Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

 

 

17.               Понятие и классификация объектов правоотношений.

Несмотря на многочисленность т  з, м. выделить две основные теории объекта правоотн-ия: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотн-ия) и плюралистическую (в ней признается множественность объ-ов правоотн-ия). Согласно монистической теории, объ-ом правоотн-ия явл-ся поведение обязанного лица/ то фактическое общ-ое отн-ие, на кот-ое правоотн-ие воздействует. Ученые, признающие множественность объектов правоотн-ий, по-разному определяют его понятие. известный рос-ий правовед Александров под объектом правоотн-ия понимал «тот имущ-ый объект, по поводу кот-ого существует данное отн-ие м/у субъектами». Иное определение дает Алексеев. Он считает объектами правоотн-ний «те явления (предметы) окружающего нас мира, на кот-ые направлены субъективные юр-ие права и обяз-ти». В плюралист-ой теории к объ-ам правоотн-ий относят след-щие матер-ые и немат-ые блага: 1) вещи; 2) продукты духовного творчества (результаты авторской, изобрет-ой и др. деят-ти); 3) личные нематер-ые блага (имя, честь, достоинство); 4) действия (воздержание от действий); 5) результаты действий субъектов правоотн-ий. Объ-ми правоотн-ий выступают предметы духовного творчества (н-р, объект авторского права – созданное автором произведение), различные нематер-ые блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, тел-х переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.). Одно и то же благо м. б. объектом разнообразных правоотн-ий. (вещь м. б. объ-ом права собств-ти, правоотн-ий купли-продажи, залога, наследования, страх-ия и т.д.) Пр и обяз-ти как элементы юр-ого содержания четко разграничены, разъединены, а права и обяз-ти как элементы фактического содержания соедин-тся: • передача вещи – одновременно право покупателя и обязанность продавца; •передача денег – одновременно право продавца и обязанность покупателя

18.               Проблема содержания и формы правоотношений.

Категории «форма» и «содер-ие»  всегда широко использ-сь отеч-ми правоведами  в целостных харак-ках сложных  правовых явлений – объект-го пр, правоотн-ия и др. эти категории охватывают все компоненты явления и дают предст-ние об его внутр-ей организации и внешнем проявлении. Сущ-ют различные трактовки ф-мы и содер-ия одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теорет-их харак-ках формы и сод-ия правового отн-ия. 1. Формой правоотн-ия явл-ся субъек-ые юр-ие права и обяз-ти, а его содерж-ем - фактическое правомерное поведение субъ-ов, кот-ое эти пр и обяз-ти реализует. В данном варианте методолог-ие возмож-ти категорий «форма» и «содер-ие» использованы наиболее полно. На их основе выделены самые сущ-нные стороны правоотн-ия и правильно установлена их функц-ная связь: форма (права и обяз-ти) активно воздействует на содер-ие (поведение), формирует его, а сод-ие определяет форму ч/з изменение юр-ких норм путем правотворч-ой деят-ти. 2. Алексеев наз-т субъек-ые юр-ие пр и обяз-ти «юр-им содер-ем» правоотн-ия, а фактическое правомерное поведение субъектов - «матер-ым содер-ием». При этом автор полагает, что оба эти содер-ия явл-ся элементами правоотн-ия и наряду с ними выделяет др-ие элементы - субъекты и объект правоотн-ия. Изложенный подход некорректен с фил-ой т з. (нельзя выделять в одном и том же объекте 2 содержания и ни одной формы.   Иоффе выделял в правоотн-ии 3 Содер-ия — юр-ое, матер-ое и идеологическое. 3. Правоотн-ие в целом выступает как форма регулируемого нормами права общ-ого отн-ия, а последнее является содер-ем правоотн-ия (Красавчиков, Назаров и др.). по мнению авторов, содержание (общ-ое отн-ие) находится за пределами своей формы (правоотн-ия), явл-ся внешним содер-ем. Относ-но данной т.з.: фил-ия такой связи формы и сод-ия не знает: внешней в их связи м. б. то-ко форма, но никогда содержание; авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством правоотн-ия (как формы) и общ-го отн-ия

(содер-ия). С учетом сказанного более  предпочтительным выглядит 1-ый вариант  использ-ния фил-их категорий  «форма» и «содер-ие» в характ-ке  правоотн-ия.

 

19.               Юридические факты: понятие, виды.

Юр-ие факты —определенные жизненные обстоят-ва (условия, ситуации), с кот-ми нормы права связывают возник-ие, прекращ-ие /изменение правоотн-ий. Юр-ие факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотн-ий. Юр-ие факты, весьма разнообразны и м. б. классиф-ны по различным основаниям: 2) по хар-ру действия - факты однократного действия (истечение срока, нанесение матер-ного ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудосп-ти); 3) по хар-ру связи с индивид-ой волей участников правоотн-ия –юр-ие деяния (действия и бездействие) и юридические события. События м. б.

абсолют-ми и относит-ми. Абсол-ые события не связаны с волей чел-ка (н-р, стихийное  бедствие). Относит-ми явл-ся события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотн-ия, но зависят от воли др-их людей. Н-р, убийство для уг-ого правоотн-ия явл-ся юр-им деянием, а для гр-ого правоотн-ия наслед-ия – юр-им событием; 5) в зависим-ти от волевой направленности правомерные действия делятся на индивид-ые акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юр-ие поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом,  например, результатом творческой деят-ти); 6) в зависим-ти от степени сложности юр-ие факты делятся на единичные юр-ие факты и фактические составы (системы юр-их фактов). По волевому признаку юрие ф-ы делятся на события и действия. События — такие обстоят-ва, кот-ые объективно не зависят от воли и сознания людей. Н-р, стих-ые бедствия —  наводнения, землетрясения, в результате кот-ых гибнут люди, причиняется вред их имущ-ву, а стало быть, возникают соответств-щие правоотн-ия связанные с возмещением ущерба, страховым вознаграждением и т.д. Действия —такие факты, кот-ые зависят от воли людей, поск-ку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подраздел-ся на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправом-ые (все виды правонарушений). Выделяются также правовые состояния (нахождение в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). По хар-ру последствий различают правообразующие, правопрекращ-ие и правоизменяющие факты (н-р, поступление в вуз порождает правоотн-ие м/у студентом и учебным заведением, окончание вуза — прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе — видоизменяет данное правоотн-ие). К числу правомерных действий, относятся  акты-документы различных гос-ых органов и должностных лиц (суд-ые приговоры и решения,  распоряжения и приказы, гражданские сделки, завещания,  и т.д.). Особую роль в динамике правоотн-ий играют так называемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

20.               Юридические (фактические) составы: понятие и виды.

Особую роль в динамике правоотн-ий играют юр составы/ сложные, комплексные факты, когда д/возник-ия определ-ого правового отн-ия треб-ся не одно, а неск-ко условий (совокуп-ть фактов). Фактич. Состав м. определятся тем/иным НПА конкретно/ характер-ся лишь общими признаками. н-р, д/возникн-ия пенс-ого правоотн-ия необходимо: достиж-ие лицом соответ-его возраста; наличие труд стажа; представление положенных докум-ов. Примером того, что юр состав м. обознач-ся в праве с помощью общих признаков, служат основания д/расторж брака по рос-му законод-ву, каковыми явл-ся фактический распад семьи, а также мнение суда о том, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. С помощью хорошо продуманного набора юр-х фактов, т.е путем придания юр значения жизненным обстоят-ам м. влиять на динамику развития соц.процессов, направлять их в нужное русло

21.               Понятие норм права.

Нормы права – общеобязательное правило установленное/ признанное гос-ом, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее общ-ое отн-ие. М. выделить признаки правовых норм: 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения чел-ка. 2. Это форма определения и закрепления прав и обяз-ей. 3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязат-ого хар-ра. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обяз-ей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определ-ть закл-ся в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе офиц-ого документа — нпа. 5. Норма права- правило поведения, гарантированное гос-ом. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. 7. Неоднократность ее действия – норма права создается для ее постоянного использования. Правовыми м. считать нормы, кот-ые: • исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуман-ким идеалам и признанных гос-ом; • исходят от общества , территор-ого образования и выражают волю всего населения или его большинства; закреплены в договорах, заключенных м/у субъектами права. Прав норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо соц-ый феномен (соц-ый аспект). Правовая норма есть результат интелл-ой сознательной деят-ти чел-ка, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект).  В соц-но-юр-ом (гос-ом) аспекте правовая норма выступает в виде: а) формально-определенного обязат-ого правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нпа) и обеспеченного гос-ом; б) соц-но-классового регулятора общ-ых отн-ий в тех полит-их системах, где законодательно закреплена власть соц-ого класса или слоя.

22.               Проблема форм выражения (источников) норм права.

Источник пр показывает истоки формир-ия пр, систему факторов, предопредел-их его содерж-е и формы выражения. Источник про пред-ся как деят-ть гос-ва по созданию прав предписаний и как рез-т этой деят-ти. Различают матер-ые (коренятся в системе объек-ых потребностей общест-ого развития), идеальные (когда общ потребности осознаны и скорректированы законодат-ем в соот-ии с уровнем его правосознания и полит ориентаций) и юр-ие (в юр актах) источ пр. в российской прав системе утвердились такие формы пр, как прав-ой обычай ( самая древ соц норма), прав прецедент (решение гос органа, второе принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел), договор с нормат-ым содержанием (заключен равными сторонами, добровольно, содержит норму общего хар-ра при согласии участников по всем аспектам договора, возмездный, с правовым обеспечением и взаимной отв-тью сторон) и НПА (изданный в особом порядке офиц-ый акт- докум-т компетентного правотворч-ого органа, содержащий нормы пр)

23.               Соотношение норм права с нормами нравственности, религии, политики.

По сферам действия соц-х норм различ-т  экон-ие, полит-ие, религиоз-ые и др. границы м/у ними проводятся в  зависимости от сферы жизни общ-ва, в кот-ой они действуют, от хар-ра общ-ых отн-ий, т.е предмета регул-ия. Под религиоз-ми нормами понимаются правила, установ-ые различными вероисповед-ми. Они содерж-тся в Библии, Коране и др / в сознании верующих. Содержание религ-ых норм различно: одни определяют порядок организации и деят-ти религ-ых объед-ий; др-ие регламентируют отн-ия м/у людьми, их деят-ть; третьи закрепляют порядок религ-ых обрядов. В некот-х исламских гос-ах религ-ые нормы- источник пр. охрана и защита религ-х норм осущ-тся самими верующими. Гос-о не вмешив-ся в деят-ть религ-х объедин-ий (если это не посягат-во на личность и права гр-н, на их здоровье) и действие устанав-ых ими норм, а религ-ые объедин-ия не претендуют на регул-ие общ-ых отн-ий вместо гос-ва/ параллельно с ним. В усл-ях правового общ-ва, демократ-ого гос-ва гармоничное взаимодействие норм пр с религ-ми нормами- необходимое усл-ие его эффектив-ти. Хар-р взаимодействия норм права и религ-ых норм в системе соц-ой регуляции того/иного общ-ва определяется связью правовых и рел-ых норм с моралью и связью права с гос-ом. Так, гос-во посредством правовой формы м. определять свои отношения с религ-ми организациями и их правовой статус в данном конкретном общ-ве. Правовые и религ-ые нормы м. совпадать с точки зрения своего морально- нравств-ого содержания. Н-р, среди заповедей Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с т. з. механизма действия религ-ые нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они -необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравств-ого и прав-го порядка в общ-ве. По сферам действия соц-х норм различ-т экон-ие, полит-ие, религиоз-ые и др нормы. Границы м/у ними проводятся в зависимости от сферы жизни общ-ва, в кот-ой они действуют, от хар-ра общ-ых отн-ий, т.е предмета регул-ия. Полит нормы- правила, регулир-ие отн-ия м/у полит-ими группами, слоями, классами в процессе осущ-ия гос власти. Полит нормы содержатся в уставах партий, движений, в дипломат-их протоколах, соглашениях. Н-р, в уставе указ-ся цели деят-ти, условия и порядок членства, компетенция руководящих органов, порядок реорганизации и ликвидации. В отличие от норм пр обеспечение и охрана полит норм осущ-ся самой партией и ее членами. В условиях правового общ-ва, демократ-ого гос-ва гармоническое взаимодействие норм пр с полит-ми нормами это необходимое условие его эффективности

24.               Элементы и структура норм права.

Будучи "клеточкой" права, норма  в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру. структура нормы права: - юр-ая; - логическая – социологич-ая. Юр-кая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье норм-го акта обстоятельств. Диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам. Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые м. возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные (лиш свободы на срок 3-10 л), альтернативные (лиш своб на срок до 3х лет,/исправ-ые работы на срок до одного года/ штраф). Логическая структура – дополняет юридическую структуру. Она обеспечивает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. Социологич-ая структура – органично связана с юрид. и логической структурами. Эта структура выражается в понятиях – смысл нормы, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права. Классификация норм права по назначению: основные, первичные, производные, вторичные. По содержанию: регулятивные, охранит-ые. По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, адм-но-правовые. По способам регулирования: императивные, диспозит-ые, рекомендательные. По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие..По предмету регулирования: общие, специальные. структура правовой нормы -логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими обще-ми отн-ми, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нпа

 

 

25.               Виды норм права.

Нормы права – общеобязательное правило установленное/ признанное гос-ом, обеспеченное возможностью гос .принуждения и регулирующее общ-ое отн-ие.  1. По отраслям: нормы гос-го, адм-ого, труд-го, угол-го, гр-го и т.д. по отраслям. 2. По функциям, кот-ые выполняют: регулятивные, охранит-ые согласно соотв-щих отраслей. 3.  По хар-ру содерж-хся норм поведения: •Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.   Запрещающие - запрещают совершать определенные действия. • Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать полож-ые действия для удовлетворения своих интересов. 4.    По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нпа: •Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обяз-ти участников отн-ий и меры юр-ой ответ-ти за нарушение. •  Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обяз-ях участников отношений, мер юр-ой ответ-ти за нарушение, предоставляя право правоприменит-ым органам решать дело в соотв-ии с конкретными обстоят-ми.  
•    Альтернат-ые – предусмат-ют неск-ко вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение. 5.По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и спец-ые (определенный круг лиц). 6. Специализир-ые: • Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отн-ий (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязат-ва). •    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юр-их понятий и категорий (преступ-ие, договор). •    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юр-их норм. 7. По времени, по юр-ой силе. Способы изложения: •    Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права. •  Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы пр, содержащие недостающие элементы. • Бланкетный - установление лишь ответ-ть за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме и нет отсылки. По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. По содержанию: регулятивные, охранительные. По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, По обязательности: уполномачив-щие, обязывающие, запрещ-ие. По предмету регулирования: общие, специальные.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"