Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Правовое государство: понятие, принципы и признаки.

Правовое  государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности  создаются все условия для  его правовой свободы;

2) основанием для этого  становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом».         3) право, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности.

Выделяют следующие  признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство  права, действие закона как  основополагающего юридического  документа, 

3) правовая защита  личности человека от произвола  должностных лиц и т. д.

Принципы  правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти,;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности;

5) соответствие  внутригосударственного законодательства  общепризнанным нормам и принципам международного прав. Основы для формирования правового государства: 1) наличие суверенитета, 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе.; 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Правовой нигилизм: причины и пути его преодоления. Правовой идеализм.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный  характер государственной власти; 2) особенность исторического развития государства; 3) использование репрессивного законодательства; 4) пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение  и повсеместность; 2) неподконтрольность; 3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение  другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); 5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение  нигилизма в средствах массовой  информации, литературе, кинофильмах.

Формы нигилизма:

1) сознательное  и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение  и нарушение правовых норм; 3) распространение в обществе антиправовой психологии,; 4) создание системы правовых актов, 5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют  следующие основные направления  по борьбе с правовым нигилизмом в  государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление  правового порядка в государстве;

6) повышение  авторитета судебных и правоохранительных  органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.


 

45. Правовые презумпции, аксиомы,  фикции.

Правовые  презумпции – это специфичные разновидности правил, которые были выработаны в ходе продолжительного периода развития юридической науки и практики. Презумпция обозначает предположение о наступлении каких-либо фактов, событий, обстоятельств. Она основывается на повторяемости жизненных ситуаций.

Выделяют следующие  презумпции:

1) презумпция  знания закона;

2) презумпция  невиновности;

3) презумпция  справедливости закона.

Правовые  аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.

Юридическая фикция – правовой приём, заключающийся в предположении факта вопреки его действительности. Суть приёма заключается в том, что известный несуществующий факт признаётся существующим, либо наоборот. Так, например, презумпция знания закона по своей сути является фикцией


 

 

46. Правомерное поведение: понятие и признаки.

Правомерное поведение является одной из разновидностей юридически значимого поведения. Юридически значимое поведение имеет следующие признаки:

– его содержание складывается прежде всего из поступков, реальных физических телодвижений, словосочетаний или иного комплекса действий,

– наличие поведения, которому свойствен социально значимый, типичный характер;

– внутренний (проявляющийся  со стороны субъекта) и внешний (действующий  со стороны государства) контроль;

– оценка государством и официальное  фиксирование в нормативных правовых документах;

– детальное  и довольно четкое определение запретов и дозволений;

– наличие юридически значимых последствий.

Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее.

Правомерное поведение обладает следующими признаками:

1) имеет социальную  значимость;

2) соответствует  требованиям норм права;

3) данное поведение  имеет обеспечение и поддержку  со стороны государства;

4) правомерное  поведение проявляется и в положительных действиях, и в положительном бездействии;

5) контролируется  как со стороны лица, так и  со стороны государства;

6) имеет юридические  последствия.

Выделяют также  следующие виды правомерного поведения:

1) по уровню  его социальной значимости:

– необходимое  поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества;

2) по личной  мотивации, которые проявляются  в форме: отвечающей интересам всего общества;

3) по уровню  социальной активности субъекта:

– обыденное, которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Правонарушение: понятие и признаки.

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права,

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это  понятие:

1)– это всегда  деяние (действие или бездействие);

2)– это всегда  виновное деяние;

3) это нарушение  правовых норм. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.. Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются: 1) на правонарушения в сфере управленческой деятельности; 2) правонарушения в сфере экономики; 3) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные  проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства


 

 

48. Правоотношение: понятия, признаки, основания возникновения.

Правовыми отношениями принято считать такие общественные отношения, которые урегулированы действующими правовыми нормами и находятся под непосредственной охраной государства. Участники правоотношений – люди и их объединения .

Правоотношения появляются, изменяются, а также прекращаются лишь на основании норм права, которые порождают данные правоотношения и осуществляются через них.

Правоотношение  выступает как компонент механизма  правового регулирования.

Можно выделить предпосылки возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

Предпосылки возникновения правоотношений 1) наличие не менее двух субъектов правоотношения. 2) наличие определенных интересов и потребностей людей.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные; 2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят: 1) граждан Российской Федерации; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства; 4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные  субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды: 1) государство; 2) государственные органы и учреждения; 3) общественные объединения; 4) субъекты Российской Федерации; 5) религиозные организации; 6) юридические лица.

Под правоспособностью  субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем.


 

 

 

49. Правосознание: понятие и структура.

В современных  теориях права нет единого  понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 2) сложность права, многообразие его проявлений в обществе; 3) наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми  являются трактовки права, которые  были даны представителями психологической, естественной, исторической, социологической, позитивистской теориями права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права в обществе есть два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право дано человеку от рождения и включает в себя право на личную свободу,. Благоприобретенные права основывается на естественных правах человека.

Согласно позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, которые устанавливаются законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами.

Историческая же школа утверждала, что право есть продукт народного духа, сознания народа, живущего и проявляющегося во взаимоотношениях его представителей. Право является неотъемлемым компонентом народа или нации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Правотворчество: понятие, формы и субъекты.

Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном правового регулирования общественных отношений.

Правотворчество понимается в двух смыслах:

1) в узком, правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм;

2) в широком, в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы. Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

1. (подготовка  проекта нормативного акта, его  обсуждение в соответствующей  государственной или общественной  организации, трудовом коллективе и т. д.).

2. решение о  подготовке проекта нормативного  акта.

В процессе правотворчества есть две основные стадии: 1) составление проекта нормативного акта, 2) превращения проекта нормативного акта в правовой акт, В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов: 1) демократизм и гласность правотворчества 2) профессионализм связан с качеством правотворчества, 3) законность выражается в требовании, реализовываться в рамках закона, 4) научный характер выражается в обусловленности правового акта условиями конкретного государства, 5) эффективность принятых правовых решений,


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Предмет теории государства и права.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства  и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих  специфических закономерностей,  так как теория государства  и права изучает государство  и право в целом и исследует  не всякие, а наиболее общие  закономерности функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка  и изучение основных вопросов  юридических и общественных наук. Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании  понятий (отражающих систему признаков,  позволяющих отграничить явление  от других родственных явлений  общественной жизни) 2) исследование  государственных и правовых явлений  в их взаимосвязи и влиянии  на другие процессы и явления; 3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права. Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения,  функционирования, развития государства  и права; 2) развития правовой культуры и правосознания; 3) применения, соблюдения и исполнения норм права.


 

52. Признаки государственной власти, отличающие ее от общественной власти.

В самом общем  виде можно составить следующий  перечень таких отличительных признаков  государства:

1. Если первобытно-общинная  организация власти основывалась  на принципе кровного родства  всех членов родоплеменного объединения,  то государство, в свою очередь,  опиралось на принцип территориальной  общности своих граждан (подданных).

При рассмотрении первого отличительного свойства государства – территориальности – важно отметить, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания. 2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. Государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:

1. политическая власть представляет корпоративные интересы определенной части населения, 2. выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, 3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов. 4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти».

5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"