Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

но при необходимой внимат-ти и предусмотрительности д. б. и могло  их предвидеть.

50.               Дискуссия о видах юридической ответственности.

ЮО — это применение к правонар-телю предусм-ых санкцией юр-ой нормы мер  гос-ого принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организац-ого  либо имущ-ого хар-ра. В соотв-ии с видами правонарушений ЮО классиф-ся как уголовно-правовая, гражданско-правовая, адм-ая, дисципл-ая, а также материальная. Уг-ая ответ-ть наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид ЮО. То-ко наличие в действиях индивида состава уг-ого преступления служит основанием возник-ия угол ответ-ти. Возлагается она специальным правоприменит-ым актом — приговором суда, определяющим соответ-щую деянию меру наказания. Уг-ая отв-ть воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущ-ых прав. Угол-е судопроизводство осущ-тся в строго регламентированной процес-ой форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных. Гр-ко-правовая отв-ть предусмотрена за нарушение договорных обяз-ств или за причинение внедоговорного имущ-ого ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущ-ого вреда и восстан-ию нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановит-ый хар-р. Осущ-тся гр-ко-правовая отв-ть не то-ко в судебном, но и в арбитражном, адм-ом порядке. Адм-ая отв-ть следует за адм-ые правонар-ия. Через институт адм-ой отв-ти реализуются нормы различных отраслей права (админ-ого, труд-го, хоз-ого и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Ко АП, где предусмотрены виды адм-ых взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение спец-ого права, исправ-ые работы, адм-ый арест. Дисц-ая отв-ть наступает вследствие совершения дисц-рных проступков. Дисц-ми санкциями м. б замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение с работы и т.д. Осущ-ся дисц-ная отв-ть через должностных лиц, обладающих дисц-ой властью. Различают 3 вида дисц-ой отв-ти: в соотв-ии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соотв-ии с дисц-ными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах. Первый вид отв-ти распростр-ся на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения. В порядке подчиненности отв-ть несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие. В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства. Матер-ая отв-ть наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

 

51.               Основные теории происхождения государства.

Сущ-ет множество теорий происх-ия ГиП. теории: Теологич-ая. Самая древняя. Представитель - Аквинский. Широкое распростр-ие получила при феодализме.  Согласно данным воззрениям, гос-во явл-ся результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религ-ых организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос-ва как продолжению воли божественной. Патриарх-ая (Аристотель, Филмер). По утверждению Аристотеля, гос-во — наилучшая форма чел-ого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха —продолжение власти отца (патриарха), кот-ый заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что гос-во возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов др-ми. По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленч-ого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны др-их сильных племен. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общ-ва гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Герм-ей в качестве офиц-ной идеологии. Договорная теория. В догов-ой т-ии гос-во возникает как продукт сознат-ого творчества, как результат договора, в кот-ый вступают люди, находившиеся до этого в  первобытном состоянии. Гос-во - сознательное объединение людей на основе договора м/у ними, в силу кот-ого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву. В догов-ой т-ии различали первичный дог-р объединения и вторичный дог-р подчинения, договор народа с князем или иным гос-ым органом. Марксистская теория. - связывает возник-ие гос-ва с частной собств-тью, расколом общ-ва на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий". Учение о гос-ве Гегеля. Своеобразную теорию происх-ия ГиП создал представитель нем-ой класс-ой философии Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, гос-ва и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

 

52.               Современная наука о причинах происхождения государства.

 

53.               Пути возникновения государства.

Пути возник-ия Г: восточный (азиат-й). решающее значение в своеобразии  того/ иного пути имели климат-е усл-я, в кот жили народы. В Азии и Африке первые гос-ва возникли в зоне поливного земледелия. Это обуслов-о сохран-е с/х общины, общест-й ф-мы собст-ти на землю. Внутри общины выдел-сь особая группа долж-х лиц,кот выпол-и функции админ-ов, они стремились сделать свои должности наслед-ми. Одной из главных предпосылок образования Г было использ-е властвующими слоями и группами аппарата управления контроля над экон-ми, полит-ми и военными функц-ми. Осн-е ср-во произв-ва- земля формально наход-сь в собст-ти общин, но факт-ки все было гос собст-тью, вкл-ая и подданных, во главе гос-ва был монарх. Вост-е гос-ва заметно тол-ся от др, но они имели много общего: все гос-ва были абсол-й монархией, обладали мощным чиновничьим аппаратом. Частная собст-ть имела второстеп-ое знач-е. Вост путь возн-я Г предст-ет собой перерастание первобытного об-ва в Г 2) европейский- в Европе ведущим фактором возник-я Г было классовое раздел-е труда. Здесь происх-ло интенсивное формир-е част-ой собст-ти на землю, скот, рабов. ГиП развив-сь с учетом личного, индив-ого хар-ра членов об-ва. Классич-й формой европ-ого об-ва Энгельс считал Афины. Афинское Г возникает непосред-о из классовых антагонизмов развивающ-ся  недрах родоплем-го об-ва. Постепенно част-ая собст-ть становится базой д/утерждения эконом-го госп-ва имущих классов. Это позволило овладеть публичной властью и использ-ть ее д/защиты своих интересов.

54.               Признаки государства.

Признаки: 1. Террит-ая организация населения и осуществление публичной власти в террит-ых пределах. Гос-во имеет строго локализованную территорию, на кот-ую распростр-ся его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан гос-ва. Возникают, т.о., пространственные пределы гос-ва, в кот-ых появляется новый правовой институт – подданство/ гражданство. 2. Публичная (гос-ая) власть. Публичной она назыв-ся потому, что, не совпадая с общ-ом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (гос-ой) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профес-ом сословии управителей, из кот-ых комплектуются органы управления и принуждения (гос аппарат).  Олицетворенная в гос-ых органах и учреждениях, публичная власть становится гос-й властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает гос-ое принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и спец-ым учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т.п.). 3. Гос-ый суверенитет. Пон «гос-ый суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить гос-ую власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак гос-ва.  Суверенитет как атрибут гос-ой власти заключ-ся в ее верхов-ве, самостоят-ти и независимости. Верховенство гос-ой власти внутри страны обозначает: а) универсаль-ть ее властной силы, кот-ая распространяется на все население, все партии и общ-ые организации данной страны; 6) ее прерогативы ; в) наличие у нее таких средств воздействия, кот-ми никакая другая общ-ая власть не располагает (армия, милиция, тюрьмы и др.). 4. Неразрывная связь гос-ва и права. Без права гос-во существ-ть не может. Право юридически оформляет гос-во и гос-ую власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Гос-во осущ-ет свои функции в правовых формах. Право вводит функционир-ие гос-ва и гос-ой власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности гос-ва праву и формируется демократ-ое правовое гос-во.

 

55.               Проблема сущности государства и его функций.

Сущность гос-ва – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционир-ие. Вопрос о сущности гос-ва – это  вопрос о том, кому принадлежит гос-ая власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. поэтому данная проблема явл-ся остродискусс-ой. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общ-ми делами, что гос-ая власть д. бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять м. и д. профессионалы-управленцы. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисл-ые приверженцы различных разновидностей демократ-ой доктрины исходят из того, что первоисточ-ом и первоносит-ем власти является народ, что гос-ая власть по своей природе и сути д. б. подлинно народной, осущ-ся в интересах и под контролем народа. Марксис-ая т-ия доказывает, что полит-ая власть принадлежит экон-ски господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность гос-ва как орудия, посредством кот-ой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осущ-щим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Классовый подход при раскрытии сущности гос-ва – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использ-ть данный подход для характ-ки всех и всяческих гос-тв по меньшей мере теоретически неверно. В развитых демократ-их странах гос-во постепенно становится эффективным механизмом преодоления общ-ых противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общ-ого компромисса. Само сущ-ие гос-ва в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоц-ми потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Это не означает, что современное гос-во полностью утратило классовость, она просто отошла на второй план, а на первое место вышла общесоц-ая сторона. На гос-во и его сущность наряду с общесоц-ым и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда гос-ая власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоц-ые и общенацион-ые.

 

56.               Особенности государственной власти.

Гос-ая власть – фундамен-ая категория  гос-воведения и самый труднопостижимый феномен общ-ой жизнедеят-ти людей. Важнейшая особенность гос власти заключена в ее полит-ой и классовой природе. Основоположники марксизма характеризовали гос (пол-ую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Однако любую гос власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организов-му насилию».  М/у тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать соц-ые противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Особенностью гос. власти явл-ся и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В общ-ве с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экон-ки господ-щий класс, подвластными – отдельные лица, соц-ые, национ-ые общности, классы. В демократическом общ-ве возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин явл-ся не то-ко подвластным; как член демократ-ого общества он вправе быть индивид-ым первоносителем и источником власти. Он имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, б. инициатором их роспуска, реформирования.. Вместе с тем и в демократ-ом гос-но-организованном общ-ве полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократ-ое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то гос-ая власть утратит полит-ий хар-р, превратится в непосредственно общ-ую, без органов гос-ва и гос-ого управления. Гос власть реализуется ч/з гос-ое управление – целенаправленное воздействие гос-ва, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экон-ую, соц-ую, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность гос власти состоит в том, что она проявляется в деят-ти гос-ых органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Гос власть- концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-ва, воплощенное в гос-ых органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в т. ч. гос-ого принуждения и военной силы.

 

57.               Легитимность государственной власти: понятие, виды (типы), способы обеспечения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"