Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка
Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"
65. Систематизация законодательства: понятие и виды. Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, для удобного и целесообразного использования. 1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. 2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта. Существуют следующие виды кодификации: – всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства; – отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права); – специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права. 3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов. |
66. Соотношение Международное
право представляет собой систему
юридических принципов и норм,
выражающих согласованную волю участников
международных отношений и |
67. Соотношение законности и правопорядка. Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, то правопорядок – это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та правовая жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Для укрепления законности: – нельзя добиться
правопорядка иными способами, кроме
совершенствования правового – укрепление законности
закономерно и неизбежно – конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Гарантии законности бывают- материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности й правопорядка. К материальным
гарантиям относится такая экон |
68. Соотношение права и морали. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», совесть, порядочность и т. п. Соотношение между
правом и моралью весьма не простое,
поэтому его анализ предполагает
анализ следующих четырех право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; |
69. Соотношение системы права и системы законодательства. Соотношение
системы права и системы 1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; 2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов; 3) право, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом; 4) проводить
анализ структуры системы 1) норма права
– это первичный элемент 3) деление права
на отрасли и институты, в
отличие от законодательства, базируется
на предмете и методе 4) структура
системы права не совпадает
с внутренней структурой 5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. |
70. Состав правонарушения. Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя: - характеристику объекта правонарушения, объективной стороны; – субъективной стороны и субъекта правонарушения. Обязательным
признаком состава Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица. Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения: – в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества; Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность. Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица. |
71. Социальное назначение права. Функции права: понятие и классификация. Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Существует несколько видов функций: – общесоциальные это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: – специально-юридические.- с ее помощью определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: – политическая функция –направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; – экономическая функция –направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; – культурно-историческая функция –направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; – функция социального контроля - поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; – воспитательная функция – с ее помощью складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. – регулятивная функция –направлена на осуществление правового воздействия, посредством формально определенных правил поведения,; – регулятивная динамическая функция –с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; – регулятивная статическая функция с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; – охранительная функция –состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, - компенсационная функция – с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; – восстановительная функция –направлена на восстановление нарушенного права либо положения; |
72. Способы ( приемы) толкования норм права. Способы (приемы) толкования норм права – относительно обособленные операции с нормами права, которые в соответствии с их особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний. Способ толкования – понятие более емкое, включающее в себя ряд технических приемов и средств познания (сравнение, аналогия, логическое преобразование). В процессе толкования норм права для достижения их истинного содержания используются знания: а) о языке, посредством которого выражены нормы права; б) о связях между элементами нормы права; в) о связях толкуемой нормы с другими нормами права; г) об условиях принятия и реализации нормы; д) о целях данной нормы и др. Соответственно этому выделяются в качестве самостоятельных следующие способы толкования норм права: языковой (филологический, грамматический, словесный или текстовой); логический; систематический; историко-политический; теологический. Кроме того, к числу таких способов относят специально-юридические и социологические приемы толкования. |
73. Структура и содержание правоотношений. Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов: – субъект правоотношения; – объект правоотношения; – содержание правоотношения. Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание – это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Юридическое содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Субъективное
право – предусмотренная В отличие от
простой незапрещенности Юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные – необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права. |
74. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы: – теоретико-исторические (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства). – отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное право и т. д.). – специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика). Теория государства
и права относится к общественн Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками ( историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике. | |
75. Типология государства: понятия и подходы. Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность. Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного. Выделяют следующие формационные типы государства: -рабовладельческое гос.во-. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда. -феодальное государство- Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. -буржуазное государство –. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, -социалистическое государство базирующееся на общественной собственности на средства производства. Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"