Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

В шир-м смысле легитим-ть –принятие  власти населением страны, признание  ее права управлять соц-ми процессами, готовность ей подчиняться. В узком  смысле легитимной признается законная власть, образованная в соотв-ии с  процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитим-ть органов гос власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юр-ое закрепление в конституции страны. Так, КРФ провозглашает и определяет многонац-ый народ Р первоносителем и первоисточником гос власти, тем самым подчеркивая ее легитимность. Гос-ые органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти, особенно метод гос-ого принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация – насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и гос-ву, превышать властные полномочия.Юр-им выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

 

 

58.               Соотношение государства и права.

59.               Правовое государство: понятие и признаки.

 

60.               Понятие формы государства.

Форма  Г -  сложное общ-ое явление, и раскрывается через характ-ку структурных  элементов формы гос-ва.  форма  Г состоит из 3-х элементов: 1. Формы  правления – это сумма способов организации гос власти (структура, порядок образования высших органов Г, способы осущ-ия власти) 2.    Формы гос-го устройства – это сумма способов устройства гос власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью. 3.  Полит-ого  режима – это сумма способов осуществления гос власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в полит-ой, экон-ой соц-ой, культурной деят-ти гос-ва. Существует два подхода к форме гос-ва: 1) Элементный подход. Форма гос-ва - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы гос-ого устройства, полит-ий режим + (некоторые ученые предлагают присовокупить) полит-ую динамику. 2) Системный подход. Форма гос-ва - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функц-ные (методы деят-ти). классификация форм гос-ва, опирающаяся на признаки собственно формы1) Монократическая (единовластная) форма Г:  главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). подвиды монократической формы Г: а) теократическая (Сауд Аравия). б) экстремистская (фашистская). в) милитаристская (правление военного центра). г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.  2) Поликратическая (многовластная) форма Г: главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление. подвиды поликратической формы Г: а) традиционная (США, Англия). б) постсоциалист-ая (большинство стран бывшего соцлагеря).  3) Сегментарная (смешанная) форма Г: Решающая роль принадлежит испол-ой власти, местное управление носит слаборазвитый хар-р, права граждан не полностью отражены в законод-ве, давление на органы гос власти носит частичный хар-р. ( Египет, Марокко). Форма Г-способ организации полит-й вл, охватыв-ий ф-му правления, ф-му гос-ого устройсва и полит. Режим.

61.               Проблема понятия исторического типа государства.

Тип гос-ва- это общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкрет-ой группе гос-в и раскрывшие закономер-ти их орган-ии и развития. Два подхода к типологии гос-в: 1) формационный- основыв-ся на объедин-ии гос-в в рамках конкретной общ-о- экон-ой функ-ии, каждой ф-ции соотв-т свой тип ГиП. Переход от одной ф-ции к др осущ-ся под воздейс-ем изменений в экон-ом базисе и носит объектив-ый хар-р. 2) цивилизац-ый- учитыв-ся не то-ко развитие проц-в произв-ва, но и духовно-культ-е факторы (особен-ти мировоззр-ия религии). д/ опред-ия типа Г необходимо ответить на 3 вопроса: какому типу производ-ых отн-ий соответ-ет Г, орудием какого класса оно явл-ся, каково соц назначение данного Г. Д/обознач-ия выделяемых типов Г исп-ся термин- истор тип Г. Тип ГиП совпад-т. Истор тип ГиП- совокуп-ть общ-х черт и признаков, свойств-х всем гос-м, основ-х на одних и тех же производс-х отн-ях. Выдел-т: 1) рабовлад-ий тип ГиП. Гос-во- машина в руках рабовлад-в д/ подавления рабо (Егип, инд, китай). 2) феод-ый- Г орудие насилия гос органов (венеция). 3) буржуазный- Г, олицетворяющее диктатуру буржуазии- орудие правящего класса. Бурж-е Г- последний тип эксплуататорского Г. 4) социалист-ий- организация полит-й власти трудящ-ся во главе с рабочим классом, орудие защиты революц-х завоеваний. Экономич-я основа- обществ-е социалист-е формы собств-ти. Явл-ся исторически последним типом Г вообще, полугос-о, отмирающее гос 

62.               Политический режим государства: понятие и виды.

Полит-ий режим – это методы осуществления полит-ой власти, итоговое полит-ое состояние в общ-ве, кот-ое складыв-ся в результате взаимодействия и противоборства различных полит-их сил, функционир-ия всех полит-их институтов и характер-ся демократизмом или антидемокр-ом. Признаки: 1. Полит режим прежде всего зависит от того, какими методами в гос-ве осуществ-ся полит-ая власть. 2. В каждой стране полит режим определ-ся соотнош-ем, раскладом полит-их сил. В узком смысле под «полит-им режимом» имеется в виду гос-ый режим —совокуп-ть приемов и методов осуществ-ия гос власти. В широком смысле полит режим представляет собой всю ту полит-ую атмосферу общ-ва, которая создается взаимодействием гос-ой власти с др-ми полит силами и институтами общ-ва. Полит режим в зависимости от полит-ой ситуации в стране м.; а) почти полностью определяться гос-ом и, практически совпадать с гос-ым режимом; б) в основном б. обусловленным деят-тью институтов гражд-го общества. Полит (гос-ый) режим явл-ся наиболее важной в практическом отн-ии характер-ой гос-ва, ибо для чел-ка, не столь важно к каким гос-ам официально причисляется его страна с т. з формы правления или формы гос-ого устройства. Один и тот же режим м. б. при разных формах правления. (по форме правления Англия – конституц-ая монархия, ФРГ и Итал -парламентские респ-ки, США и Фр – презид-ие респ-ки, полит-ий режим в этих странах - буржуазная демокр-ия.  Полит режим м. б демократ-им и недемократ-им (авторитарным и тоталит-ым). При демократ-ом режиме высшие органы гос-ва имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократ-ми и правовыми методами. Здесь пр и свободы чел-ка и гр-на всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общ-ва. Недемократ-им явл-ся тоталит-ый фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществ-ся диктаторскими, насильств-ми методами. Права и свободы чел-ка и гр-на ничем и никем не защищаются, в общ-ве царят произвол и беззаконие.

63.               Понятие формы правления, ее классические и нетипичные виды.

форма правления раскрывает способ организации верховной гос власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия м/у собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Монархия – форма правл-ия, где высшая гос власть принадлежит единоличному главе гос-ва – монарху (царю, императору, и т.д.), кот-ый занимает престол по наследству и не несет ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2х видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх явл-ся единственным высшим органом гос-ва. Он осущест-ет законод-ую функцию, руководит органами испол-ой власти, контролирует правосудие. (Сауд-ая Аравия). В таком гос-ве нет парламента – законод-ого органа,избираемого населением; нет конституц-ых актов, огранич-щих власть монарха. Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Конституц-ая монархия( огранич-ая) представляет собой такую форму правления, при кот-ой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. ( Англ, Бельгия, Испан, Швеция, Яп и др.) Г этой формы правления функционируют в демократ-ом режиме. Конст-ая мон-ия м. б. дуалистической и парламентарной.  В истор-ом аспекте монархии м. подразделить на древневосточные - восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовлад-ские античные (н-р, древнеримская монархия), феодальные (сословно-представительные, абсолютные). В дуалистич-ой монархии организация высших органов гос власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках испол-ую власть, формирует правительство,  а законод-ая власть принадлежит парламенту. (Марокко, Иордания).  Для парламен-ой монархии характерны черты: а) власть монарха ограничена во всех сферах гос-ой власти; б) испол-ая власть осущест-ся правительством; в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт. ( Великобритания). Более широкое распростр-ие, имеет в совремненом мире Республик-ая форма правления. Республика –форма правления, в кот-ой высшая гос-ая власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответ-ть перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. В парламентарной республике парламент наделен законодат-ми полномочиями, и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие. Президент республики явл-ся только главой гос-ва, но не главой правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответ-ть за свою деят-ть. Сущ-ют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Фр, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответ-ть по отношению к правительству. Главной отличительной особенностью парламентской республики явл-ся принцип политической ответ-ти правительства перед парламентом ( Италия, ФРГ, Греция, Индия и др.) Форму правления тоталитарного гос-ва называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации. Также разновидности: демократ-ая (Афинская демокр-ая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоупр-ия к суверенитету гос-ва. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Новгород и Псков - в Р. Вольные города были в Герм, Фр, Англии.

64.               Особенности формы правления в Российской Федерации.

65.               Понятие и виды формы государственного устройства.

Форма гос-ого устройства - это способ (форма) территор-ой

организации гос-ой власти, который  выражается в национально-гос-ом и адм-но-территор-ом устройстве гос-ва, в хар-ре взаимоотн-ий м/у частями гос-ва, а также между центральными и местными органами. Гос-ое устройство м. б простым и сложным. Простым является унитарное гос устройство. Унитарное Г - это одно, единое гос-во, кот-ое подраздел-ся лишь на адм-но-территор-ые единицы, не включая в себя никаких гос-ых образований. черты: - единая для всей страны система высших и центральных органов гос власти; - одна конституция, одно гражданство; - единая денежная система. Унит-ое гос устройство м. б. централизов-ым, децентрализ-ым и смешанным. Для централиз-ого характерно то, что местное самоуправление отсут-ет, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализ-ых унитарных гос-ах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоят-тью. Для сложного гос устройства характерно наличие в составе гос-ва др-их гос-ых образований. К сложным формам гос-ого устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного гос-ого устройства явл-ся федерация, кот-ая представляет собой союзное гос-во, объединяющее неск-ко гос-в /гос-ых образований. Для федерации характерно: - двухуровневая система органов госвласти. - компетенция м/у федерацией и ее субъектами разгранич-ся союзной (федеральной) конст-цией/ федеральным договором; - двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации; - наличие в большинстве федераций двойного гражданства; - двухканальная система налогов. Федерации делятся на виды. Федерация м. б. адм-но- Террит-ой (образованной на основе террит-ого принципа) и национально-гос-ой (образованной по национ-ому принципу). Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Федерация м. б. договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации явл-ся закрепление факта ее образования в Основном Законе страны). Монархические гос-ва м. б. объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух/ неск-ких государств в одном лице. Унитарное Г –целостное централиз-ое Г, адм-но-терр-ые единицы кот-ого (области, провинци) не имеют статуса гос-ых образований, не обладают суверенными правами. Федерат-ое Г(федерация) – сложное союзное Г, части кот-ого (республики, штаты) явл-ся гос-ми/ гос-ыми образованиями, обладающими суверенитетом. Конфед-ция –союз суверенных гос-в, образуемый для достижения определенных целей (военных, экон-их и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деят-ть гос-в – членов конфедерации и то-ко по тем вопросам, для решения кот-ых они объединились. Конфед-ция не обладает суверенитетом. Межгос-ые образования - (СНГ, Союз Европы).

66.               Форма государственного устройства и международно-правовые формы межгосударственных объединений (конфедерация, сообщество (союз) государств).

Форма гос-ого устройства - это способ (форма) территор-ой

организации гос-ой власти, кот-ый выражается в национально-гос-ом и адм-но-территор-ом устройстве гос-ва, в хар-ре взаимоотн-ий м/у частями гос-ва, а также  м/у центральными и местными органами. К сложным формам гос-ого устройства относятся федерации, конфед-ции,и др. Наиболее распространенной формой сложного гос-ого устройства явл-ся федерация - представляет собой союзное гос-во, объединяющее неск-ко гос-в /гос-ых образований. В строго научном смысле Ф-ей называют союз гос-в, основанный на договоре или конституции. Поэтому Ф-я возможна только там, где объединяются самостоят-ые гос-ва. Входящие в состав Ф-ии гос-ые образования и гос-ва назыв-ся ее субъектами. Они м. иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие гос-ые органы. Наличие в Ф-ии двух систем высших органов – Ф-ии в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции. Способы размежевания компетенции, применяемые в различных Ф-ях, многообразны, однако наиболее распростран-ми явл-ся два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и др-х странах конст-ции устанав-ют сферы, подпадающие под исключительную компетенцию Ф-ии и исключ-ную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных гос-ах К, кроме того, предусмат-ют сферу действия совместной компетенции Ф-ии и ее субъектов. Если Ф-ия - это союзное гос-во, то конфедерация - это «гос-ый союз гос-в». Т. е при всей ее неустойчивости, конф-ция явл-ся все-таки формой гос устр-ва, а не формой м/ународно-правового союза. черты: - создается для достижения определ-ых целей, отвечающих интересам гос-в, образовавших конфедерацию (целей полит-их, военных, экон-их); - создание конфед-ии закрепляется, как правило, договором; - каждый субъект конфед полностью сохраняет свой суверенитет. На Конфед-цию в целом суверенитет не распространяется; - члены конфедерации обладают правом выхода из конфед-ции;  - неустойчивость, переходный характер: конфед-ии либо распадаются после

достижения целей,  либо превращаются в суверенное гос-во — унитарное/федер-ое; - у конфед-ции есть свои органы управления, но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законод-ых органов, единой суд-ой системы, единого гражд-ва, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. Конфед-цией были штаты Сев Америки, которые в 1787 г. создали федер-ое гос-во - США. В 1952 г. в конфед-ию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую

Республику, кот-ая распалась.  Считается, что у данной формы есть будущее: в конфед-цию м. объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Сев-ая и  Южная Корея. В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного гос-ого объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции м. привести от содружества к конфед-ому гос-ому устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому гос-ву.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"