Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
Достоинствами лёгкой атлетики являются:
1)
Разностороннее влияние на
2)
Доступность. Занятия лёгкой
3) Возможность чёткой дозировки нагрузки. Тренировочная нагрузка в легкоатлетических упражнениях точно измеряется в метрах, часах, минутах, количестве повторений.
4) Оздоровительное значение. Занятия лёгкой атлетикой почти всегда проводятся на открытом воздухе, что способствует оздоровлению и закаливанию организма.
5) Прикладное значение. Умение бегать, прыгать и метать является необходимым условием для нормальной повседневной жизни, во время службы в армии, в различных экстремальных условиях [10].
Лёгкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными циклическими (бег, ходьба), ациклическимим (метания, прыжки) и ситуативными (кросс) движениями. Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Для повышения уровня развития психических и физических качеств используются занятия различными видами спорта в том числе и лёгкой атлетикой. Например, химикам, операторам, литейщикам рекомендуются занятия видами лёгкой атлетики, преимущественно циклического характера развивающими выносливость: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба. Темп выполнения средний, длительность продолжительная. Водителям и трактористам рекомендуются легкоатлетические упражнения по условным командам, переход от выполнения одних упражнений к другим, прыжки в длину на максимальный результат и с затратой усилий вдвое меньше максимального; бег на средние и длинные дистанции. Станочникам, столярам монтажникам – метания на дальность и на заданное расстояние, в цель; толкание ядра на заданное расстояние, в цель. Машинистамм – спринтерский бег с внезапными остановками на различные сигналы, ускорениями, кроссы, прыжки в длину с места и с разбега. Регулярные занятия обеспечивают высокий уровень общей работоспособности, функционирования сердечно – сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышают общую и статическую выносливость, устойчивость к гиподинамии, радиации, интоксикации, эмоциональную устойчивость. Также улучшаются общая адаптационная способность и резистентность организма, надёжность сердечно – сосудистой системы [18].
Как было сказано выше, для каждой профессии важны свои определённые профессиональные качества, навыки и умения и их нужно развивать и поддерживать на протяжении всей трудовой деятельности. Для этого используют различные виды физической культуры и спорта и именно лёгкая атлетика является одним из универсальных видов. Средствами лёгкой атлетики поддерживаются самые необходимые функции и системы организма, развиваются и поддерживаются на должном уровне физические качества:
а) бег занимает центральное место в лёгкой атлетике. Во время бега в работу включаются почти все мышечные группы тела, значительно усиливается деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ. С помощью бега развиваются и совершенствуются необходимые для человека физические качества: быстрота, выносливость, сила, ловкость; воспитывается трудолюбие, смелость, сила воли;
б) занятия прыжками способствуют развитию умения мгновенно концентрировать свои усилия, ориентироваться в пространстве, развивают силу, ловкость, быстроту, прыгучесть, смелость, трудолюбие и другие качества, жизненно необходимые человеку;
в) занятия метаниями способствуют развитию быстроты и силы, координации движений, воспитывают трудолюбие и силу воли;
г) многоборья являются отличным средством для достижения всесторонней физической подготовленности и гармоничного развития, способствуют развитию всех физических качеств [10].
Лёгкая атлетика, наряду с ускоренным передвижением, является и одним из ведущих разделов физической подготовки военнослужащих. Эти виды применяются для развития у личного состава большой физической выносливости, для формирования двигательных умений и навыков. В учебно-тренировочные занятия включают такие упражнения как ходьба, бег, прыжки, метания. Бег – основной вид упражнений, составная часть других разделов физической подготовки и видов спорта. Как средство тренировки он разносторонне воздействует на организм. В ходе занятий по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике формируются и совершенствуются физические, морально – волевые и психологические качества. Например, марш – бросок, совершаемый в составе подразделения, способствуют воспитанию у личного состава коллективизма, чувства взаимной выручки и взаимопомощи, развитию умений преодолевать трудности учебной и служебно – боевой деятельности.
К ускоренным передвижениям относятся: марш – бросок (передвижение ускоренным шагом, бегом или чередуя бег с ходьбой в составе подразделений в военной форме одежды с оружием и снаряжением), смешанное передвижение (чередование бега с ходьбой в военной или спортивной форме одежды), кросс (бег по пересечённой местности в военной или спортивной форме одежды, а также ориентирование на местности).
Лёгкая атлетика включается в один из вариантов утренней зарядки, а также в военные многоборья. Нормативную базу для сдачи зачётов и экзаменов составляют бег на 1 и 3 км, бег на 100 м, челночный бег, метание гранаты [3].
Таким образом, лёгкая
Заключение
1)Основными направлениями использования физической культуры в обществе являются общеподготовительное и специализированное направления физической культуры.
Общеподготовительное направление включает в себя следующие виды:
а) Базовая физическая культура – физическая культура, включенная в образовательно – воспитательную систему подготовки подрастающих поколений и взрослого населения. Она представлена на обязательном учебном предмете «Физическая культура и здоровье» в образовательных учреждениях. Образовательный процесс в них носит многолетний и круглогодичный характер и осуществляется по закономерностям образования и воспитания в соответствии с государственными программами.
В базовую физическую культуру входят: физическая культура в общеобразовательных и воспитательных учреждениях (ДДУ, СШ ,ССУЗы, ВУЗы); пролонгирующая физическая культура; базовый спорт.
б) Фоновая физическая культура – физическая культура, способствующая поддержанию нормального функционального фона жизнедеятельности организма.
Специализированное направление включает в себя следующие виды:
а) Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения , нормы и достижения в сфере этой деятельности. Спорт, в свою очередь делится на массовый спорт и спорт высших достижений.
Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или разнообразными физическими упражнениями на основе разрядной классификации с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства [5].
Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины. Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получись спортивное звание. Ведущие функции – соревновательная, престижная, зрелищная, воспитательная.
б) Профессионально – прикладная физическая культура. Сложились три разновидности профессионально – прикладной физической культуры: собственно профессионально – прикладная физическая культура, военно – прикладная физическая культура и производственная физическая культура.
Профессионально – прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности [9].
Военно – прикладная физическая культура – физическая культура военнослужащих, направленная на овладение навыками, необходимыми в боевой деятельности (ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах по пересеченной местности и оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою); на развитие и постоянное совершенствование физических качеств (общей и специальной выносливости, силы, быстроты и ловкости); на воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания; на укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий и факторов боевой деятельности.
Производственная физическая культура – физическая культура в режиме труда. Её формами являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
в) Оздоровительно – реабилитационная физическая культура включает в себя:
Лечебную физическую культуру;
Физическую реабилитацию;
Адаптивную физическую культуру;
Лечебная физическая культура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.
Физическая реабилитация – составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению, физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.
Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья [8].
2) Специализированное направление физической культуры активно используется в трудовой и военной деятельности. При это применяются различные виды спорта, основным из которых является лёгкая атлетика. Разнообразие легкоатлетических упражнений, широкие возможности варьирования нагрузки позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного пола, возраста и различной степени физической подготовленности. Большинство из этих упражнений могут выполнятся не только на стадионе, но и на простейших площадках или просто на местности.
Лёгкой атлетике отводится главное место во всех ступенях Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.
Достоинствами лёгкой атлетики являются: доступность, разностороннее влияние на организм, возможность чёткой дозировки нагрузки, оздоровительное влияние на организм, прикладное значение.
Для каждой профессии важны свои определённые профессиональные качества, навыки и умения и их нужно развивать и поддерживать на протяжении всей трудовой деятельности. Для этого используют различные виды физической культуры и спорта и именно лёгкая атлетика является одним из универсальных видов. Средствами лёгкой атлетики поддерживаются самые необходимые функции и системы организма, развиваются и поддерживаются на должном уровне физические качества .
Лёгкая атлетика, наряду с ускоренным
передвижением, является и одним из ведущих
разделов физической подготовки военнослужащих.
Эти виды применяются для развития у личного
состава большой физической выносливости,
для формирования двигательных умений
и навыков. В учебно-тренировочные занятия
включают такие упражнения как ходьба,
бег, прыжки, метания [3].
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка