Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
1. Проблема объекта и предмета теории государства и права.
Объектом ТГиП является государство и право. Предмет ТГиП – общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений (как появляется, в каких формах, функции, признаки).
Предмет отвечает на вопрос Что изучает наука? Метод отвечает на вопрос Каким образом изучается предмет?
Методология – наука о методах; совокупность методов в рамках одной науки.
Все методы ТГиП : на 3 группы:
1) общенаучные – используются
во многих научных дисциплинах
( Н: статистический-сбор
2) общелогические – методы, построенные
на основе законов логики и
применяемые в т.ч. в
3) частнонаучные – методы одной науки. В ТГиП это:
- формально-юридический (
- сравнительного правоведения (сопоставление законов, иных НПА правовых систем различных государств в целом, определение общих закономерностей и особенностей)
- технико-юридический анализ
- толкования
3. Юридическ
4. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
5. Пути происхождения права.
Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.
Государство, в свою очередь, устанавливает,
применяет и гарантирует
Постепенно правовые нормы начали
оформляться письменно для
Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);
2) либеральная (право выше государства);
3) прагматическая (государство создает право, но связано им).
Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.
6. Проблема
Правопониманием в
юридической науке называется юридическая
категория, отражающая процесс и результат
целенаправленной мыслительной деятельности
человека, включающей в себя познание
права, его восприятие (оценку) и отношение
к нему как к целостному социальному явлению.
Субъектом правопонимания всегда выступает
конкретный человек, поэтому правопонимание
всегда субъективно, оригинально и может
не совпадать у человека, группы лиц или
у целых классов.
Объектом правопонимания является право
как социальное явление, как результат
жизнедеятельности человека, как право
конкретного общества, взятое в совокупности
отдельных элементов системы права (норм
права, правовых институтов и отраслей
права). Знания об отдельных структурных
и содержательных аспектах права переносятся
на право в целом.
Содержанием правопонимания являются
знания субъекта о его правах и обязанностях,
конкретных и общих правовых запретах,
дозволениях и оценка их как справедливых
или несправедливых. В зависимости от
выбора предмета изучения правопонимание
может быть правильным или искаженным,
положительным или отрицательным, полным
или неполным.
Все существующие учения о праве в своей
основе формируют определенный вид правопонимания,
и называются учениями о праве или видами
правопонимания. Это связано с тем, что
однозначного учения о праве, которое
бы удовлеворяло всех, не существует.
Так выделены идеалистический и материалистический
подходы к изучению права, сформировались
определенные научные школы права - нормативистская,
естественно-правовая, позитивистская,
психологическая, социологическая и др.
Естественно-правовая концепция.
Основной тезис этого учения состоит в
том, что наряду с правовыми нормами, установленными
государством, право состоит также из
совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих
человеку от рождения. В этой теории верно
указывается на то, что законы могут противоречить
праву и быть не правовыми, а поэтому они
должны приводиться в соответствие с правом.
На первое место в праве выдвигаются такие
оценочные понятия, как свобода, равенство,
справедливость и др. Источником права
объявляется не законодательство, а человеческая
природа и присущие ей нравственные качества.
Таким образом, в рамках данной теории
отожествляются право и мораль. Но такое
понимание права как абстрактных нравственных
ценностей уменьшает его формально-юридические
свойства, данное понимание связано не
столько с правом, сколько с правосознанием.
Историческая школа права. Эта школа
возникла как антитеза естественно-правовому
учению. Известной идеологической формулой
данной школы был тезис о том, что «Дух
народа определяет право народа». Право
здесь выступает в виде исторически сложившихся
правил поведения, законы производны от
права обычного. Правовые обычаи признаются
в качестве основного источника права.
«По учению исторической школы, не существует
права вечного, универсального; право
во всем его составе есть продукт истории».
Историческая школа права отрицает категорию
прав человека и обращает, прежде всего,
внимание на национально-культурные и
исторические особенности права. Переоценка
правовых обычаев в ущерб законодательству
приводила к необоснованному игнорированию
формально-юридического и естественно-правового
начала.
Нормативистская теория права. В
рамках данного учения государство отожествлялось
с правом, с правовой формой, с результатом
действия права. Само право представляло
собой совокупность общеобязательных
норм, содержащих правила должного поведения.
Общеобязательность права выводилась
не из нравственности, а из авторитета
верховной нормы, как нормы, исходящей
от государства. Нормы права при этом выстраиваются
в определенную пирамиду, на вершине которой
находится основная, верховная норма.
Все остальные нормы как бы берут силу
от нее. В данной теории указывалось на
такие существенные качества права, как
нормативность, общеобязательность, юридическая
сила, формальная определенность, обеспеченность
действия права принудительной защитой
государства. Недостатком данного понимания
является рассмотрение права отдельно
от экономики, политики, социальной системы.
В рамках данного учения фактически происходит
отожествление государства и права, а
государство рассматривается с точки
зрения организации правопорядка, т.е.
под государством понимается, прежде всего,
государственный режим.
Марксистская теория права. Право
здесь рассматривалось как возведенная
в закон воля господствующего класса.
Под содержанием права понимается прежде
всего его классовая сущность. Для марксистской
теории характерно рассмотрение понятия
права в тесной взаимосвязи с понятием
государства, которое не только его формирует,
но и поддерживает в процессе реализации.
В содержательном аспекте происходит
четкое разделение правомерного и неправомерного.
Преувеличивается роль классовых начал
в праве в ущерб общечеловеческим началам.
Содержание права носит узкоклассовый
характер.
Психологическая теория права. Право
здесь рассматривается как совокупность
элементов субъективной человеческой
психики. Понятие и сущность права выводится
не через деятельность, а через психологические
закономерности - правовые эмоции людей,
которые являются переживаниями чувства
правомочия на что-то и чувства обязанности
сделать что-то. Психика объявляется фактором,
определяющим развитие общества. Все правовые
переживания делятся на два вида: переживания
позитивного (установленного государством)
и интуитивного (лично-автономного) права.
Интуитивное право в отличие от позитивного
выступает настоящим регулятором поведения
и рассматривается как действительное
право. Несомненно, учтены психологические
аспекты права, роль правосознания в правовом
регулировании и недооцениваются формально-юридические
аспекты права. Большое влияние оказала
данная теория на развитие уголовного
права, уголовного процесса и на прикладные
юридические науки (криминология, криминалистика,
судебная психиатрия и др.).
Социологическая теория права. Под
правом здесь понимаются, прежде всего,
юридические действия, юридическая практика,
применение права, правопорядок. Таким
образом, право выступает как порядок
общественных отношений, выраженный в
деятельности субъектов правоотношений.
Главное для данного направления - изучение
реального правового порядка, а не предписаний,
исходящих от юридической нормы, т.е. изучается,
прежде всего «живое право». Право и закон
здесь разделяются: если закон находится
в сфере должного, то право - в сфере сущего.
Формулируют «живое право», прежде всего,
судьи в процессе юрисдикционной деятельности,
они «наполняют» законы правом, вынося
соответствующие решения. Судьи здесь
не связаны жестко с юридическими нормами
и разрешают дела по «судейскому усмотрению».
В понятие права включаются такие правовые
элементы, как правоотношения, правосознание,
субъективные права. Источником и целью
права признаются общественные отношения,
соответствующие естественно-правовым
принципам справедливости.
7. Проблема признаков права.
признаки права: 1. Право - это явление общественное. Оно
возникает как продукт общества на определенной ступени его развития. 2. Право
есть регулятор социально
норм. 3. Право есть система нормативного регулирования, на учете интересов
различных слоев общества, их согласии и компромисса. Нормы права должны быть
объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно
- правовых актах, правовых
общеобязательно. Оно распространяет свое действие на всех членов общества.
Праву присуща процедурность. Процедура касается как реализации, так и
издания юридических норм.
Право тесно связано с государством. Государство влияет на правовые
притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых
актов, оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических
предписаний и обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется
государственным принуждением. Право всегда имеет дело с отклоняющимся от
нормы поведением. Право (как разновидность социальных норм) обладает
качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор.
Нормативность проявляется и в неоднократност
и формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся
социально полезных отношений и поступков людей. Право не тождественно
закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.
Непосредственная связь права с гос-вом обусловливает три характерных
признака, отличающих право от иных социальных норм: 1. Нормы права являются
обязат. для исполнения всеми, кого эти нормы касаются: гражданами, юридическими
лицами, гос-ми органами и др. 2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм
права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов
внутренних дел (милиции), прокуратуры и суда. Это означает, что в случае
нарушения нормы права, потерпевший может обратиться за защитой в милицию,
прокуратуру или суд. 3. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении
конкретной нормы права, несут юридич. ответственность, предусмотренную санкцией
нарушенной нормы права. Это может быть предупрежд., штраф, админ. арест или
лишение свободы. При этом гос-тво берет на себя обязанность самостоятельно и за
свой счет выявлять и привлекать к ответст-ти всех лиц, совершивших преступления
и админ. правонарушения. Право представляет собой совокупность
общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или
санкционированных государством или охраняемых его силой. С учетом
существенных свойств можно выделить следующие признаки права: 1.
Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на
определенной ступени его
поведения человек разновидность социальных норм. 3. Право есть система
нормативного регулирования, на учете
интересов различных слоев
согласии и компромисса. Нормы права должны быть объективированы вовне,
закреплены в определенных официальных формах: нормативно - правовых актах,
правовых обычаях, юридических прецедентах и др. Право общеобязательно.
Оно распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща
процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических
норм.
8. Проблема сущности права.
Сущность – главное, основное в рассматр-мом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления м. прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. «на первых фазах развития чел-ого общ-ва (в рабовладель-их и феод-ых гос-ах) сущ-ли, как правило, неразвитые правовые системы». Маркс, пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Др-го Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности пр-а было преждевременно, поскольку за нее м. было принять преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и основу марксистской концепции права составило положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в правоведение и правовое сознание при социализме.
Право построено на 3х «китах». Это нравственность, гос-во, экономика. Право возникает на базе нравств-ти как отличный от нее метод регулирования; гос-во придает ему официальность, гарантир-сть, силу; экономика – основной предмет регулир-ия, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность. Специфика пр состоит в том, что в центре его находятся отдельный чел-к с его интересами и потреб-ми, его свобода. П имеет общесоц-ую сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, стабильность и развитие соц-ых связей. Общесоц-ая сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав чел-к свободен в своих действиях, общ-во в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Т.о, право -свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"