Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 08:08, курсовая работа
РОЛЬ И СТАТУС КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.3
Нормативная база определения
объема работ и установления
правового статуса кадровой службы
Структура,
функции, задачи структурного подразделения
(службы, управления, отдела) закрепляются
целым рядом внутренних организационных
документов, разрабатываемых для
этих целей: положением, регламентом, инструкцией,
правилами внутреннего
Кадровая
служба, как правило, создается как
самостоятельное структурное
Из всех рассмотренных организационных форм разработка положения является обязательной в тех случаях, когда кадровая служба создана как структурное подразделение.
Разработка нормативных и организационных документов – достаточно сложная и ответственная задача. При этом важнейшее значение имеет соблюдение в них общепринятых юридических норм, установленных требований к структуре, тексту и оформлению. Можно назвать несколько источников, которые помогут решить перечисленные задачи.
Основополагающими документами при разработке положений являются действующее законодательство и современные государственные нормативно-методические документы, например ГОСТ Р 6.30-97. УСД УСОРД. Основные требования к оформлению документов. Другим источником являются типовые положения, однако следует помнить, что они не могут заменить индивидуальное, так как содержат, как правило, типовой набор функций кадровой службы. В конкретных условиях деятельности той или иной организации могут существовать важные отличия и в структуре, и в правах, и в обязанностях службы.
Индивидуальные положения разрабатывают, прежде всего, для закрепления определенных задач и функций кадровой службы исходя из особенностей документирования трудовых отношений, специфики деятельности организации, состава работающих. При разработке положения, кроме перечисленных, обычно используют также документы, определяющие деятельность и структуру конкретной организации, прежде всего устав и учредительный договор. В этих документах установлены основные положения управления: внутренняя организационная структура, распределение функций и обязанностей руководителей.
Требования
к оформлению положения совпадают
с обычными правилами оформления
организационно-
В положении о кадровой службе закрепляют статус службы, ее место в системе управления, внутреннюю организацию, задачи и функции, права и обязанности, выполняемые в процессе ее деятельности. Состав разделов положения соответствует назначению документа: “Общие положения”, “Основные задачи”, “Функции”, “Руководство”, “Права и обязанности”, “Структура”, “Взаимоотношения. Связи”. Текст каждого раздела излагается отдельными пунктами, которые нумеруются арабскими цифрами.
Разрабатывает положение о службе ее руководитель, он же подписывает этот документ. Утверждает положение руководитель организации.
Раздел “Общие положения” начинают с пункта, устанавливающего точное название кадровой службы, ее место в организационной структуре, степень самостоятельности, должность руководителя, которому она подчиняется, порядок определения численности и штата службы. В этом разделе закрепляется порядок определения численного состава работников отдела кадров, его штатного расписания.
Отдельным
пунктом дается перечень основных правовых,
директивных, нормативных и инструктивных
документов, которыми служба руководствуется
в своей работе. Принято перечислять
сначала действующие
Отдел
кадров в своей деятельности руководствуется
действующими законодательными актами
Российской Федерации о труде, нормативными
и нормативно-методическими
В
разделе “Основные задачи”
Примером этому является такой вид деятельности, как аттестация работников, которая должна быть направлена на рациональную расстановку кадров по участкам, звеньям, рабочим местам. На практике участие кадровых служб в аттестации работников организации сводится к составлению графиков и планов проведения аттестации, а затем оформлению результатов заседаний аттестационных комиссий. Таким образом, это скорее документирование, т. е. технические, а не творческие функции. Поэтому, формулируя цели деятельности кадровой службы, следует исходить из ее реальной деятельности в организации. Если кадровая служба создается как структура по управлению персоналом и должна решать, помимо технических, аналитические вопросы, связанные с формированием и оптимальным использованием рабочей силы, общая цель в положении о кадровой службе может быть изложена, например, в следующем виде:
Целью
деятельности отдела кадров являются
формирование кадрового состава, подбор,
учет, расстановка, профессиональная адаптация
и организация повышения
Однако такая формулировка цели деятельности кадровой службы предполагает закрепление в положении наряду с традиционными других маркетинговых функций:
а)текущее и перспективное планирование потребности организации в рабочей силе;
б)прогнозирование рынка рабочей силы;
руководство профессиональным продвижением личного состава;
в)определение эффективности персонала;
анализ деловых и профессиональных качеств работников организации.
Раздел “Функции” содержит всестороннюю характеристику деятельности службы. Их описание должно быть грамматически и стилистически четким и охватывать все функции, выполняемые кадровой службой. Состав функций кадровой службы должен разрабатываться исходя из общих задач, т. е. этот раздел положения основывается на втором разделе, увязывается с ним по содержанию.
При
наличии в службе структурных
подразделений в раздел “Функции”
вводятся соответствующие их названиям
подразделы, а описание функций дается
для каждого структурного подразделения.
Тем самым закрепляется объем
ответственности каждого
В состав типовых функций кадровой службы, как минимум, входит:
а)разработка, оформление, обеспечение использования и хранения штатного расписания организации;
б)документирование оформления приема, увольнения, перевода, перемещения, командирования работников, предоставления им отпусков в соответствии с трудовым законодательством;
в)ведение учета личного состава работников организации, оформление личных дел, внесение в них новых данных, характеризующих работника, подготовка и выдача по требованию работника справок и копий документов;
прием, хранение, заполнение, выдача трудовых книжек в соответствии с инструкцией о порядке ведения трудовых книжек. Своевременное внесение в трудовые книжки записей о переводах, перемещениях, поощрениях и др.;
ведение учета работающих в организации военнообязанных, составление отчетов в соответствии с действующими нормативными актами;
г)ведение учета работников пенсионного и предпенсионного возраста, оформление пенсий работникам по их заявлениям;
выполнение запросов о трудовом стаже работников, ранее работавших в организации;
д)организация табельного учета.
Однако и из этого состава функций некоторые могут быть исключены: штатное расписание может составлять, например, планово-финансовый отдел; ряд организаций может не вести личные дела на своих сотрудников и т. д.
В разделе “Права и обязанности” кадровая служба наделяется правами, необходимыми для осуществления возложенных на нее задач и функций:
а) представительствовать в федеральных (региональных, городских) организациях по вопросам, относящимся к компетенции службы;
б) давать в пределах своей компетенции указания структурным подразделениям организации по подбору, учету, расстановке и подготовке кадров;
в) вносить руководству организации предложения по совершенствованию работы с кадрами;
г) ходатайствовать перед руководством организации о поощрении отличившихся сотрудников и наказании нарушителей трудовой дисциплины;
участвовать в работе кадровой комиссии организации, получать от структурных подразделений информацию по поводу рассмотрения заявлений работников, направленных в кадровую комиссию организации;
д) получать от структурных подразделений организации документы, необходимые для оформления приема, а также для высвобождения работников при увольнении по инициативе администрации;
е) удостоверять юридическую силу документов по личному составу, выдаваемых работникам организации.
Отдельными пунктами в этом разделе устанавливаются обязанности кадровой службы. Этот раздел не стоит смешивать с разделом “Функции”, где перечисляются виды работ, выполняемых кадровой службой для реализации своих основных задач. Обязанности – это официальные действия, возложенные на службу кадров и безусловные к выполнению. В их числе могут быть:
сохранение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах сотрудников организации, документах кадровой службы; выполнение указаний и поручений руководства организации и др.