Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 80 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

67.               Проблемы Российского федерализма.

68.               Понятие государственного аппарата.

Термин «гос аппарат» в отеч-ом гос-вовдеении употребл-ся в двух значениях. В широком смысле под «гос-ым аппаратом»

понимается вся система органов  гос-ва и долж-ых лиц. Как считается  в лит-ре, в этом случае понятие  «гос аппарат» равно по объему понятию  «механизм гос-ва». Вместе с тем, для обозначения всей системы органов гос-ва и долж-ых лиц термин «механизм гос-ва», не очень подходит: «механизм» -совокуп-ть динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционир-ие или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характер-ки динамики гос-ва - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционир-ия гос-ва. В узком смысле под «гос аппаратом» понимается подсистема органов гос-ого управления – испол-но-распорядит-ый (професс-но- управленческий, «чиновничий») аппарат. Наряду с органами гос-ого управления (органами испол-ой гос-ой власти) в системе органов гос-ва выделяют законод-ые (представительные) органы гос-ой власти, судебные органы (органы судебной гос-ой власти), органы прокуратуры. Иногда в самост-ую группу выделяют «силовые» органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в гос-ый аппарат (систему органов гос-ого управления). Гос аппарат – это совокупность органов гос-ва и работающих в нем людей, наделенных полномочиями, функционально и иерархически связанных между собой, обеспечивающих функционир-ие гос-ой власти и выполнение задач гос-ва. Вкл в себя: гос органы; гос организации; гос учреждения; гос предприятие; гос служащие

 

69.               Классификация органов государственного аппарата.

под «гос аппаратом» понимается подсистема органов гос-ого управления –  испол-но-распорядит-ый (професс-но-управленческий) аппарат. Наряду с органами гос-ого управления (органами испол-ой гос-ой власти) в системе органов гос-ва выделяют законод-ые (представительные) органы гос-ой власти, судебные органы (органы судебной гос власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоят-ую группу выделяют: армию, полицию, органы безопасности и т. п. система органов государства - это еще не все государство. В целом гос-во состоит из гос-ых организаций. К гос-ым

организациям относятся: а) органы гос-ва; б) гос-ые учреждения;

в) гос-ые предприятия. Гос-ые учреждения и гос-ые предприятия выступают как Самостоят-ые подразделения гос-ва. При этом, адм-ции этих предприятий и учреждений включаются в общую систему гос-ых органов. В систему органов гос-ва не входят органы м/с. Наряду с гос-ми органами выделяют долж-ых лиц гос-ва.  Для гос-го органа характерны признаки: - гос-й орган, как и гос-во в целом, есть определенное соц-ое, т.е общ-ое образование; - гос-ый орган -элемент гос-ва; - гос орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокуп-ть элементов - подразделений гос-ого органа) и свою структуру; - гос-ый орган есть разновидность гос-ой организации; - от др-их гос-ых организаций гос-ый орган отличает то, что он наделен гос-но-властными полномочиями; - каждый гос-ый орган имеет свою,  компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать; - в рамках своей компетенции гос-ый орган выступает от имени гос-ва; - каждый гос-ый орган имеет свои функции. Принцип организации и деят-ти гос-го аппарата: - принцип приоритета прав чел-ка; - принцип законности и конституц-ти в организации и деят-ти гос аппарата; - принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деят-ти гос-ых органов; - принцип профессионализма гос-ых служащих, включающий требование професс-ой этики; - пр-цип гласности, обеспечивающий информиров-ть населения о происходящих Гос-но-правовых процессах; - принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деят-ти гос аппарата; - принцип координации в деят-ти гос-ых органов - принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании гос аппарата.

 

70.               Особенности государственного аппарата в унитарных и сложных государствах.

71.               Проблема понятия политической системы общества.

Полит-ая система – это совокуп-ть гос-ых, партийных и общ-ых органов и организаций, участвующих в полит-ой жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого полит-ой властью. В зависимости от времени и места понятие полит-ой системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов полит-ой системы меняется соответ-но типу полит-го режима. Кроме того, полит-ую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распред-ся материальные и духовные ценности. Любая система имеет следующие характеристики: • состоит из многих частей • части составляют единое целое • система имеет границы Структура полит-ой системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем. Институциональная подсистема – это гос-во, полит-ие партии, общественно-полит-ие движения, профсоюзы, организации, церковь, сми. Нормативная подсистема вкл-ет в себя нормы права, полит-ие традиции, полит-ую мораль и этику. Функцион-ая подсистема – это формы и направления полит-ой деят-ти, способы и методы осущ-ия власти (полит-ий режим). Коммуникативную систему представляют: полит-ая культура, полит-ое сознание (идеология и полит-ая психология), полит-ие отн-ия. Прежде всего полит-ая система осущ-ет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика полит-ой системы в отличие, например, от экон-ой системы, для которой главное – это понятие собств-ти. Основными функциями полит-ой системы явл-ся следующие: 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деят-ти в соотв-ии с интересами граждан страны. 2. Мобилизация ресурсов и организация деят-ти общества для осуществления его целей и задач. 3. Укрепление единства общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных соц-ых групп, наций, каждого чел-ка. 5. Урегулирование конфликтов. Полит-ие системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся:

1. Полит-ая социализация и привлечение  к участию 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена м/у гражданами и гос-ом 3.. превращение требований в альтернативы гос-ой политики 4. Политическая коммуникация Функции «вывода»:

1. Разработка норм-законов 2. Применение  норм 3. Контроль за соблюдением  норм

 

72.               Субъекты политической системы: понятие и виды.

Субъекты  политич  системы - Г, политические партии, общественно-полит-ие движения, профсоюзы, творческие объединения, церковные объединения, и т.д.  Учитывая степень вовлечённости в полит-ую жизнь, реализацию власти, можно выделить следующие группы субъектов полит-ой системы: 1) Собственно полит-ие организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осущ-ют полит-ую власть. Это гос-во и политические партии. 2) Не собственно полит-ие организации - они также осущ-ют полит-ую власть, но это лишь один из аспектов из деят-ти (профсоюзы). 3) Неполит-ие организации - эти организации вообще не участвуют в осущ-ии полит-ой власти (спортивные общества). Гос-во как субъект полит-ой системы - в истор-ом плане Г м. считать первой полит-ой организацией. Г занимает центральное место в полит-ой системе.  Особенности: 1) Примиряя различные соц-ые группы, гос-во дало жизнь полит-ой системе. 2) Через государство индивид "включается" в политическую систему общества. Вместе с тем, всегда между гос-ом и отдельными гражданами сущ-ет комплекс противоречий, который в целом характер-ся как одно из основных внутренних противоречий полит-ой системы общества.  3) Гос-во выступает полит-ой организацией экономически господствующего класса. такое состояние для гос-ва характерно лишь в период кризисов. 4) Гос-во стало первым результатом полит-ой деят-ти людей. 5) Гос-во - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. 6) Полит-ая система находится в постоянном движении, модификации. Когда возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в их разрешении отводится гос-ву.

73.               Государство (государственный аппарат) как основной субъект политической системы.

Г явл-ся главным звеном полит сист-ы  и заним-т в ней особое место: централ-й апп-т гос вл ( глава  Г, правит-во, парламент, ВС) образуют высший уровень полит сист-ы. На этом уроне прин-ся норм-ые акты, определ-е правовое положение и мех-м действия всех элем-ов полит системы образуют апп-ты управления и др органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном м/у высшим уровнем полит системы и общ-ом. Нижний уровень полит системы имеет неоднородную и сложную стр-ру. Стр-ыми элем-ми массового уровня явл-ся: полит группировки, партии, народ-е движения и тд. Роль и место Г в полит системе обусловлено рядом особенностей Г: 1. Г выступает как единств-ая организация, объедин-я всех граждан. 2. оно обладает публич-й властью и в необход-х случ-х м. прим-ть принуждение. 3. облад-т монопольным правом издания законов и установления правил поведения. 4 облад-т сувер-том. 5. интегрирует общ-во в единое целое. Полит общ-во в целом играет арбитр-ую роль т.к стремится контрол-ть деят-ть гос аппарата. Формами контроля и воздействия на гос власть выст-т гласные (использ-е СМИ,митиги) и негласные средства (полит интриги) действия участноков полит процесса. Правящие партии имеют большое воздействие на гос политику: д/осущ-ия своих целей, как пр производят полную смену должн-ых лиц в гос апп-е, либо назнач-т по партийной принадлеж-ти высших должн-ых лиц в гос апп-те

 

74.               Негосударственные субъекты политической системы: понятие и виды.

К негос-м орган-м как субъектам  полит системы отн-ся: 1.полит-я  партия- формализов-я полит орган-ия со своей стр-рой, выражая интересы тех/иных общест-х классов, объед-е  наиболее активных их предста-ей; ставит своей задачей завоев-е полит власти д/осущ-я опред-й программы соц-о-эконом-х преобразов-й. 2. общест-ое объедин-е- добров-е, самоупр-е, некоммерч-е формир-е, созданное по инициативе граждан, объедин-х на основе общих интер-в, д/реализ-ии общих целей,  указ-х в уставе. Специф-е признаки: 1. добров-ть созд-я и право членов на выход из этого объед-я; 2.самоуправл-ть; 3. некоммерч-й хар-р деят-ти (извлеч-е прибыли не м.б основной целью). В РФ общ-е объед-я м. выст-ть в виде: -общ-х орган-й(основ-х на индив-м член-ве ФЛ); -общест-е движ-я- общест-е объед-я, кот сост-т из участ-в, не имеющих пост-го чл-ва. Состав общест-ого движ-я не постоянен, созданы д/решения к-л общест-о-значимой проблемы; - общест фонд- общ-е объед-е, созд-е с целью формир-я имущ-ва на основе добров-х взносов, иных поступ-й и использ-я этого им-ва на общест-о-полезные цели. Отличие-общ-е фонды не имеют строгоопредел-го член-ва, нет потреб-и в большом числе уч-ков.-общест-е учрежд-я- объедин-я, созд-е в целях оказания конкретных услуг( культура, спорт, образование). Учр-я образ-ся гражд-ми, кот предост-т свое имущ-во на правах опреат-го управл-я;- омс избир-ся населением, стр-ра их разнообразна (глава админ-ии, органы на местах). Сам-й разнов-ю субъектов явл-ся –трудоые коллективы,включ-е в себя всех работников, осущ-х труд-ю деят-ть на основе труд договора. –церковь- религиозная оргнанизация, создав-я д/обеспеч-я отн-й м/у чле-и общ-ва и религ-ми объед-ми. Религ-е орган-и не явл-ся субъ-ми полит системы

75.               Основные направления и варианты взаимодействия субъектов политической системы.

76.               Виды политических систем.

Полит сист- совокуп-ть взаимосвяз-х  общ-х, объедин-й, организ-й, выраж-х  интересы соц-х слоев, групп, наций  и участв-х в полит жизни  страны. В зависимости от полит-го режима выделяют  виды полит-х систем: 1) Демократические. 2) Тоталитарные.  В зависимости от общественно-эконом-ой формации: 1) Полит-кие системы рабовладельческих обществ. 2) Пол-ие системы феодальных обществ. 3) Пол-ие системы буржуазных обществ. 4) Пол-ие системы социалистич-их обществ.  В зависимости от географ-ого положения:  1) Европейская полит-ая система.  2)  Североамериканская полит-ая система.  3) Азиатская полит-ая система и т.д.    Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности полит-их систем предложили: 1) Примитивные полит-ие системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в полит-ой системе. 2) Традиционные полит-ие системы - дифференцированная полит-ая структура, люди находятся "рядом" с полит-ой системой. 3) Современные полит-ие системы - люди принимают активное участие в функционировании полит-ой системы. По характеру взаимодействия пол-их систем с внешней средой:  1) Закрытые (СССР). 2) Открытые (Великобритания, Франция и т.д.).  Среди базовых моделей полит-их систем выделяют: 1) Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении. 2) Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных полит-их и соц-ых сил. 3) Социопримирительная, нацелена на поддержание соц-ого консенсуса и преодоление конфликтов.

77.               Современное российское государство: проблема его сущности, функций и формы.

78.               Теория и практика построения правовой государственности в современной России.

79.               Особенности современной российской политической системы.

. В настоящее время ПС переживает переходное состояние, определяемое след-щими процессами:

- изменяется соотношение элементов в полит-ой системе; - формируется развивается и совершенствуется гр-кое общество Р.; - изменяется соц-ая роль гос-ва, партий, групп давления;

-. отыскиваются  новые и реформируются старые  регуляторы общ-ых отн-ии. Определение  РФ в качестве  демократич-го гос-ва раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в Р. является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы гос-ой власти и органы м/с. Самая главная особенность этой системы состоит в том, что она, к сожалению, вся скроена из противоречий и конфликтов. любая полит-ая система является генератором конфликтов, ибо всегда предполагает конфликтную функцию, которая при определенных обстоятельствах начинает разрушать саму систему. В течение 10 лет это наблюдается в России, и связано с тем, что полит-ое устройство содержит в себе несовместимые элементы, которых нет в цивилизованных гос-ах. Это, с одной стороны, разделение властей, а с другой – возвышение института президентства над другими ветвями власти.

 

80.               Современное российское право: источники, сущность, функции, основные тенденции развития.  

 


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"