Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:33, шпаргалка

Краткое описание

Рабоат содежит 88 ответов на вопросы по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 

76. Толкование норм права: понятие,  этапы.

Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, другими государственными органами, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

Толкование особенно важно для работников правоприменительных  органов, так как применение права  для них является одной из основных обязанностей. Процесс толкования права включает в себя два этапа:

– уяснение содержания норм права,

– разъяснение содержания норм права.

Уяснение –  обязательный этап толкования права, заключающийся  в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.

Разъяснение –  этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77. Форма государства современной  России.

Форма государственного устройства – это способ внутренней национальной территориальной организации власти. Деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государсвенного управления показывает, из каких частей состоит внутреннее устройство государства, каково положение и каковы взаимоотношения, как строятся отношения между центральными и в какой форме в каждой нации.

Россия  – Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.


 

 

78. Форма государства: понятие и элементы.

Форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Элементы  форм государства

Форма правления – система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (самый старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);

Форма государственного устройства – система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII – XVIII вв.);

Государственный (политический) режим – методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).


 

79. Форма государственно-территориального устройства: понятия и подходы.

Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части  внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации.

Формы гос.-территориального устройства:

1) Унитарное  государство – единое, централизованное  государственное образование, представляющее  собой совокупность различных  административно-территориальных единиц,

2) сложные государства  – представляют собой союз  государств или состоят из  обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности:

3) Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью.

Принципы  образования федерации: национальный; территориальный; смешанный.

– Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются  для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного  исторического периода.


 

 

 

 

 

80. Форма правления: понятие и виды.

Форма государственного правления – это  организация вышестоящих органов  государственной власти, характер и  принципы их взаимодействия с другими  органами государства, с политическими  партиями, классами и социальными группами.

За  формами правления все государства  разделяют на две больших группы: – монархии; – республики.

Монархия –  это такая форма правления, при  которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п..

Все монархии делятся  на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.

Дуалистическая монархия – это такая форма правления, когда монарх – глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. Теократическая монархия – это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом – главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. Республика – это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха.

Президентская республика характеризуется тем, что  президент избирается всем населением, так как и парламент. Полупрезидентская или смешанная – это такая республика, когда президент – глава государства избирается народом, так как и парламент.


 

81. Формационный подход к типологии государства.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Формационный  подход. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

Формационный  подход выделяет следующие типы государств:

– рабовладельческий;

– феодальный;

– буржуазный;

– социалистический.

По формационному  подходу после смены экономической  формации происходит переход от одного исторического типа государства  к другому, более новому.

Формационный  подход имеет следующие достоинства:

– продуктивность деления государств на основании  социально-экономических факторов;

– возможность  объяснения поэтапного развития, естественно-исторического  характера формирования государства.

Недостатки:

– односторонность;

– не учитываются духовные факторы


 

82. Формы (источники) права: понятия,  виды.

Источник (форма) права – способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле – это сами общественные отношения. Источник права в идеальном смысле – это правосознание и правовая культура. Источник права в формальном (юридическом) смысле – это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система  источников права, существующих в той  или иной стране, определяется историческими  особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.


 

 

83. Функции государства: понятие, признаки.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Различают внутренние и внешние функции  государства .

А. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. (1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. 2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. 3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. 4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. 5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека.

Б. Внешние  функции – это основные направления его деятельности на международной арене.. 1. Функция обороны 2. Дипломатическая функция 3. Поддержка мирового правопорядка 4. Внешнеэкономическая функция 5.Культурное сотрудничество 6. Сотрудничество государств


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84. Функции теории государства и права.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их; 2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. 4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, 5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования; 6) политическая, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права 7) эвристическая. с помощью которой, выявляют закономерности в развитии права и государства; 8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; 9) идеологическая. характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве 10) практически-организаторская. призвана обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики; 11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.


 

85. Цивилизационный подход к типологии государства.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

-древние (древнеегипетская, шумерская и др.); -особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.); – современные.

По характеру  организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

-первичные, вторичные,  в которых отчетливо проявляется  различие между государственной  властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Достоинством  данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными  факторами государственности.

Во-первых, само понятие «цивилизация» не поддается  сколько-нибудь четкому и однозначному определению.. Во-вторых, цивилизационный  подход недооценивает социально-экономические  факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предполагает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.


 

 

 

 

 

 

 

 

86. Юридическая (законодательная) техника.

Юридическая техника – совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.

Правила юридической техники – конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта. правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

– языковые (правила ясности,.);

– логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов,

– гносеологические (правила отражения социального явления, точности определения предмета регулирования правового акта, Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической  техники – это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"