Классификация физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Краткое описание

Классификация — это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач.
В основу одной из наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы.

Файлы: 1 файл

Классификация.docx

— 16.58 Кб (Скачать)

Классификация —  это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач.  

В основу одной из наиболее общих классификаций положены исторически сложившиеся системы  средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы.

Гимнастика в советской  системе физического воспитания подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная гимнастика для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.).

 Особенности гимнастики: избирательное воздействие на  различные части тела, отдельные  мышечные группы, суставы, связки  и различные стороны их деятельности  и состояния (расслабление, растяжение  мышц и др.); возможность точной  дозировки физической нагрузки; разнообразие упражнений; использование  предметов, физкультурных снарядов, инвентаря; применение музыкального  сопровождения. Эти особенности  гимнастики позволяют использовать  ее для решения разнообразных  задач на занятиях с людьми  всех возрастов, с разным состоянием  здоровья, с различной физической  подготовленностью.

Подвижные игры —  это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная  установленными правилами, которые  помогают выявить конечный итог или  количественный результат. В подвижной  игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость  двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие  положительные эмоции позволяют  ребенку с большим интересом  и более длительное время выполнять  физические упражнения, что усиливает  их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность  поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). В игре представляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т. д. Указанные особенности игры позволяют широко использовать ее в разных возрастных группах.

Спорт предъявляет  высокие требования к физическим и духовным качествам человека. Поэтому  занятия спортом допустимы лишь с достижением определенного  этапа возрастного развития и  при соответствующей физической подготовленности. В детском саду дети овладевают лишь основами техники  спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в  последующем.

Туризм позволяет  закреплять двигательные навыки и развивать  физические качества в природных  условиях. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе повышает их оздоровительный  эффект. В дошкольных учреждениях  проводятся прогулки за пределы участка  и за город (элементарный туризм). При  этом применяются разные способы  передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах).

Физические упражнения распределяются и по другим признакам, например по признаку преимущественного  значения их для развития физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости и т. д. Каждое упражнение требует  проявления одновременно всех качеств, но в наибольшей степени развивает  какое-либо одно. Бег на короткие дистанции  преимущественно развивает быстроту, а бег на длинные дистанции  — выносливость.

Упражнения могут  распределяться на группы по использованию  снарядов и предметов: упражнения на гимнастической скамейке, бревне, упражнения с палками, с мячами и т. д.

Упражнения делятся  на группы по анатомическому признаку: упражнения для мышц плечевого пояса  и рук, туловища и ног и т. д.

Существует классификация, составленная по структурному признаку: упражнения циклического, ациклического, смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью частей движения в цикле. В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) каждое упражнение является законченным действием. В смешанных движениях (прыжки с  разбега) соединяются циклические  упражнения с ациклическими.

По биомеханическим  признакам упражнения делят на поступательные (прыжки в длину с разбега), вращательные (метание диска); по физиологическим  — на упражнения различной интенсивности.

 Кроме того, движения  делятся на естественные и абстрактные. Первые (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.). Упражнения делятся на динамические и статические. Динамические упражнения связаны с перемещением в пространстве. Статические упражнения основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении (стойка «смирно» и др.).

В «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по принятой в теории физического  воспитания классификации (гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения).

Информация о работе Классификация физических упражнений