридическому делу – приговор, решение суда) – вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого) 4. по
предмету правового – акты гражданско-правовые, уголовно-правовые и пр. 5. по характеру: – материальные – процессуальные |
19. Классификация норм права. Существуют различные классификации норм права. По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: – гражданского; – административного; – финансового; – конституционного; – семейного; – трудового; – уголовного права. По методу правового регулирования нормы права делят: – на императивные; – рекомендательные; – диспозитивные; – поощрительные. Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права. Регулятивные нормы делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы
велят субъектам права Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий. В зависимости
от степени определенности правовой
нормы в статьях нормативно- Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения,. Альтернативные нормы закрепляют поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. В зависимости от сферы действия выделяют нормы права: – региональные, действующие на территории субъектов РФ; – общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; По времени действия существуют постоянные нормы, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. |
20. Классификация функций государства. Основная
функция государства – Функции государства классифицируются: – по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, – по продолжительности действия: на постоянные и временные По значению: на основные и дополнительные, – по видимости: на явные и латентные, – по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции государства: Правовая функция – обеспечение правопорядка, Политическая функция – обеспечение политической стабильности, Организаторская функция –осуществление контроля за исполнением законов, Экономическая функция – создания стимулов экономической активности. Социальная функция – например поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания. Культурная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, Образовательная функция – предоставлению людям равных возможностей получения образования. Внешние функции государства: Внешнеполитическая функция – развитие дипломатических отношений между государствами. Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества. Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной сфере. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"