Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 

65. Систематизация законодательства: понятие и виды.

Правовая  система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, для удобного и целесообразного использования.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. 2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта. Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная  кодификация, соединяющая нормы  права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов.


 

66. Соотношение внутригосударственного  и международного права.

Международное право представляет собой систему  юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение.  Основным источником международного права является нормативно-правовой договор. Международное право по своей природе является как бы «ничейным»: оно не может быть отнесено ни к одной из национальных правовых систем и занимает «наднациональное» положение. Так, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, данные нормы международного права не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством. Международное право подключается к внутренним правовым системам и в плане защиты прав и свобод человека. Конституции ряда стран, в том числе и России (ч. 3 ст. 46), , предоставляющую каждому право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.


 

67. Соотношение законности и правопорядка.

Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу  Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, то правопорядок – это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Для укрепления законности:

– нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме  совершенствования правового регулирования  и обеспечения законности;

– укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

– конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности.

Гарантии законности бывают- материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности й правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, между производителями и потребителями материальных благ. Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов. К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

68. Соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений  играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и  «зло»,  совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между  правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

право и мораль служат общей цели – совершенствованию  и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения  и возвышения достоинства человека;


 

69. Соотношение системы права и системы законодательства.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, не  может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить  анализ структуры системы права  необходимо вместе с внешней  формой права, которой является  система законодательства, Между  системой права и системой  законодательства можно выделить, следующие различия:

1) норма права  – это первичный элемент системы  права. 2) система законодательства  по своему объему материала  обширнее системы права, так  как включает в свое содержание  положения, которые в собственном  смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права  на отрасли и институты, в  отличие от законодательства, базируется  на предмете и методе правового  регулирования;

4) структура  системы права не совпадает  с внутренней структурой системы  законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70. Состав правонарушения.

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя: - характеристику объекта правонарушения, объективной стороны; – субъективной стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным  признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Если объект – это внешнее явление, независимое от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно во взаимодействии между собой.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица. Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения: – в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.


 

71. Социальное назначение права. Функции права: понятие и классификация.

Социальное  назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей.

Существует несколько видов функций:

– общесоциальные это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

– специально-юридические.- с ее помощью определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

– политическая функция –направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

– экономическая  функция –направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

– культурно-историческая функция –направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

– функция социального  контроля - поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

– воспитательная функция – с ее помощью складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

– регулятивная функция –направлена на осуществление  правового воздействия, посредством формально определенных правил поведения,;

– регулятивная динамическая функция –с помощью  которой осуществляется воздействие  на общественные отношения с помощью  их оформления и стимулирования;

– регулятивная статическая функция  с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

– охранительная  функция –состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных  явлений общественной жизни,

- компенсационная функция – с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

– восстановительная  функция –направлена на восстановление нарушенного права либо положения;


 

72. Способы ( приемы) толкования  норм права.

Способы (приемы) толкования норм права – относительно обособленные операции с нормами права, которые в соответствии с их особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний. Способ толкования – понятие более емкое, включающее в себя ряд технических приемов и средств познания (сравнение, аналогия, логическое преобразование).

В процессе толкования норм права для достижения их истинного содержания используются знания: а) о языке, посредством которого выражены нормы права; б) о связях между элементами нормы права; в) о связях толкуемой нормы с другими нормами права; г) об условиях принятия и реализации нормы; д) о целях данной нормы и др. Соответственно этому выделяются в качестве самостоятельных следующие способы толкования норм права: языковой (филологический, грамматический, словесный или текстовой); логический; систематический; историко-политический; теологический. Кроме того, к числу таких способов относят специально-юридические и социологические приемы толкования.


 

 

 

 

73. Структура и содержание правоотношений.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов: – субъект правоотношения; – объект правоотношения; – содержание правоотношения.

Правоотношения  обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание – это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Юридическое содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.

Субъективное  право – предусмотренная юридической  нормой мера возможного поведения участника  правоотношения. Юридически возможное  поведение имеет две формы  своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение  личности, если только такое поведение не запрещено законом. Во вторых Юридическое дозволение – эта сфера незапрещенного..

В отличие от простой незапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой норме как вид и  определенная мера поведения. Оно имеет формальную определенность. Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений.

Юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные – необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права.


 

74. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Юридические науки  весьма разнообразны. Они делятся  на три группы:

– теоретико-исторические (история государства и права  России, история государства и  права зарубежных стран, теория права и государства).

– отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное  право и т. д.).

– специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика).

Теория государства  и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Теория государства  и права взаимодействует и  с другими гуманитарными науками ( историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике.

75. Типология государства: понятия и подходы.

Типология государства  это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного  и цивилизационного.

Выделяют следующие  формационные типы государства:

-рабовладельческое гос.во-. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда.

-феодальное государство- Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

-буржуазное  государство –. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, -социалистическое государство базирующееся на общественной собственности на средства производства.

Цивилизация –  есть замкнутое, локальное состояние  общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие  типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Типология государства  является способом познания, поэтому  формационный и цивилизационный  подходы дополняют и углубляют  друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"