Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 08:08, курсовая работа
РОЛЬ И СТАТУС КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.РОЛЬ И СТАТУС
КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В советский период отделы кадров были практически во всех организациях, однако их функции заметно отличались от того, чем занимались отделы с тем же названием в странах с рыночной экономикой, три фактора общественной жизни того периода определяли эту специфику - централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. На отделы кадров были возложены только функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовке. Нередко последние из функций выполняли отделы подготовки кадров.
В настоящее время отделы кадров все еще не являются ни методическим, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделом подготовки кадров, социально-бытовыми и другими подразделениями предприятия, которые выполняют функции управления кадрами. Отсутствует на предприятиях единая система работы с кадрами, не изучаются способности и склонности работников, нет системы профессионального и должностного продвижения их в соответствии с деловыми и личными качествами. [2]
По мере ослабления
централизованной системы управления
экономикой и развитием рыночных
отношений перед предприятиями
начали вставать принципиально новые
задачи, связанные с управлением
человеческими ресурсами - это задачи
определения текущей и
Решение этих задач требует совершенно иных навыков, чем те, которые были достаточны для ведения документации и составления отчетов. Для эффективного управления персоналом и обеспечения нормальных условий его работы необходимо уметь делать социально-психологическую диагностику, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных, управлять производственными и социальными конфликтами и стрессами, планировать потребности в персонале и их деловой карьеры, управлять трудовой мотивацией. [4]
При переходе к рынку
решение этих проблем выдвигается
на первый план и в их решении
заинтересовано каждое предприятие. Сегодня
не всегда работники кадровых служб
оказываются в состоянии
Среди множества
современных организаций
Первым этапом модели при формировании штата является разработка и реализация кадровой политики, включающей планирование, наем, выбор, размещение сотрудников, которые смогут выполнить предстоящую работу. Для этого необходимо начать с анализа должности (работы). Чтобы сделать это, работники кадровой службы должны:
а) знать способы сбора данных для анализа работ и как составлять формы опросных листов;
б) уметь описать данную должность (работу);
в) обрабатывать результаты, конкретно использовать методы обработки;
г)составлять карты спецификации работ, где необходимо указать требуемые навыки, умения и опыт.
Следующим шагом
является профессиональный отбор. Чтобы
выполнить эту функцию
Вторым этапом в работе по управлению персоналом является разработка эффективной системы мотивации, т. е. упорядочение оплаты внутри предприятия и других видов мотивации (планирование карьеры, участие в управлении и пр.) к выполнению работы. При этом руководитель, несущий ответственность за управление персоналом, должен быть знаком с современными концепциями мотивации, в соответствии с которыми у человека существует множество потребностей: не только материальные, но и такие как признание, принадлежность к определенной группе, самореализация и т. д., которые являются сильными побуждающими стимулами к работе, но, однако не могут быть удовлетворены только посредством денег. Тем не менее, в настоящее; время в России, деньги являются самым важным мотиватором. Поэтому кадровая служба должна принимать активное участие в разработке системы оплаты труда на предприятии.
Следующий этап - оценка исполнения, которая является важной функцией в управлении персоналом. Логически эта часть работы базируются на результатах рабочего анализа, где определяется содержание работы и требования к персоналу. На предприятии для оценки исполнения могут использоваться различные методы, но какие именно - необходимо решать совместно с работниками кадровых служб.
При плохом выполнении работы необходимо найти причину и определить, какие изменения в системе управления персоналом следует произвести: изменить требования при наборе, провести дополнительное обучение и консультации, задействовать новые побудительные мотивы и т. д., т. е. посмотреть внимательно всю модель управления персоналом.
Исследования
Все вышесказанное
показывает, насколько должны измениться
функции кадровых служб в условиях
реформирования экономики, когда происходит
отход от иерархического управления,
жесткой системы
Представляется, что
новые службы управления персоналом
должны создаваться на базе традиционных
служб: отдела кадров, отдела организации
труда и зарплаты, социально-бытового
и других отделов. Эту службу должен
возглавить вице-президент (или заместитель
директора), который подчиняется
непосредственно первому
Положение вице-президента
кадровой службы во внутренней иерархии
отражает его двойную роль в управлении
организацией. С одной стороны, он
является руководителем определенной
функциональной службы - кадровой, с
другой - членом руководства всей организации.
В качестве функционального руководителя
этот вице-президент будет
Как член высшего
руководства организации он разделит
вместе с другими руководителями
ответственность за управление всей
организацией, будет принимать участие
в обсуждении важнейших для предприятия
вопросов развития, определения стратегии
(например, решения о начале освоения
новых регионов и о том, как
будет осуществляться этот процесс
- путем открытия торгового представительства,
создания совместного предприятия,
филиала и т. п., какова будет производственная
стратегия компании, какие для
этого потребуются
Конечно, при обсуждении
вопросов управления всей организацией
и разработке бизнес-стратегии руководитель
кадровой службы сможет выступить, прежде
всего, как специалист в области
управления людьми, как своего рода
внутренний консультант для остальных
руководителей. Однако, помимо компетентности
в своей профессиональной области,
он должен понимать общие законы развития
организации, знать рынок, конкурентов,
выпускаемую компанией
В противном случае его советы даже в области управления человеческими ресурсами будут недостаточно профессиональными, а его авторитет у высшего руководства и в организации в целом не будет соответствовать занимаемой должности. И, наоборот, компетентному с точки зрения управления организацией руководителю кадровой службы будет значительно легче реализовать чисто функциональные проекты в силу своего веса в организации.
Последнее справедливо в отношении всех сотрудников службы, которые часто жалуются на недостаточное внимание к ним и нежелание сотрудничать со стороны других руководителей, в первую очередь, линейных. Источником такой недооценки часто служит их собственная некомпетентность в ключевых вопросах деятельности организации, делающая их неполноценными в глазах коллег. Таким образом, кроме основных функций управления, у руководителя кадровой службы можно выделить дополнительные: координацию и работу с кадрами.
Координация. Он действует как координатор и области управления персоналом и должен в ходить в состав высшего руководства предприятия.
Работа с кадрами. Отбор, наем, обучение, оценка исполнения, разработка систем вознаграждения, планирования карьеры. Кроме того, организация и руководство специальными программами (здоровье и безопасность, выход на пенсию и пр.).
Выполнение
2. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
2.1
Принципы и подходы к
Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структура (лат. structure) — строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, форма организации системы. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя. Структура характеризует конкретную систему со стороны ее строения, пространственно-временного распределения частей, устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.
В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления. [6]
Под организационной структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [9]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение.
Целевое
назначение организационной структуры
управления — обеспечить устойчивое
развитие социально-экономической
системы посредством