Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

 

26.               Систематизация норм права: понятие и формы.

27.               Действие норм права во времени.

Действие во времени определяется моментами вступления норм-го акта в силу и утраты им юр силы. НПА м. вступать в силу. а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом норм-ом акте/ в спец-ом акте о введении его в действие (таким временем м. б. момент опубликования); в) по истечении норм-но установ-ого срока со дня их опублик-ия. Утрата юр силы происходит вследствие: а) истечения срока, заранее установ-ого в самом норм-ом акте; б) прямой офиц-ой отмены действующего нпа; в) замены одного нпа другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же соц-ой сферы. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е он не распростр-ся на правоотн-ия, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, н-р, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соотв-ии с прежним законом, если имущ-ый спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нпа обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает угол-ую и адм-ую ответ-ть. Также в порядке исключения м. б. применен еще один принцип действия нпа  во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юр-ую силу, по специальному указанию нового закона м. продолжать регулирование некот-ых вопросов. Т. о, нормальным, типичным принципом действия закона во времени явл-ся принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует то-ко «вперед»: ревизии сложившихся до него юр-ких прав и обяз-ей он не производит.

 

28.               Действие юридических норм в пространстве и по кругу лиц.

В пространстве нпа в зависимости от своего вида м. действовать трояким образом: а) распространяться на всю терр-ю гос-ва; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться д/действия за пределами гос-ва, хотя в соотв-ии с принципами гос-го суверенитета общее правило таково, что законы того или иного гос-ва действуют лишь на его терр-ии. Гос терр-ия - часть земного шара (вкл-ая в себя сушу, недра, воздушное ,водное простр-во), кот-ая находится под суверенитетом данного гос-ва и на кот-ую гос-во распростр-ет свою власть. Суверенитет гос-ва распростр-ся на терр-ию своих посольств, всех кораблей в открытом море и др-их объектов, принадлежащих гос-у и находящихся в открытом море /космосе. Порядок, в соотв-ии с кот-ым законы не распростр-ся на то/ иное простр-во/ лиц, наз-тся экстерритор-тью. Принцип экстерритори-ти означает, что в пределах границ любого гос-ва в соотв-ии с нормами  м/ународного пр. м. находиться участки территории и лица, на кот-ых не распростр-ся юрисдикция данного гос-ва. Дейст нпа по кругу лиц  подчиняется общему  правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на терр-ии его действия и являющихся его адресатами. Имеются искл: а) иностр-ые граждане и лица без гражд-ва не м. б. субъектами ряда Правоотн-ий (н-р, быть судьями); б) иностр-ые граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерритор-ти, не несут уг-ой и адм-ой ответ-ти по рос-му законод-ву; в) некоторые нпа РФ распростр-ют свое действие и на тех граждан Р, кот-ые находятся за ее пределами (н-р, Закон о гражданстве, УК). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот /иной нпа, м. определяться также по признаку пола, по возрасту, по професс-ой принадлежности, по состоянию здоровья  и др.

 

29.               Формы реализации норм права.

Реализация как таковая предст-ет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомер-го поведения, использ-ие св-в права для достижения соц-но полезного результата. В своей основной массе нормы права реализуются ч/з конкретные правоотн-ия. В качестве форм реализации права в лит-ре традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные/ ординарные формы) и особую форму реализации - применение прав-ых норм. Использ-ие, исполнение и соблюдение разгранич-ся по видам реализуемых норм и хар-ру правореализующих действий. В форме использ-ия реализуются управомочив-щие нормы. Использ-ие м. осущ-ться как активным поведением, так и пассивным. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).

В форме соблюдения реализуются запрещ-ие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий). Применение права представляет собой властную деят-ть специально уполномоч-ых субъектов и рассматривается как особая форма .

 

30.               Понятие применения норм права.

Применение права – это властная деят-ть компетентных органов и лиц  по подготовке и принятию индивидуального  решения по юр-ому делу на основе юр-их фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет след-щие признаки: 1) осуществляется органами/ должностными лицами, наделенными функциями гос-ой власти; 2) имеет индивид-ый хар-р; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обяз-ей, ответ-ти: 4) реализуется в специально предусмотренных процесс-ых формах.( В  целях усиления  гарантий  законного  и  справедливого   разрешения   дела   данная деят-ть  жестко  регламентирована  нормами   права): 5) завершается вынесением индивид-го юр-ого решения. 2)  носит  властный Хар-р; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юр-ой  основы дела, принятие решения);   5)   связано   с реализацией        соответ-щего        индивид-ого,        властного (правоприменительного)  акта;    Правоприменение необходимо тогда,  когда  субъекты  не  м.  без  помощи властных органов реализовать свои  права и обяз-ти,  когда возникает потребность  в  гос-ом  рвении,  когда  имеется  спор   по   поводу юр-ого факта

31.               Стадии применения норм права.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Стадия - это отрезок к-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относит-ую самостоят-ть и завершенность. В качестве основных м. выделить 3 стадии: 1) установ-ие фактических обстоят-тв дела; 2) формирование юр-ой основы дела; 3) решение дела. В качестве допол-ой стадии м. выступить гос-но-принуд-ая реализация правоприменительного акта. Первые две стадии имеют подготов-ый хар-р и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприментель обращается то к фактической стороне дела, то к юр-ой, постепенно формируя и ту и другую. Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юр-ки значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказ-тв, прямо относится к этой стадии правоприменения. 2ая стадия (формирование юр-ой основы дела) включает в себя правоприменит-ые действия: а) выбор юр-ой нормы, подлежащей применению; 6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в простр-ве и по кругу лиц; в) проверка правильности текста нпа; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). 3-ья стадия (решение юр-ого дела) представляет собой определенный процесс, который м. б. рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как гос-но-властный. По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт- документ компетентного органа, содержащий индивидуальное гос-но-властное веление по применению права. Все правовые акты м. поделить на две большие группы - нормативные и индивид-ые. От др-их индивид-ых актов (н-р, сделок в гр-ом праве) правоприменит-ый акт отличает гос-но-властный хар-р. Акты применения права имеют общие черты с нпа: а) представляют собой письменные акты-документы; б) исходят от гос-ва; в) обладают юр силой (порождают правовые последствия, защищаются гос-ом). В то же время они существенно различаются: если нпа содержат гос-но-властные предписания общего хар-ра, то содержанием правопримени- тельных актов явл-ся индивид-ые (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

 

32.               Индивидуальные правовые акты: понятие и виды.

33.               Реализация норм права при пробелах в объективном праве.

34.               Реализация норм права при коллизиях в объективном праве.

Под юр коллизиями понимают противоречия м/у отдельными актами нпа, регулирующими  одни и те же, либо смежные общ  отн-ия, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осущест-ия компет. органами своих полномочий. Причины коллизий- противоречивость, динамизм и изменчивость самих общ-х отн-ий, их скачкообразное развитие, консерватизм пр. а также низкое качество, законов, пробелы в праве, непродуманность/ слабая координация нормотворческой деят-ти, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, полит-ая борьба… Виды юр коллизий: 1) коллизии м/у н/а или отдельными прав-ми нормами. 2)коллизии в правотворч-ве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов) 3) коллизии в правоприменение ( разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий) 4)коллизии полномочий и статусов гос органов, долж лиц.. способы разрешения коллизий: -принятие нового акта; -отмена старого; -внесение изменений/ уточнений; -толкование; -систематизация зак-ва; -переговорный процесс; -конст правосудие

35.               Эффективность реализации норм права.

36.               Правосознание: понятие, элементы, структура и функции.

Правосоз-ие - совокупность представлений и чувств, выражающих отн-ие людей, соц-ых общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву. Будучи субъект-ой реакцией чел-а на правовую действит-ть, правос-ие, с одной стороны, представляет форму (вид) общ-ого сознания (наряду с нравств-ым, пол-им, религ-ым,  др.), а с другой – важный элемент правовой системы. В правос-ии выделяют в качестве элем-ов: Правов идеологию - идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отн-ие людей к действующему и желаемому праву. Правов психол-ю - чувства, эмоции, переживания, кот-ые испытывают люди по поводу тех /иных проявлений пр-а: издания юр-их норм, их реализации, законности и др. Роль главного и активного элем-а в правос-ии принадлежит правовой идеологии. Основу правовой идеологии д. составлять принятая в данном обществе (общепринятая) система пол-их и правовых идей В правос-ии м. выделить и эмоц-ые структ-ые элем-ы, кот-ые наз-тся правовой психол-ей. Анализ отн-ия людей к законам и иным нпа позволяет выделить в правос-ии и др-ие элем-ы. 1ый эл-т — инфор-ый. Это наличие в сознании того /иного объема инфо-ии о законе. Инфо-ия м. б. полной и всесторонней (н-р, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а м. б. и поверхностной, с чьих-либо слов. 2ой эл-т — оценочный. Получив инфо-ию о н/а, чел-к как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе информ-ого и оценочного элем-ов формируется элемент 3ий — волевой. Узнав о законе и оценив его, чел-к решает, что он будет делать в условиях, предусм-ых законом.  Струк-ра правос-ия  Прав-ая идеол-ия вкл-ет в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в общ-ве. К прав-ой идеол-ии м. отнести и рассуждения о праве Г. Гегеля «Фил-ия права». Роль прав-ой идеол-и в правовом регул-ии: • на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осущ-ся правотворчество; • важны рациональные компоненты и в процессе реализации права. В правосознании м. выделить и эмоцион-ые структ-ные элементы, кот-ые назыв-ся правовой псих-ей. Эмоции органически включены в структуру сознания, и чел-к не м. руководствоваться в сфере правового регулирования то-ко рацион-ым мышлением.  Основными функц-ми правос-ия явл-ся познавательная-закл-ся в том, что ч/з восприятие и осмысление прав-ых явлений происходит познание соц-ой жизни; субъ-как законод-ли,так и гр-не, оценочная-состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизенным обстоят-ам как юр-ки значимым; регулятивная-реализ-ся ч/з систему мотивов, ценностных ориентаций, прав-ых установок, кот-е выступают специфич-им регулятором поведения. В лит-ре называют также функции прав-го моделир-ия, прогностическую, воспит-ую и др.

 

37.               Виды правосознания.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его  разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды м. взять 

уровень осознания необходимости  права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе. По данным критериям правосознание делится на 3 уровня. 1) обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общ-ва, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 2)  профес-ое правос-ие, кот-ое складывается в ходе специальной подготовки (н-р, при обучении в юр-ом учебном заведении), в процессе осущ-ия практической юр-ой деят-ти. Субъекты этого уровня обладают специализиров-ми, детализиров-ми знаниями действующего законод-ва, умениями и навыками его применения. 3) научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающ-ся вопросами правового регулир-ия общ-ых отн-ий. По субъектам правос-ие м. разделить на индивидуальное и коллективное. Одним из видов колл-го правос-ия явл-ся групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех/ иных соц-ых групп, классов, слоев общ-ва, профес-ых сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Групповое правосознание надо отличать от массового, кот-е характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Для характер-ки макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общ-ое правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.

 

38.               Понятие и виды правовой культуры.

ПК предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психол-го восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов. Элем-ы ПК: - уровень развития правового сознания населения;- уровень развития правовой деят-т;- уровень развития всей системы юр-их актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Все составные части ПК не м. существ-ть без своего носителя-субъекта — чел-ка, группы людей, населения в целом. Выделение структурных элементов ПК условно, т. к нет правовой деят-ти, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосоз-ие м. проявиться лишь в правовой деят-ти и ее результатах — правовых актах. ПК (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юр-ой надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той /иной общности людей о праве, его реализации, о деят-ти гос-ых органов, должностных лиц. ПК (в узком смысле слова) – это совокуп-ть материализов-ых идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. ПК классифиц-ся: по содержанию: знание права, отн-ие к праву, привычка соблюдать право и правовая активность; по субъективному составу: индивидуальная, групповая, общ-ая; по уровням: обыденная, профес-ая, теоретическая. ПК— это состояние правосознания, законности, совершенства законод-ва и юр-ой практики, выражающее утверждение и развитие права как соц-ой ценности. М. выделить 4 разновидности проявлений ПК: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые  поступки, правовые учреждения. Эти проявления ПК явл-ся, по существу, и сферами ее действия. В ПК м. выделять также общечел-ий и национ-ый компоненты. По видам ПК м. разделить, на ПК общества вцелом и ПК индивида, а также ПК-ры соц-ых общностей (классов, наций) и цивилизаций.

 

39.               Правовой нигилизм и правовой идеализм.

. прав нигилизм, прав идеализм  как дефекты

Прав ниг-м- отриц-ое отн-ие к праву, закону и правовым формам организации  общ-ых отн-ий.  ПН м. выступать в  двух разновидностях, или формах – теорет-ой (идеолог-ой) и практической. В первом случае ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (н-р, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного чел-ка. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор гос-ва против своего народа. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление – прав идеализм, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает чел-ую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный полит-ий и правовой опыт м. развеять иллюзии ПИ.  Как соц-ое явление ниг-м харак-ся: а) крайне негативным отн-ем к общепринятым, объективным ценностям; б) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм м. б. полит-им, религ-ым, нравст-ым и т.п. Формы ПН: а) умышленное нарушение законов и иных нпа; б) массовое несоблюдение и неисполнение юр-их предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) нарушение прав чел-ка; пассивной и активной формах ПН. Для пассивной формы характерно безразличное отн-ие к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юр-ому нигилизму свойственно осознанно враждебное отн-ие к праву. ПН - патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общ-ва. Пути борьбы с ним разнообразны. Это: а) реформы соц-но-экон-ого хар-ра; б) изменение содержания правового регул-ия, максим-ое приближение юр-их норм к интересам различных слоев населения; в) подъем авторитета правосудия; г) улучшение правоприменительной практики;  и др. Прав нигил означает недооценку пр, пр идеал- его переоценку. Оба эти яления питаются одними корнями- юр невежеством, неразвитым правосознанием, дефицитом политико- прав-ой культуры. Причины пр идеал: бессилие законов, неспособность законод-ля реально оценить ситуацию, предвидеть последствия.

 

40.               Понятие правомерного поведения.

Правом-ое пов-ие м. определить как  обусловленную культурно-нравств-ми воззрениями и жизненным опытом чел-ка деят-ть в сфере соц-го действия пр, основанную на сознательном выполнении его целей и требований. ПП имеет две стороны - объективную и субъек-ую. Объект-ую сторону ПП м. рассматривать на основе тех же элементов, что и объект-ую сторону противопр-го поведения. только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат д. б. социально полезны, не вредны для общества. Субъек-ая сторона ПП, харак-ся интеллектуально-волевым отн-ем субъекта к своему деянию и его последствиям.  Правомерным м. назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным/ социально дпоустимым, осущ-тся в соотв-ии с правовыми предписаниями  и поддерживается возможностью гос-ой защиты. Общий механизм формирования ПП складывается из 3-х взаимосвязанных подсистем – юр-ого («специально-юр-ого») мех-ма, психол-ого мех-ма и соц-ого мех-ма. Юр-ий мех-зм действует путем установления правовыми средствами определенного соц-ого статуса субъектов и формирования особой соц-ой структуры - правовых связей и зависимостей, что и вызывает к жизни фактическое правомерное поведение их участников. Д/того, чтобы юр-ий мех-зм сработал, субъекты д. осознать свое особое соц-но-правовое положение (свои юр-ие пр и обяз-ти), воспринять информ-но-властное воздействие юр-их норм и в соотв-ии с этим построить свое волевое поведение. Др-ми словами, правовые предписания прежде, чем воплотиться в конкретном, фактическом правомерном поведении, д. пройти через сознание и волю людей. Здесь уже работает псих-ий мех-зм действия права. Значение соц-го мех-ма действия пр состоит в том, что и юр-ий, и псих-ий механизмы всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"