Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:41, курсовая работа
Цель работы - доказать необходимость формирования эффективной системы кадрового обеспечения организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность, подходы, основные направления кадровой политики и системы кадрового обеспечения организации.
Рассмотреть зарубежный опыт в формировании системы кадрового обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................
1. СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ..............................................................
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ..............................................................................................
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ....................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................
Количественная потребность определяется на основе: выбора метода расчета численности сотрудников, и установлению исходных данных для расчета необходимой численности работников на определенный временной период4.
Система
кадрового обеспечения |
Планирование потребности в персонале | Набор и отбор персонала | Развитие персонала | Расстановка и оценка персонала |
-Определение
качественной потребности;
-Определение количественной потребности; |
-Анализ источников
найма;
-Анализ содержания работы; -Описание характера работы; -Разработка требований к персоналу; -Определение методов отбора персонала. |
-Обучение персонала;
-Переподготовки повышение квалификации кадров; -Служебное и профессиональное Продвижение. |
-Оценка кандидатов
на вакантные должности;
-текущая периодическая оценка (аттестация персонала); -Учет использования персонала. |
Рисунок 1. Структура системы кадрового обеспечения организации
В теории управления персоналом выделяются различные методы расчета количественной потребности в персонале, перечислим основные из них: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса; метод расчета по нормам обслуживания; метод расчета по рабочим местам и нормативам численности; стохастические методы; расчет числовых характеристик; корреляционный анализ; метод экспертных оценок; и т.п.
Наем, отбор и прием персонала – набор и отбор кадров.
От того, как произведен набор, и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в системе кадрового обеспечения. Поэтому, чтобы обеспечить организацию необходимыми трудовыми ресурсами необходимо в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы характеристики этих работ.
В рамках данного этапа решаются следующие задачи: применение условий найма организации; опрос претендентов, беседы; переводы; увольнения; приказы о введении в должность и повышении; статистика кадров; регулирование рабочего времени и сверхурочных; законодательство о найме и т.п.
Процесс набора и отбора кадров включает:
А) анализ источников найма – предполагает получение ответа на следующие вопросы: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы).
Б) отбор персонала, предварительные сведения, включает в себя:
Основной целью отборочного тура является получение ответа на вопрос, заинтересован ли претендент в данной работе и способен ли он ее выполнять.
Обучение и переподготовка персонала.
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Формами профессионального развития являются - планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.
Профессиональное развитие – приобретение сотрудником новых знаний, умений и навыков, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности
Основные методы профессионального развития – профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.
Профессиональное обучение – процесс развития у сотрудников специфических, профессиональных навыков посредством специальных методов обучения5.
Основные виды профессионального обучения – на рабочем месте и вне рабочего места (аудиторное обучение).
Принципы обучения взрослых людей – актуальность, участие, повторение, обратная связь.
Контроль и оценка результативности труда – процесс сравнения результатов исполнения с целями и задачами, стоящими перед организацией6
Оценка результативности труда – одна из функций управления персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом7
В общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное значение имеет правильное определение качественных и количественных показателей, отражающих конечные цели организации или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов.
Таким образом, деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места8.
Различают два вида деловой оценки персонала:
Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от целей оценки кадров и требований, которые ставятся перед аттестацией. Критерии могут быть различными, но основными из них являются: объем работы; качество работы; личное поведение по отношению к другим работникам; дисциплинированность, обладание способностями и навыками, необходимыми для данной должности; инициативность, стремление взять на себя большую ответственность, обладание способностями и навыками, которые выходят за рамка занимаемой должности.
В зависимости от повода проведения аттестации различают следующие виды аттестации. (см. рис. 2.)
Очередная аттестация - проводится
периодически и является обязательной
для всех работников. Основой для данной
аттестации служит информация о профессиональной
деятельности работника за определенный
период и его вкладе в общий труд коллектива.
Эта информация накапливается в общем
банке данных и может быть использована
при следующих аттестациях;
Виды аттестации |
Очередная аттестация | Аттестация по истечению испытательного срока | Аттестация для продвижения по службе (или перевода в другое подразделение) |
Рисунок 2. Виды аттестации
Необходимо обратить внимание на тот факт, что работа связанная с организацией и проведением аттестации, позволяет более глубоко изучить персонал, улучшить подбор кадров, их расстановку и использование. Кроме того, аттестация стимулирует развитие творческой активности и инициативы работников, что особенно важно в современных условиях.
Процедура аттестации состоит из трех основных этапов: подготовка к проведению аттестации; аттестация; принятие решений по результатам аттестации.
Таким образом, необходимо отметить, что
система кадрового обеспечения должна
отвечать целям организации, не ущемлять
интересов личности и обеспечивать строгое
соблюдение законодательства о труде
в процессе работы.
2.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
БАЗА В СФЕРЕ
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Свою работу органы системы кадрового обеспечения организации строят в соответствии с нормативно-методическими и правовыми документами, которые регулируют и создают условия для эффективного ее функционирования.
Нормативно-методическое
обеспечение – это совокупность документов
организационного, организационно-методического,
организационно-
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам кадрового обеспечения организации. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе кадрового обеспечения.
Группировка нормативно-методических материалов, характеристика их содержания, примеры документов представлены в таблице.
Ответственность за обеспечение нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения организации (например, юридический отдел).
На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования.
Правовое обеспечение состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты системы кадрового обеспечения с целью достижения эффективной деятельности организации11.
Основные задачи правового обеспечения:
Правовое обеспечение включает: