Концепция кадрового обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать необходимость формирования эффективной системы кадрового обеспечения организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить сущность, подходы, основные направления кадровой политики и системы кадрового обеспечения организации.
 Рассмотреть зарубежный опыт в формировании системы кадрового обеспечения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................

1. СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ..............................................................

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ..............................................................................................

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ....................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................

Файлы: 1 файл

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ВЕРБИЦКИЙ..doc

— 57.46 Кб (Скачать)

         Количественная потребность определяется на основе: выбора метода расчета численности сотрудников, и установлению исходных данных для расчета  необходимой численности работников на определенный временной период4.

      Система кадрового обеспечения организации

 
 

Планирование  потребности в персонале Набор и отбор  персонала Развитие персонала Расстановка и оценка персонала
 
 
-Определение  качественной потребности;

-Определение  количественной потребности;

-Анализ источников найма;

-Анализ  содержания работы;

-Описание  характера работы;

-Разработка  требований к персоналу;

-Определение  методов отбора персонала.

-Обучение персонала;

-Переподготовки  повышение квалификации кадров;

-Служебное  и профессиональное

Продвижение.

-Оценка кандидатов на вакантные должности;

-текущая  периодическая оценка (аттестация  персонала);

-Учет  использования персонала.

 

Рисунок 1. Структура системы кадрового обеспечения организации

 

         В теории управления персоналом выделяются различные методы расчета количественной потребности в персонале, перечислим основные из них: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса; метод расчета по нормам обслуживания; метод расчета по рабочим местам и нормативам численности; стохастические методы; расчет числовых характеристик;  корреляционный анализ; метод экспертных оценок; и т.п.

         Наем, отбор и прием персонала – набор и отбор кадров.

         От того, как произведен набор, и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в системе кадрового обеспечения. Поэтому, чтобы обеспечить организацию необходимыми трудовыми ресурсами необходимо в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы характеристики этих работ.

         В рамках данного этапа решаются следующие задачи: применение условий найма организации; опрос претендентов, беседы; переводы; увольнения; приказы о введении в должность и повышении; статистика кадров;  регулирование рабочего времени и сверхурочных; законодательство о найме и т.п.

         Процесс  набора и отбора кадров включает:

А) анализ источников найма – предполагает получение ответа на следующие  вопросы: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы).

Б) отбор  персонала, предварительные сведения, включает в себя:

  • анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы;
  • описание характера работы (должностная инструкция);
  • разработка требований к персоналу (требования, предъявляемые работой и организацией);
  • определение методов отбора персонала (отборочное собеседование, тестирование, интервьюирование,  деловые игры и т.п.).

         Основной целью отборочного тура является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять.

         Обучение и переподготовка персонала.

         В современных условиях  быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Формами профессионального развития являются -  планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.

         Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности

        Основные методы профессионального развития – профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

         Профессиональное обучение – процесс развития у сотрудников специфических, профессиональных навыков посредством специальных методов обучения5.

         Основные виды профессионального обучения – на рабочем месте и вне рабочего места (аудиторное обучение).

 Принципы обучения взрослых людей – актуальность, участие, повторение, обратная связь.

 Контроль и оценка результативности труда – процесс сравнения результатов исполнения с целями и задачами, стоящими перед организацией6

  Оценка результативности труда – одна из функций управления персоналом,  направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом7

         В общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение качественных и количественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.

         Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.

         Таким образом, деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места8.

         Различают два вида деловой оценки персонала:

  • оценка кандидатов на вакантную должность;
  • аттестация – определение уровня профессиональной подготовки и духовно-нравственного соответствия работников требованиям занимаемой должности,  квалификации выполняемой ими работы (функций)9.

         Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от целей оценки кадров и требований, которые ставятся перед аттестацией. Критерии могут быть различными, но основными из них являются: объем работы; качество работы; личное поведение по отношению к другим работникам; дисциплинированность, обладание способностями и навыками, необходимыми для данной должности; инициативность, стремление взять на себя большую ответственность, обладание способностями и навыками, которые выходят за рамка занимаемой должности.

         В зависимости от повода проведения аттестации различают следующие виды аттестации. (см. рис. 2.)

         Очередная  аттестация -  проводится периодически и является обязательной для всех работников. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за определенный период и его вкладе в общий труд коллектива. Эта информация накапливается в общем банке данных и может быть использована при следующих аттестациях; 

        Виды  аттестации

 
 
 

Очередная аттестация Аттестация  по истечению испытательного срока Аттестация  для продвижения по службе (или  перевода в другое подразделение)
 

Рисунок  2.  Виды аттестации

  • аттестация по истечению испытательного срока -  имеет целью получение документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого;
  • аттестация для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) -  проводится с учетом  требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей. При этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки.

         Необходимо  обратить внимание на тот факт, что работа связанная с организацией и проведением аттестации, позволяет более глубоко изучить персонал, улучшить подбор кадров, их расстановку и использование. Кроме того, аттестация стимулирует развитие творческой активности и инициативы работников, что особенно важно в современных условиях.

         Процедура аттестации состоит из трех основных  этапов: подготовка к проведению аттестации; аттестация; принятие решений по результатам аттестации. 

         Таким образом, необходимо отметить, что система кадрового обеспечения должна отвечать целям организации, не ущемлять интересов личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе работы. 

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА В СФЕРЕ  КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

         Свою работу органы системы кадрового обеспечения организации строят в соответствии с нормативно-методическими и правовыми документами, которые регулируют и создают условия для эффективного ее функционирования.

         Нормативно-методическое обеспечение – это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач кадрового обеспечения организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения10.

         Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам кадрового обеспечения организации. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе кадрового обеспечения.

         Группировка нормативно-методических материалов, характеристика их содержания, примеры документов представлены в таблице.

         Ответственность за обеспечение нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения организации (например, юридический отдел).

         На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования.

         Правовое обеспечение состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты системы кадрового обеспечения с целью достижения эффективной деятельности организации11.

         Основные задачи правового обеспечения:

  • правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и работополучателями;
  • защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое  обеспечение включает:

  • соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства;
  • разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера;
  • подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым и кадровым вопросам.

Информация о работе Концепция кадрового обеспечения