Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
Программно-нормативные основы массового спорта ориентированы на решение задач рекреации, активного досуга на соревновательной основе, с учетом запросов различных социальных групп населения. Особенностью программно – нормативных характеристик массового спорта представляется отсутствие возрастных ограничений (кроме групп ДЮСШ) и строгого спортивно – технического нормирования (требования к предварительной подготовке, разделение по разрядным нормативам и их связь с системой организации [14]. В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет прежде всего значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Отличительная черта – доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях – участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд [1].
Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий.
Гигиеническое
направление – использование физи-
ческой культуры для восстановления работоспособности
и укре-
пления здоровья. Выделяют:
1) Оздоровительно – реакреативное использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы в общежитиях, оздоровительных лагерях;
2) Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально;
3) Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья [5].
В
зависимости от направленности занятий
в общедоступном спорте в процессе
систематических занятий
Массовый спорт включает в себя: школьно – студенческий спорт, профессионально – прикладной спорт, физкультурно – кондиционный спорт, оздоровительно – рекреативный спорт.
Основу общедоступного спорта составляет школьно – студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально – технические училища, институты). Таким образом, школьно – студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно – прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно – кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях [19].
Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортивные результаты, вовлечение в занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями.
Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины. Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получись спортивное звание. Ведущие функции – соревновательная, престижная, зрелищная , воспитательная.
Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей, которые выражаются в следующем:
а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции;
б) унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;
в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами не антагонистических отношений между людьми [5].
В мировом спорте этот тип является стержневым. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный и многолетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с правилом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. В социалистических странах эти расходы полностью берет на себя государство [1].
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно – соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта и связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений
1)
супердостиженческий (
2) профессиональный спорт;
3) профессионально – коммерческий спорт:
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочноо – соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное
отличие профессионально-
Таким образом, спорт рассматривается в узком и широком смыслах и включает в себя массовый спорт и спорт высших достижений.
Профессионально – прикладная физическая культура имеет свои функциональные особенности. По мере того, как определенные компоненты физической культуры внедрялись в сферу производительного труда и профессионально-служебной деятельности, формировался особый вид физической культуры, избирательно профилированный в профессионально-прикладном отношении. У нас в стране его становление особенно активизировалось в 30–х годах XX века. Со временем четко выразились его специфические функции: во – первых, обеспечивать специализированную физическую подготовку индивида к избранной профессиональной деятельности, во – вторых, содействовать оптимизации динамики оперативной работоспособности непосредственно в процессе трудовой деятельности. Соответственно сложились три разновидности профессионально – прикладной физической культуры: собственно профессионально – прикладная физическая культура, военно – прикладная физическая культура и производственная физическая культура. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности , становящейся основной для него (хотя бы на относительно длительный период, как в случае срочной военной службы), а также непосредственно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от ее специфических условий и требований.
В рамках специализированной профессионально-прикладной физической подготовки обеспечивается формирование и совершенствование тех двигательных умений и навыков, которые аналогичны умениям и навыкам, используемым в профессиональной деятельности (если она имеет своим существенным слагаемым активные двигательные действия, как, например, многие разновидности военно-служебной деятельности или профессиональной деятельности оперативных работников органов правопорядка), и иных, но способствующих так или иначе ускоренному и качественному освоению профессиональной деятельности, а также умений и навыков, нужных для выполнения упражнений, избирательно направленно воздействующих на развитие физических качеств, от которых прямо либо косвенно зависит эффективность профессиональной деятельности. Прикладной эффект данного вида физической культуры обеспечивается также, причем нередко в преобладающей мере, и применением таких упражнений, которые являются средством воспитания профессионально важных физических качеств индивида. Что же касается профилированного содержания и форм производственной физической культуры, то они складываются в решающей зависимости от закономерностей оперативного содействия росту производительности труда, его режима, условий и особенностей воздействия на состояние трудящихся. В силу этого здесь определились особенности выбора используемых тут упражнений, их методики и порядка включения в режим рабочего дня (вводная гимнастика непосредственно перед началом работы, физкультпаузы в ней, восстановительные упражнения в перерыве между фазами рабочего дня и сразу по окончании работы).
Профессионально-
Оздоровительно – реабилитационная физическая культура включает в себя:
1) Лечебную физическую культуру;
2) Физическую реабилитацию;
3) Адаптивную физическую культуру;
Лечебная физическая культура (ЛФК) – метод, использующий средства физической культуры с лечебно – профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка