Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:44, реферат
Самоконтроль – это регулярное наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья и физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему. Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность тренировки, следить за состоянием своего здоровья, выполнять правила личной гигиены, общий и спортивный режим и т.д.
Самоконтроль спортсмена.
Самоконтроль в массовой физической культуре.
. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
Особенности самостоятельных занятий для женщин.
Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС.
Лечебная физкультура.
Основы методики лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания.
Каждый родившийся человек
наследует от родителей врожденные,
генетически обусловленные
Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.
Как правило, юношеский возраст
(16—21 год) связан с периодом созревания,
когда все органы, их системы и
аппараты достигают своей морфо-
В основе жизнедеятельности
организма лежит процесс
Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.
Огромное количество клеток
снабжаются питательными веществами и
необходимым количеством
4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
Из внешней среды в
организм поступают вещества, необходимые
для его жизнедеятельности и
развития, а также раздражители (полезные
и вредные), которые нарушают постоянство
внутренней среды. Организм путем взаимодействия
функциональных систем всячески стремится
сохранить необходимое
Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.
Экология рассматривает взаимоотношения организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Около 80% болезней современного человека — результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.
5. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнении, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнении по физиологическим признакам.
Устойчивость организма
к неблагоприятным факторам зависит
от врожденных и приобретенных свойств.
Она весьма подвижна и поддается
тренировке как средствами мышечных
нагрузок, так и различными внешними
воздействиями (температурными колебаниями,
недостатком или избытком кислорода,
углекислого газа). Отмечено, например,
что физическая тренировка путем
совершенствования
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая
группа физических упражнений, особенность
которых в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения в меняющейся
ситуации, требующей мгновенной двигательной
реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою
очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижения на коньках, лыжах,
велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического
характера (упражнения без обязательной
слитной повторяемости
Особенности функциональных
сдвигов организма при
Снижение мощности и увеличение
продолжительности работы связано
с тем, что помимо анаэробных реакций
энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и
К средствам физической культуры
относятся не только физические упражнения,
но и оздоровительные силы природы
(солнце, воздух и вода), гигиенические
факторы (режим труда, сна. питания,
санитар но гигиенические условия).
Использование оздоровительных
сил природы способствует укреплению
и активизации защитных сил организма,
стимулирует обмен веществ и
деятельность физиологических систем
и отдельных органов. Чтобы повысить
уровень физической н умственной
работоспособности, необходимо бывать
на свежем воздухе, отказаться от вредных
привычек, проявлять двигательную активность,
заниматься закаливанием. Систематические
занятия физическими
6. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
Роль упражнений и функциональные показатели
тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
Формирование и
Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения.
Важная задача упражнения — сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования.
Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:
1) изменения в состоянии центральной нервной системы,
2) изменения опорно-
3) изменения функции органов дыхания ,состава крови и т.п.
Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный.
Тренировка накладывает
глубокий отпечаток на организм, вызывая
в нем как морфологические, так
физиологические и
Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.
При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с юношей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.
Тренированный организм выполняет
стандартную работу более экономно,
чем нетренированный. Тренировка обусловливает
такие приспособительные
Эти два взаимосвязанных результата тренировки — возрастающая экономичность и уменьшающаяся утомительность работы — отражают ее физиологическое значение для организма. Явление экономизации обнаружилось, как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.